Урок русского языка по теме «Упражнение в написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»


Урок русского языка по теме
«Упражнение в написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн,чк»
Цели урока:
Личностные:
Понимать учебную задачу и искать пути её решения, применяя правила правописания;
развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Метапредметные:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, усваивать способы их решения;
умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера;
готовность слушать собеседника.
Предметные:
обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;
способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.
Оборудование:
- интерактивная доска;
-презентация
Вводно-мотивационный этап. 1 мин
- Давайте поприветствуем друг друга и подарим улыбку.
- Поприветствуем наших гостей. Начинаем урок.
Урок закрепления дает нам понять,
Что мы умеем и что должны знать!
Целеполагание. 5 мин
На доске записаны слоги: сне, жин, ка; щу, паль, ца; пру, жи, на; ма, ши, на; вну, ча, та; то, ва, рищ.
- Что записано на доске?
- Составьте слова из слогов.
- Что заметили общего в этих словах?
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание буквосочетаний жи - ши, ча – ща, чу - щу.)
-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.
-Используйте слова помощники:
Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)
Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)
-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.
-Какое правило нам поможет достичь цели урока?
Чистописание 1 мин
- Напишем эти буквосочетания по одному разу. Не торопитесь.
Словарная работа 5 мин
- Какое слово лишнее? Почему?
- Как понимаете лексическое значение этого слова?
- Давайте прочитаем его значение в словаре Ожегова.
Товарищ– старинное русское слово, образованное от слова товар.
Товарищами называли себя бродячие торговцы на Руси, которые торговали одним и тем же товаром.
Товарищами называли купцов, которые вместе ехали за товаром или возвращались с товаром.
- Это новое словарное слово.
- Запишите его в тетрадь. Разделите его на слоги, поставьте ударение.
Буквы каких звуков надо запомнить? Почему?
Всем хорошо известна крылатая фраза великого полководца Александра Васильевича Суворова - Сам погибай, а товарища выручай.
Запишем это выражение под диктовку.
Как понимаете смысл этого выражения? (Надо помогать товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию. )- Найдите в словах буквосочетания, написание которых мы повторяем сегодня.
- Обведите в кружок буквы мягких согласных звуков. Назовите их.

Постановка проблемы 7 мин
- Нам прислал кто-то письмо. Прочитайте его.
Ребята, привет!
Летом я приехал на дачю к товарищю. Дачя была у леса. Весь день звучяли песни птиц. Утром мы с товарищем пошли на речку. Речка была шырокая. Над водой кружылись чяйки. Мы поймали щюку и два лещя.
- Что вы заметили в этом письме?
- Как вы думаете, какой литературный герой мог написать такое письмо?
- Из какого произведения этот герой? (Приключения Незнайки и его друзей)
- Кто автор?
- Скажите, а почему Незнайка допустил так много ошибок?
- А как вы оцените свои знания по данной теме?
- Кто уверен, что помнит эти правила и не допустит ошибки при написании этих буквосочетаний, поставьте на полях !, кто еще сомневается – поставьте ?.
- Давайте поможем Незнайке исправить его ошибки.
- Запишите слова, в которых Незнайка допустил ошибки в тетрадь с новой строки.
- Проверим. Поднимите руку, кто поставил ! и справился с заданием без ошибки.
- Поднимите руку, кто поставил ? и справился с заданием без ошибки. Вам надо быть уверенней в себе.
- В каких словах количество звуков не совпадает с количеством букв? Почему? (Широкая, кружились)
- Каким близким по значению словом можно заменить слово товарищ? Как называются такие слова?
Физминутка 1мин
Орфографический диктант на листочках. 5 мин
Жилет, перчатки, чудесно, дружить, овчарка, щурята, участок, шиповник, час, роща.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 10 мин
- Составь из слов каждой строчки предложение, так чтобы выделенное слово было первым.
Чаща, полна, звуков, лесная.
По, дятел, стучал, дубу.
Кружились, елью, над, клесты.
Срывали, шишки, клювами, они.
Искали, птицы, пищу.
-Можно ли назвать текстом?
- Озаглавьте его.
- Встретились ли слова с буквосочетаниями в этом тексте? Назовите их.
- Подчеркните слова, которые нельзя переносить.
Работа с учебником. Упр.106 стр.74 устно разобрать дом задание. 3 мин
Творческая работа в группе. 5 мин
- Восстановите стихи, вставив буквосочетания.
…ли на… мы…
За трубой на крыше.
Там …десное местечко,
Потому что рядом печка.
Су…т печка сухари,
Мы… и…т крошки.
Знают даже малы…:
И…т мышек кошки.
Итог урока. Рефлексия. 2 мин
- Какую цель перед собой ставили?
- Все ли могут писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу без ошибок?
-Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после букв шипящих звуков ж, ш, ч, щ?
- Повторим вместе эти правила!
В сочетаниях жи –ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – щаПишем только букву а.
В сочетаниях чу – щуПишем только букву у !