Обобщающий урок «Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу».

Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Тема урока: «Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу».
Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о правилах написания слов с сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу. Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Задачи: 1.Обучающие: -- систематизировать знания о правописании сочетаний : жи-ши, ча-ща, чу-щу - совершенствовать умение распознавать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; правильно их писать. 2.Развивающие: -развивать речь учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; -развививать орфографическую зоркость. 3.Воспитательные: -воспитывать организованность, самостоятельность, положительное отношение к учебе. - воспитывать аккуратность при письме; -воспитывать коммуникативные навыки , чувство товарищества и взаимопомощи. Оборудование: проектор, презетация, сигнальные карточки. кружочки,
зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»;
жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;
красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

Ход урока.

Психологический настрой на работу
Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я думаю, что кто-то пришёл весёлый, а кто-то не очень.
У вас на столах лежат «тучки» и «солнышки», покажите какое настроение у вас в данный момент. А теперь повернитесь к своему товарищу по парте и улыбнитесь друг другу. Всё хорошее в жизни начинается с улыбки.
Очень хорошо, начнём наш урок с улыбок.
Орг. момент.2 мин.
- Начинаем урок русского языка.
Загадка: После осени пришла. Слайд зимы1.
И сугробы намела(Зима)
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок путешествие. Совершать путешествие будем по зимнему лесу на волшебных санках.
А чтобы отправиться в путешествие, нам нужно пройти через преграды, чтобы добраться до заколдованной ёлочки и расколдовать её.
Il.Минутка чистописания.(2 мин.)
Загадка
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка) Слайд 2.
- А какая буква похожа на снежинку? Ж, Ш, Ч, Щ
Стала снежинка буквою «ж»
Солнце ее не растопит уже. И первая наша станция ЧИСТОПИСАНИЕ.
- Начнем с минутки чистописания.
- Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.( Слайд 2)
“Замок”
На двери висит Замок
кто открыть бы его сумел?
Потянули,
Покрутили,
Постучали,
Иоткрыли!
Каллиграфическое письмо
Выложим дорожку :ж,ш,ч,щ
-На какие группы можно разделить эти звуки? (всегда твердые и всегда мягкие)
- Как называются эти согласные? (шипящие)
- С какими гласными они дружат?
Сегодня мы будем работать под девизом:
Век живи, век учись.
Дело верши, да не спеши.
Сам погибай, а товарища выручай.
IlI. Тема урока ( объявление темы)
Прошуршали камыши: Только с «и» пишите « ши». Им ответили ежи: Только с «и» пишите « жи». Плавником бьет чудо-щука; Буква « у» нужна! А ну-ка! И шумит лесная чаща: В правило смотри почаще!
- Что вы знаете про звуки [ж], [ш], [ч], [щ]? ? (Эти звуки всегда твёрдые, мягкие)
- Что вы можете сказать про сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
(Сочетания жи-ши пиши с буквой и и т.д.)
Вот первая остановка «Словаркино» слайд
(Дети отгадывают загадки, комментируют их, показывают карточку с какой гласной писать, передают эстафету по комментированию следующим детям.)
Кто седой Зимы слуга,
Снегом сыплет на луга?
В гости кто зовет мороз,
Прячет вьюгу средь берез?
Дарит Елку и веселье
Январю на новоселье? (Декабрь)

Начинает календарь Месяц с именем (январь)
Последний зимний месяц жаль, Короткий самый он – ( февраль)
Сигнальные карточки
Запись словарных слов:
- Что можно сказать о значении этих слов? (Ребята говорят о времени года )
-название команд декабрята, январята, февралята
Декабрь, , , мороз, хоккей, пальто, сапоги, коньки, иней. ( разбить слова на, какие слова нельзя перенести?)
- Итак, с заданием мы справились, можно отправляться в путь.
Вторая остановка «Пригоркино»
соеденить начало слова с концом:
шала жи спещадь крича
гара чать пло.. ча камычу
сту ши свешить зада ши
- Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 ряд – куча, 2 ряд – чугун, 3 ряд – живёт)
- Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?
Станция Отдохни-ка . Физкультминутка.(1мин.) Закружила нас метель. Давайте отдохнём. (если услышите в слове сочетание ЖИ – ШИ приседаем, на сочетание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ – хлопаем в ладоши
:КУВШИН -сели, ДОЧУРКА-хлоп., ЧАСЫ-хлоп.,НОЖИ-сели,ЩУКА-хлоп.,ЧАЙКА, ГУЩА-хлоп.
- Итак, с заданием мы справились, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорка).
- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.
- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.
Остановка «Лукошкино»
письмо от лесных жителей (собрать в лукошко все ошибки)
(у них случилась беда, их заколдавали и они разучились грамотно писать, все забыли и попутали зимние месяца)
- Работа над письмом (выявление ошибок(сигнальные карточки)-подбор проверочных слов)
поехали дальше.
Чистоговорки.
- Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.
- Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.
Вот мы и подъехали к остановке «Дорожкино» 
А задание на этой остановке будет трудное.
Мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’], [ж], [ш],
Записать слова по командам-рядам:
1 – с орфограммой чу-щу Метель – подобрать синоним
2 – ча-ща
3- жи-ши
(Щавель, машина,чулок, туча, щука, ежи.)
Проверка слов. Учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы, делят слова на слоги (есть ли слово, которое нельзя перенести?) с любым из слов составляют предложение, записывают его в тетрадь.
_ К словам: узкий-
свои-
провожает-
редко-.. подобрать АНТОНИМЫ
Чистоговорки:
- Щу-щу-щу – я по маме грущу.
- Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу.
Следующая остановка – “Полянкино”. Станция “Соревновательная”.
Сорока принесла письма с заданием, но задания перемешались и рассыпались
( работа в группах;).
(составить предложение, подчеркнуть основу предложении)
- Как можно назвать все эти предложения?
Сильный мороз сковал речку. Белые снежинки кружились в воздухе. Ребята пошли в лесную рощу. В дупле большого дерева живет пушистая белка.
В лесу лежит пушистый снег.
Запись слов по командам, подчеркивание в тетради орфограмм.
Поехали дальше
- Ча-ча-ча – у меня нет ключа.
- Уч-уч-уч – ёжик наш колюч.
Станция “Самостоятельная”.
Письмо по памяти
Два березовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их ... (лыжи)
-Продолжаем путешествие.
Мы переходим на станцию Упражняй-ка. Станция – Упражняй-ка.(8мин.) -Открываем учебник на с.12 упр.17. -Ребята,к доске будем выходить по цепочке. После выполнения упражнения обобщаем,на какие правила встретились слова. Станция –Думай- ка. - Звуковой анализ слов ( конкурс капитанов):
Заяц вьюга ёжик
Рефлексия.
Ребята, я очень довольна вашей работой. А теперь вспомним то, о чём мы говорили целый урок.
Жи, ши пиши с буквой И
Ча, ща пиши с буквой А
Чу, щу пиши с буквой У
Оцените свою работу с помощью светофорика.
Подведение итогов урока
Чему учились сегодня на уроке?
Почему надо знать изученные орфограммы и уметь их находить?
Кому было трудно?
Какое задание вам интересно было выполнять?
- Ребята, помните я в начале урока спрашивала вас о настроении. Урок прошёл. Давайте украсим ёлочку своими кружочками-шариками. Дети получают пригласительные билеты на новогоднюю елочку.











































Открытый урок по теме (2 класс)


4.3.Продолжаем наше путешествие.(5 мин.) Станция –Отгадай-ка. -Сейчас нам Незнайка предлагает отгадать загадки ( дети записывают отгадки в тетрадь, в строчку).Дети поочереди выходят к доске,записывают отгадки. Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда все несут.(Мыши). Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом.(Часы). Драчуны и забияки, живут в воде, когти на спине.(Ерши). Бегут по дорожке доски да ножки.(Лыжи). Из горячего колодца через нос водица льется.(Чайник). Белые горошки на зеленых ножках.(Ландыши). По вертикали получилась отгадка на загадку К.И.Чуковского: «Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек по улице везут»(Машины). – Ребята ,Незнайка на нашем уроке наблюдает и ставит каждому из вас плюсики за работу на уроке.Поэтому вы должны стараться .Он видел как вы работаете все вместе ,а теперь предлагает нам придумать 2 слова самостоятельно с сочетанием « ши» и записать .(1 мин.) -Какие надо знать правила ,чтобы правильно писать эти слова? 4.4. 5. Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями «ча-ща». 5.1 Станция –Восстанови- ка.(3 мин.) -Ребята! Продолжаем путешествие и переходим на станцию Восстанови-ка.На этой станции для вас были подготовлены добрые советы, но Незнайка так активно отдохнул на физкультминутке, что некоторые буквы нечаянно стер. Давайте попробуем восстановить эти советы.(Работа с сигнальными карточками). Мой руки чище и ч.ще . За столом не маш. руками .Ешь молч. . Угощ.й друзей ч.ем. -Чему учат эти советы? -Какое правило надо знать, чтобы написать грамотно? (Дети отвечают правила). 5.2 6.1.Станция Физкультурная.(Танцевальная).( 2 мин.) 7.Итог урока . -Наше путешествие подходит к концу. -Ребята ,что мы повторяли на уроке.Повторим хором весёлую рифму: ЛУ.. .. ЗНЬ
ГАРА.. ..ЛЕТ
МАЛЫ.. ..ЛО
ЗАДА.. ..СТО
СВЕ.. ..СЫ
КУ.. ..Й
РО.. ..ВЕЛЬ
УТА.. ..КА
СТУ.. ..ГУН
КРИ.. ..ЛКИ
У СА.. ..ШКИ
ЛЫ.. ..ЗНЬ










15