Развитие умения находить в слове основу и окончание
Русский язык ОСНОВА СЛОВА И ОКОНЧАНИЕ 08.12.2016г.
Тема: Развитие умения находить в слове окончание и основу
Цель:
– развитие умений работать со схемами состава слова, подбирать слова к схемам, выделять основу и окончания, части слов (морфемы) внутри основы.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
·. Актуализация знаний.
Ошибок не пугайся,с ошибками справляйся! Слайд №1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа». Слайд№2
Минутка чистописания.Учитель: А сейчас, я предлагаю повторить написание букв. Сегодня на минутке чистописания повторим написание заглавной и строчной буквы Зз. Слайды №3-4
Отгадайте и запишите словарные слова:
Слова записывают ученики на доске.
По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком. (Заяц).
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней).
Есть ребята у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня?
(Коньки)
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это... (ветер)
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? ...(Ворона)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз).
Поставить знак ударения и подчеркнуть орфограммы. Слайд №5
Графический диктант.
– Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки. (на доске один ученик)
1. Изменяемая часть слова – это
2. Часть слова без окончания – это
3. Разделительный ъ пишется после
4. В слове переходы ход- является
Слайд №6. На основе двух первых схем сформулируйте тему и цель урока. (Развитие умения находить в слове окончание и основу. Научиться выделять окончание и основу в слове.) Слайд №7.
- О чём эти стихи? ( о зиме). Слайды №8-10
Выпишите слова с корнем –зим-: зима, зимнюю, зимы Слайд №11.
Выделите окончание и основу. Слайд №12. (работа в парах)
Физминутка
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
– Так что мы должны повторить на уроке? Что такое окончание? Что такое основа слова?
– Давайте составим план. Учитель вместе с детьми составляет план.
1. Читаю слово.
2. Изменяю это слово, нахожу изменяемую часть – окончание.
3. Отделяю окончание от основы.
4. Выделяю основу. Слайд № 12
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
·II. Развитие умений – применение знания.
Работа по учебнику.
Упражнение №190. Слайд №13.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
Физминутка
Упражнение №191. Слайд №14-15.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
(Умение работать с информацией.)
Работа в группах.
Составление предложений. Слайд №16.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
·V. Итог урока.
V. Рефлексия.
Слайды №17-18
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?
- Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
- Как найти в слове окончание?
-Что такое основа слова?
- Как найти в слове основу?
-Как называется главная часть слова?
Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)
– Окончание входит в основу слова? (Нет.)
– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)
– У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)
– С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)
Слайд №20.
С наступающим Слайд №21
V. Домашнее задание.
С. 164 упр.№6, ф/т-дырочка, 7 слов. Слайд №19.
Деятельность учеников:
– Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.
© ООО «Баласс», 2013
13 PAGE 14115
Рисунок 0Заголовок 315