Конспект урока по русскому языку во 2 классе по темеУпражнения в написании букв и, у, а после шипящих.
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жи-ши, ча-ща, чу-щу
Урок русского языка во 2 классе.
УМК: «Школа 2100»
Учитель: Власова Елена Николаевна
Тема: Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих.
Цель: совершенствование умений находить слова с изученными орфограммами-буквами гласных после шипящих, графически её обозначать, находить и исправлять ошибки.
Цель как деятельность учеников:
Метапредметные коммуникативные УУД: развитие умений договариваться о совместной деятельности, слушать и анализировать, контролировать свою работу и работу в группах.
Линия развития (овладение орфографией и пунктуацией): совершенствование умений воспринимать на слух слова с изученными орфограммами-буквами гласных после шипящих, правильно писать и графически обозначать изученные орфограммы, а также исправлять ошибки.
Задачи урока: 1. Обучающие: формировать умение распознавать в словах орфограмму и правильно ее обозначать;2. Развивающие: развивать речь учащихся посредством устных высказываний, обогащать словарный запас, развивать внимание посредством выполнения карточных заданий.3. Воспитательные: воспитывать аккуратное ведение записей в тетради.
Планируемые результаты
Коммуникативные УУД:
а) формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
б) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Предметные результаты: писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок. Метапредметные результаты: - определяет и формулирует цель урока с помощью учителя; - работает по коллективно составленному плану; - фиксирует затруднения в выполнении заданий; - оценивает правильность выполнения действий; - планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - высказывает свои предположения; - строит краткое устное высказывание по теме; - слушает и понимает речь других.
Авторский медиапродукт: презентация. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Дидактические материалы:
- карточки с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу- лепестки цветка цветика-семицветика,- текст загадок, - карточки для индивидуальной работы
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Орг. момент
·I. Актуализация знаний.
Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сядем и начнём
Наш сегодняшний урок.
- Сегодня у нас необычный урок. А поможет провести его волшебный цветок.
-Вы узнали его? (Цветик – семицветик)
-А кто автор данной сказки? (Катаев Валентин Петрович)
На его лепестках представлены задания из различных разделов. Будем выполнять задания из различных разделов, представленных на его лепестках.
– Откройте тетради, запишите число.
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1.Минутка чистописания
- Первый лепесток у нас оранжевый «Чистописание»
Учащиеся исполняют припев песни «Лети, лети лепесток», музыка К.Костина, слова И.Григорьевой, передавая оранжевый лепесток по кругу.
- Вынула девочка Женя цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток и прочитала его название: «Чистописание»
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг!Лишь коснёшься ты землиБыть, по-моему, вели!
1 ученик : К минутке чистописания приступите.
- Сначала разомнем пальчики
2.Пальчиковая гимнастика
Утро настало
Солнышко встало
Эй, братец, Федя, разбуди соседей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Серёдка!
Вставай, Сиротка!
И крошка, Митрошка!
Привет, ладошка!
- У нас на руке 5 пальцев, а на доске написано 5 звуков.
Ш Ж Р Ч Щ
Познавательные УУД
Выявлять сущность, особенности объектов.
Личностные результаты
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Какой здесь звук лишний? (Р)
- Почему? (Так как все шипящие, а он сонорный).
– Вспомните, над какой орфограммой с этими шипящими мы работали на предыдущих уроках. (Написание букв гласных и, у, а после букв шипящих.)
Запишите эти сочетания в тетради всю строчку.
жи ши ча чу щу
Синим карандашом подчеркните твёрдые согласные, а зелёным- мягкие согласные.
-Составьте предложение из данных слов. Запишите его в тетрадь.
-Подчеркните орфограмму гласную после шипящих.
– Как вы думаете, что мы будем проходить на уроке? (На уроке мы будем продолжать работать над изученными орфограммами и совершенствовать умение находить данные орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу.)
– Составим план урока.
Учитель составляет план вместе с детьми.
План (примерный).
Воспринимать на слух слова с орфограммами ча-ща, жи-ши, чу-щу.
Находить в словах буквосочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу.
Графически обозначать данные орфограммы.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Коммуникативные УУД
Строят правильные речевые высказывания, формулируют и аргументируют собственное мнение.
Личностные результаты
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
·
·I. Развитие умений – применение знания.
2 лепесток – голубой «Потренируйся»
- Вынула девочка Женя второй раз цветик-семицветик, оторвала голубой лепесток и прочитала его название: «Потренируйся»
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг!Лишь коснёшься ты землиБыть, по-моему, вели!
2 ученик: Соревнование между рядами помоги провести.
(Даны ряды слогов, найди и подчеркни только нужный слог)
1ряд: находит и подчёркивает слоги ЧА - ЩА
2ряд: находит и подчёркивает слоги ЧУ - Щу
3ряд: находит и подчёркивает слоги ЖИ – ШИ
- Раз, два, три, лепесток с заданием лети!
3 лепесток – жёлтый «Пословицы и поговорки»
-А ну-ка, посмотрим, что это за цветик –семицветик,- сказала Женя и оторвала жёлтый лепесток, кинула его и произнесла: «Пословицы и поговорки»
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг!Лишь коснёшься ты земли! Быть по- моему вели !
3 ученик: Пословицы и поговорки объясни. (Учащиеся называют пословицы и поговорки с пройденными сочетаниями.)
- Найдите у себя на парте лепесток жёлтого цвета.
Наш русский язык богат пословицами и поговорками. Здесь для вас отобраны те, в которых есть изучаемые орфограммы. Вы должны вставить пропущенные буквы и объяснить смысл пословиц.
1.Век жви, век учись.
(Всегда следует чему-либо учиться; даже будучи очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний)
2.Шло в мешке не утаишь.
(Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт)
3. Чй пить – не дрова рубить.
( От приглашения чай попить, отказываться глупо, ведь тебя не работать приглашают)
4.Сам погибай, а товарищ выручй.
(Надо помогать товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию).
5.Не учи щку плавать.
(Не стоит давать советы и поучения, тому, кто уже умеет что-либо делать и знает, как следует поступать.)
6. Ошибся, что ушибся - впредь наука.
(Один раз неправильно сделал, в следующий раз будешь знать как правильно.)
- Ещё раз проверьте с образцом на доске, исправьте ошибки и оцените свою работу.
- Как вы понимаете смысл первой пословицы? второй, третьей.
Учитель убирает четвёртый лепесток– красный. ( «Животные»)
- Женя отошла в сторонку, достала заветный цветик- семицветик, оторвала красный лепесток, кинула и сказала: «Животные»
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг!Лишь коснёшься ты земли! Быть по- моему вели!
4 ученик: Животных с сочетанием ча помоги найди.
Перед вами лежит красный лепесток, возьмите его и прочитайте задание.
Работа в парах.
Задание: к данным словам назовите слова, которые обозначают детёнышей. Выпишите названия только тех детёнышей, в которых встречается сочетание ча.
Приступили к работе.
Волк- Галка-.
Заяц-. Индюшка- ..
Кролик - .. Белка - ..
Медведь-.. Утка -
(Волчата, зайчата, медвежата, галчата, индюшата, утята, крольчата, бельчата)
Обменяйтесь тетрадями.
- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словом «+», если не согласны – «-».
- Закончили проверку. Давайте проверим всем классом.
- Какие слова вы записали?
-Оцените с помощью сигнальных кружков своего соседа.
Учитель убирает 5 лепесток – зелёный «Растения»
Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик – семицветик, вырвала зелёный лепесток, кинула и закричала: «Растения»
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг!Лишь коснёшься ты земли! Быть по- моему вели!
5ученик: Отгадайте загадки о растениях.
Зелёный лепесток приготовил нам загадки.
Сейчас учащиеся нашего класса объединяться в 5 групп по желанию и выберут командира.
- Командирам подойти и взять любой лепесток зелёного цвета.
Задание: Отгадайте загадку, определите орфограмму в слове.
1группа.
На зелёной ножке белые горошки.
Только снег сойдёт лесной,
Расцветает он весной. (Ландыши )
2 группа.
Дикой розой называют,
Как лекарство принимают. (Шиповник )
3 группа.
Кувшины и блюдца
Не тонут и не бьются,
С водой не расстаются. (Кувшинки)
4 группа
Трава, из которой получают кислый суп. (Щавель )
5 группа
Высокая трава, растущая по берегам лесных озёр. (Камыши)
- А сейчас мы с вами составим и запишем « Словарь цветов»
( Командир первой группы читает загадку и называет отгадку, учащиеся с комментированием записывают слово в тетрадь, аналогично и другие группы)
6 лепесток – фиолетовый «Грамотейка»
Девочка бережно оторвала фиолетовый лепесток и произнесла: «Грамотейка»
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг!Лишь коснёшься ты земли! Быть по- моему вели!
6 ученик: Орфограммы заучи.
Историческая справка, рубрика «Грамотейкина история»
Не все знают, что
шипящие Ж - Ш в Древней Руси обозначали мягкие звуки. В 13 веке произошло отвердение этих звуков, а написание сохранилось прежним.
Ча-ща, чу-щу пишутся по образцу слогов жа-ша, жу-шу.
Найдите у себя на парте карточку фиолетового цвета .
Задание: вставь пропущенную букву . Определи на какую она орфограмму и найди карточку в классе с соответствующей орфограммой.
(Учащиеся объединяются в группы сменного состава , в зависимости от своей орфограммы, выбирают командира, проверяют друг у друга и делают выводы)
карточки карточки карточки
И А У
(жи-ши) (ча-ща) (чу-щу)
оруж. е нет меч. ворч.н
у Миш. ч.йник хохоч.
обслуж .л стуч.ть ощ.щение
друж .ть саранч. ч.десно
ж.вой
поуж. нал ч.йка прищ.чить
подскаж. у меч. ч.гунок
в тиш. оч.рование уч.ял
дрожж. уч.сток щ.пальца
ш . то
служ.ть у ключ. ч.десный
ж.летка пищ. выращ.
чиж. гущ. щ.плый
ж.молость нач.ло к плеч.
свеж.й задач. по-щ.чьему
ж.рность у ключ. ч.ткость
скаж. случ.й ч.дак
ж.знь пощ.дить щ.рёнок
беляш. сороч.та ч.десный
ш.шки зайч.тки трещ.
Регулятивные УУД
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать других.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Познавательные УУД
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устноу форме.
Коммуникативные УУД. Развиваем умение слушать и понимать других.
Умение работать в паре.
Познавательные УУД
Осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные УУД
Принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий ,действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Коммуникативные УУД
Строить правильные речевые высказывания, формулируют и аргументируют собственное мнение
Регулятивные УУД
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД
Осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
Осуществляют поиск необходимой информации.
Личностные результаты
Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД
Формирование умения выполнять последовательность действий.
Личностные результаты
позицию по отношению к своей работе в группе.
Коммуникативные УУД
Организовывать совместную работу.
·V. Итог урока.
Рефлексия
7 лепесток – синий «Обобщайка»
-_Чему мы сегодня учились на уроке?
Учились находить в словах орфограммамы ча-ща, жи-ши, чу-щу,
Графически обозначать данные орфограммы.
Наш урок подошёл к концу. Расскажем в стихах, какие орфограммы закрепляли на уроке.
1 ученик(оранжевый лепесток)
Лыжи, мыши и ужи
Шины, ежики,чижи
2 ученик (голубой лепесток)
Жи да ши, жи да ши
С буквой и всегда пиши
3 ученик (жёлтый лепесток)
Ча да ща,ча да ща,
Роща, чаща и свеча
4 ученик (красный лепесток)
Пища, туча, саранча
С буквой а и ча и ща
5 ученик (зелёный лепесток)
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу
6 ученик (фиолетовый лепесток)
А учу да учу
Все слова на щу чу
7 ученик (синий лепесток)
Чум. Чудак, чулок, чурбан,
Щука, чудо и чулан
Сочетанья чу и щу
Пишем только с буквой У
- Оцените свои успехи:
- А какой этап урока вам наиболее понравился и удался?
Учащиеся подходят к тому лепестку цветка (этапа), который им наиболее понравился в ходе урока.
В заключение исполняют песню.
Есть на свете место
Это знаю точно
Где цветёт волшебный
Сказочный цветок
Цветик-семицветик
Мой король цветочный
Дарит детям чудо
Каждый лепесток 2раза
Припев:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг!Лишь коснёшься ты земли! Быть по- моему вели! 2раза
Регулятивные УУД
Совместно с учителем давать оценку своей деятельности
Деятельность учеников:
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило.
– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.
ђЗаголовок 1
ђЗаголовок 2
ђЗаголовок 3
ђЗаголовок 4
ђЗаголовок 5
ђЗаголовок 6
ђЗаголовок 7
ђЗаголовок 8
ђЗаголовок 915