Технологическая карта урока по русскому языку по темеУпражнения в написании слов с изученными орфограммами


Технологическая карта урока № _____ Дата: 26.02.15г.
Предмет: русский язык
Тема: Упражнения в написании слов с изученными орфограммами. ИКТ
Цель урока: Совершенствование умений писать слова с изученными орфограммами, в том числе с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании имён прилагательных, графически объяснять написания, находить и исправлять ошибки; развитие умений находить прилагательные – синонимы и антонимы в тексте, определять их роль в речи, совершенствовать свою устную и письменную речь; воспитывать культуру общения, интерес к предмету, стремление к самообразованию, самопроверке и самооценке своих знаний. Тип урока: урок рефлексии
Средства обучения: опорные схемы, карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями, ПК, нетбукиЭтапы урока Ход урока Формирование УУД,
Ι. Актуализация знаний.
Приём «Карусель» – Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Чистописание
т, щ, р, в, о, а, и
Попробуйте составить из букв слово. (товарищ)
– Запишите слово товарищ. Обозначьте буквы безударных гласных. Запомните написание слова.
Словарная работа.
Знакомство с написанием слова товарищ.
Что уже можете рассказать об этом слове? (Товарищ – (кто?), н. ф. товарищ - сущ., одуш., м. р., ед.ч.Чему хотелось бы научиться? (Образовывать однокоренные слова, слова – синонимы) Товарищ, друг, приятель, подруга. Товарищ, товарищество, товарищеская (помощь)
Что хотели узнать ещё? (Что означает слово?) сообщение, работа с толковым словарём.
– Кого называют товарищем? (Человека, близкого по взглядам,деятельности, условиям жизни; человека, дружески расположенного к кому-нибудь.)
Это интересно: оказывается, в слове товарищ спряталось слово товар, а буквосочетание ищ (иш) в тюркских языках значит «друг».
Первоначально, товарищ – это торговец, купец, который разъезжал по странам.
У себя на родине слово имело значение «совладелец», «компаньон». Но сегодня никто в слове товарищ «товара» не видит, это значение забылось, исчезло. Поэтому всё слово стало корнем
Работа с деформированным предложением.
Составьте из слов пословицу. Обсудите в группе её значение.
Что нового узнали? Чему учились? Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Физ. Пуза Перестанем мы писать – Будем вместе отдыхать.Голову мы повернём,И друг другу подмигнём.Мы поднимем руки вверх,Хлопнем мы в ладоши,Скажем дружно другу мы:“Ты такой хороший!”А теперь все руки внизПлавно мы опустим.Никакую хворь и больМы к себе не пустим! II. Формулирование проблемы.
(Стратегия "Кьюбик"). 
1 3 3
- С какой частью речи работаем на последних уроках русского языка?
Каким будет наш урок? (Подготовкой к проверочной работе)
Что от него ждёте? (Повторить изученный материал)
– Давайте составим план сегодняшнего урока.
В этом нам поможет кубик.
Повторить правило написания безударных окончаний прилагательных. (Учащиеся повторяют правило с. 78 в парах)
Применять это правило при написании имён прилагательных.
Учащиеся выполняют работу по карточкам в группах. Проверяют в группе. Объявляют результат капитан. (Алгоритм самооценки группы).
Правильно писать слова с другими орфограммами. (Упр. 335)
Письмо под диктовку, после предварительного разбора
Находить в тексте прилагательные – антонимы и синонимы.
Учитель сообщает, что работа будет проходить в группах.
Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений.
Дидактическая игра «Передай другому»
Приём «Снежный ком» 4 6 1 3
Повторить правило написания безударных окончаний прилагательных. (Учащиеся повторяют правило с. 78 в парах Заполняют пропуски в предложении) Капитан озвучивает работы.
Применять это правило при написании имён прилагательных.
Учащиеся выполняют работу по карточкам в группах. Проверяют в группе. Объявляют результат капитан. (Алгоритм самооценки группы).
Физ.пауза для глаз
Правильно писать слова с другими орфограммами. (Упр. 335)
Письмо под диктовку, после предварительного разбора.
Дополнительное задание. Разбор слова по составу.
Находить в тексте прилагательные – антонимы и синонимы.
(Выборочное списывание)
а)Упр. 336 – выборочный слуховой диктант (двое у доски для проверки)
Учитель читает текст о значении слова красный. Ученики определяют на слух и выписывают:
1) ключевые словосочетания прил. + сущ. (их 3); пись2) прилагательные, называющие оттенки красного цвета (алый, багровый, пурпурный). устно
Закат был красным.
Закат был красным, багровым.
Закат был красным, багровым, пурпурным.
Закат был красным, багровым, пурпурным, огненным.
Работа со словами в рамке на с. 94. Как называются эти слова? (Синонимы.)
На слайде справка об оттенках значений красного цветапо времени)красный – цвет крови, спелых ягод земляники;
багровый – густой красный цвет тёмного оттенка;
багряный – то же, что багровый (в поэтической речи);
алый – светло-красный цвет;
огненный – оранжево-красный, цвет огня;
пурпурный – яркий красный цвет тёмного оттенка;
пунцовый – ярко-красный цвет.
Работа в ТПО, нетбуках _______________
Синонимы, антонимы.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
IV. Итог урока.
4 4– Дайте самооценку работы в группе (что получилось, какие были трудности, что показалось самым интересным).
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что? V. Домашнее задание. Упр. 337, с. 84. Деятельность учеников:
Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).