Рабочая программа по языку в 7 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Керчи Республики Крым «Школа №17 имени Веры Белик»
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения учителей социально-гуманитарного циклаПротокол № 5 от 29 августа 2016 г.
Руководитель МО
_____________ Л. А. Улитко«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа №17 им. В. Белик»
_______________ А.Н.ГрибовПриказ № 214/1 от 31 августа 2016 г. «
Рабочая программа
по русскому языку
для 7 класса
базовый уровень
4 часа в неделю (всего 136 часов)
Составитель
учитель русского языка и
литературы
Иваненко В. Е.
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). Учебник «Русский язык. 7 класс», издательство «Просвещение», 2014. Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 и 6 классах и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
В 2016-2017 учебном году преподавание русского языка будет осуществляться в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), а также в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. (7-11 классы).
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №637-р)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2010. 24 с.
Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».
Учебный план МБОУ «Школа №17 им. В.Белик» на 2016/2017 учебный год.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности.
Содержание учебного предмета
Введение Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение. Речевой этикет. Функциональные разновидности языка. Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы
Морфология. Причастие Система частей речи в русском языке. Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. . Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Морфологический разбор причастий. Правописание НЕ с причастиями . Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Деепричастие Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Наречие Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (е). Морфологический разбор наречия. Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е). Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Предлог Предлог как часть речи. Предлоги производные и непроизводные. Предлоги простые и составные. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи. Морфологический разбор предлога.
Союз Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов. Союзы и союзные слова. Союзы в простых и сложных предложениях. Морфологический разбор союза.
Частица Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частицы не. Разграничение частиц не и ни .Междометие
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 7 классе, основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватное понимание информации устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка в современном мире, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.
Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.Учебно- тематический план
№ Разделы программы Количество часов Из них
теория РР КР1 Введение. 10 8 2 1
2 Морфология. Причастие.. 32 28 5 3
3 Деепричастие. 17 9 6 1
4 Наречие. 27 21 6 1
5 Предлог. 14 9 3 2
6 Союз. 16 13 3 1
7 Частица. 14 12 2 2
8 Междометие. 6 2 - 1
Всего: 136 102 27 12
Контрольный диктант - 4
Контрольный словарный диктант - 2
Контрольная работа - 2
Контрольное сочинение – 2
Контрольное изложение - 2
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
№ Дата Тема урока, раздел Примечания
план факт 1 1. 9 Русский язык в современном мире. §1 2 5. 9 Речь. Речевое общение. §2 3 6. 9 Речь. Речевое общение. §2 4 7. 9 Речевой этикет. §3 5 8. 9 Сочинение-рассуждение по упр.24 РР
6 12. 9 Функциональные разновидности языка. § 4 7 13. 9 Функциональные разновидности языка. § 4 8 14. 9 Текст, его основная и дополнительная информация. 9 15. 9 Тезисы. § 5 РР
10 19. 9 Диагностический контрольный диктант Диктант
11 20. 9 Система частей речи в русском языке. § 6 12 21. 9 Понятие о причастии. § 7 13 22. 9 Понятие о причастии. § 7 14 26. 9 Признаки глагола и прилагательного у причаст.§8 15 27. 9 Признаки глагола и прилагательного у причаст.§8 16 28. 9 Причастный оборот. § 9 17 29. 9 Причастный оборот. § 9 18 3.10 Действительные и страдательные причастия. § 10 19 4.10 Полные и краткие формы причастий. § 11 20 5.10 Полные и краткие формы причастий. § 11 21 6.10 Причастия настоящего и прошедшего времени. §12 22 10.10- Причастия настоящего и прошедшего времени. §12 23 11.10 Образование действительных причастий. § 13 24 12.10 Образование действительных причастий. § 13 25 13.10 Сжатое изложение по упр. 72 РР
26 17.10 Образование страдательных причастий. § 14 27 18.10 Образование страдательных причастий § 14 28 19.10 Комплексная работа с текстом. РР
29 20.10 Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. 30 24.10 Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. 31 25.10 Самостоятельная работа по теме «Причастие» 32 26.10 Работа над ошибками. 33 27.10 Н и НН в кратких причастиях и прилагательных. § 17 34 7.11 Морфологический разбор причастий. § 18 35 8.11 НЕ с причастиями. Контрольный словарный диктант Слов. диктант
36 9.11 Контрольное изложение по упр.139 РР. Изложен.
37 10.11 Контрольное изложение по упр.139 РР.
38 14.11 Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий §20 39 15.11 Анализ изложения. Работа над ошибками РР
40 16.11 Повторение по теме «Причастие». § 21 41 17.11 Контрольная работа по теме «Причастие» Конт. работа
42 21.11 Работа над ошибками. 43 22.11 Понятие о деепричастии. § 22 44 23.11 Деепричастный оборот. § 23 45 24.11 Деепричастный оборот. § 23 46 28.11 Тезисный план текста. (Упр.165) РР
47 29.11 Правописание НЕ с деепричастиями. § 24 48 30.11 Правописание НЕ с деепричастиями. § 24 49 1.12 Деепричастия совершенного и несовершенного вида. 50 5.12 Деепричастия совершенного и несовершенного вида. 51 6.12 Сочинение-описание картины упр. 181, 182) РР
52 7.12 Рассуждение и его виды. § 26 РР
53 8.12 Сочинение-рассуждение (упр.193) РР
54 12.12 Сочинение-рассуждение (упр.193) РР
55 13.12 Морфологический разбор деепричастия. § 27 56 14.12 Анализ письменных работ РР
57 15.12 Повторение темы «Деепричастие». § 28 58 19.12 Контрольный диктант. Диктант
59 20.12 Работа над ошибками. 60 21.12 Наречие как часть речи. § 29 61 22.12 Наречие как часть речи. § 29 62 9.1 Разряды наречий по значению. § 30 63 10.1 Разряды наречий по значению. § 30 64 11.1 Комплексная работа над текстом. РР
65 12.1 Комплексная работа над текстом. РР
66 16.1 Степени сравнения наречий. § 31 67 17.1 Степени сравнения наречий. § 31 68 18.1 Написание НЕ с наречиями на –о (е). § 32 69 19.1 Написание НЕ с наречиями на –о (е). § 32 70 23.1 Морфологический разбор наречия. § 33 71 24.1 Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е). 72 25.1 Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е). 73 26.1 Буквы о и е после шипящих на конце наречий. § 35 74 30.1 Буквы о и а на конце наречий. § 36 75 31.1 Буквы о и а на конце наречий. § 36 76 1.2 Дефис между частями слова в наречиях. § 37 77 2.2 Дефис между частями слова в наречиях. § 37 78 6.2 Контрольное подробное изложение по упр. 241 РР. Изложен.
79 7.2 Контрольное подробное изложение по упр. 241 РР
80 8.2 Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. 81 9.2 Анализ изложений. Работа над ошибками. РР
82 13.2 Мягкий знак после шипящих на конце наречий. §39 83 14.2 Речевая характеристика героя (на материале упр. 252) РР
84 15.2 Повторение темы «Наречие».§ 40 85 16.2 Самостоятельная работа по теме «Наречие» 86 20.2 Работа над ошибками. 87 21.2 Предлог как часть речи. § 41 88 22.2 Предлоги производные и непроизводные. § 42 89 23.2 Предлоги производные и непроизводные. § 42 90 27.2 Контрольное сочинение. РР.Сочинение91 28.2 Контрольное сочинение. РР
92 1.3 Предлоги простые и составные. § 43 93 2.3 Правописание предлогов. § 44 94 6.3 Правописание предлогов. § 44 95 7.3 Анализ сочинений. Работа над ошибками РР
96 8.3 Употребление предлогов в речи. § 45 97 9.3 Морфологический разбор предлога. § 46 98 13.3 Повторение темы «Предлог» § 47 99 14.3 Контрольный диктант Диктант
100 15.3 Работа над ошибками. 101 16.3 Союз как часть речи. § 48 102 20.3 Разряды союзов. § 49 103 21.3 Сочинительные союзы. § 50 104 22.3 Подчинительные союзы. § 51 105 23.3 Подчинительные союзы. § 51 106 3.4 Правописание союзов. § 52 107 4.4 Правописание союзов. § 52 108 5.4 Контрольное сочинение-рассуждение (упр.316) РР.Сочинение109 6.4 Контрольное сочинение-рассуждение (упр.316) РР
110 10.4 Союзы и союзные слова. § 53 111 11.4 Союзы в простых и сложных предложениях. § 54 112 12.4 Анализ сочинений. Работа над ошибками РР
113 13.4 Морфологический разбор союза. § 55 114 17.4 Повторение темы «Союз». § 56 115 18.4 Самостоятельная работа по темам «Союз», «Предлог» 116 19.4 Работа над ошибками. 117 20.4 Частица как часть речи. § 57 118 24.4 Разряды частиц. § 58 119 25.4 Разряды частиц. § 58 120 26.4 Правописание частиц. § 59 121 27.4 Правописание частиц. § 59 122 1.5 Правописание частицы не. § 60 123 2.5 Правописание частицы не. § 60 124 3.5 Разграничение частиц не и ни. § 61 125 4.5 Разграничение частиц не и ни. § 61
Контрольный словарный диктант Словарный диктант
126 8.5 Сочинение-рассуждение по упр. 368 РР
127 10.5 Сочинение-рассуждение по упр. 368 РР
128 11.5 Повторение темы «Частицы». § 62 129 15.5 Контрольная работа по теме «Служебные части речи» Конт. работа
130 16.5 Работа над ошибками 131 17.5 Междометие. § 63 132 18.5 Междометие. § 63 133 22.5 Итоговый контрольный диктант за год Диктант
134 23.5 Работа над ошибками. 135 24.5 Повторение изученного за год 136 25.5 Повторение изученного за год