План-конспект урока на тему: Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса


План - конспект урока
по русскому языку
Учитель: Кузьмичева О.Н.
Место работы: МБУ СОШ №72
Должность: учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 2 «Б»
Учебник: «Русский язык».
Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., 2011г.
ООО «Баласс», 2011г
Тема: «Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса».
Цели: способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать свою устную речь; создать условия для формирования интереса к слову, наблюдения над суффиксами и их ролью в слове, определения суффикса.
Задачи:
образовательные:
закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова;
формируем умение группировать слова;
продолжить формировать умения работать с предложением;
продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
формировать творческую активность учащихся;
формировать фонематический слух;
воспитательные:
воспитывать любовь к животному миру;
воспитание здорового образа жизни;
содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
содействовать профилактике утомляемости учащихся;
развивающие:
развивать наблюдательность;
развивать и обогащать речь учащихся;
развивать логическое мышление;
развивать познавательный интерес к предмету;
способствовать развитию эмоциональной сферы
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом (формирование новых знаний).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре
 Оборудование: компьютер, телевизор, словарь, наглядность.
ХОД УРОКА Формирование УУД
Организационный момент Г2- Посмотрите – за окном прекрасная погода. И сегодня мы отправляемся путешествовать … на санях. Слайд №2
- А что же за предмет такой сани? Кто поработал дома со словарем?
(Сани – это зимняя повозка на полозьях, запряженная лошадьми. Можно говорить: ехать в санях или на санях) А1.
- Вот мы на таких санях и поедем. Слайд №3
- А если наше путешествие все же урок, давайте спланируем нашу работу. С чего мы начнем? В3.
1. Вспоминаем изученное (Актуализация знаний).
2. Знакомимся с новым (Усвоение нового материала).
3. Тренируемся (Закрепляем полученные знания).
4. Вывод (Подведение итогов).
- Слайд №4. Тогда в дорогу. Прошу держать ушки на макушке и смотреть в оба. О чем я попросила? (Слушать и смотреть внимательно).
- И наша первая остановка «Минутка чистописания». Слайд №5
ΙΙ. Актуализация знаний
1. Минутка чистописания (вспомним написание буквы…?)А9В5
Сс се ос св см
Сани
2.Выполним звуко-буквенный анализ слова.
Сани – 2 слога, {сани}, 4б, 4зв. Начертите к слову схему. А2.
- Наше путешествие продолжается. Слайд № 6
3. Работа над предложением.
- Ребята, посмотрите, какая проблема встала перед животными? Помогите им разрешить её. А3Б2В1
(Вставить орфограммы. Составить предложение из слов).- У доски работает…
(На елках и соснах лежат снеговые шубы).
- Зачем нам нужно знать данные правила? А5 Б2(Чтобы уметь правильно писать слова)
- Вывод? Чтобы уметь, надо знать). А5
- Подчеркнуть главные члены, определение и выделить части речи. У доски работает….
- Молодцы. Едем смотреть эти снеговые шубы и шапки. Слайд № 8
- Слайд №9. – Рассмотрите картину. Какой снег?
- Подберите слова – синонимы к слову искрится – блестит, сверкает, сияет, играет как звездочка, переливается. А1Б1,4
ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
Работа над словами. Г2 Слайд № 10
- К кому в гости мы приехали? (Мороз Иванович. Одоевский).- Прочитайте, какие слова спрятал Мороз Иванович под снежным покрывалом?
(Травушка, старушка, избушка, ребятушки)
- Работаем только у доски. Разделите на слоги, поставьте ударение.
- Назови спрятанное словарное слово и опасные места в нем. (Ребята).
- На какие 2 группы можем разделить эти слова? А5,А6(одуш/неодушевленные3хсложные/4хсложные
с ударением на 1 слог/ с ударением на 2 слог
словарные/не словарные слова)
2. Постановка учебной проблемы.А8
- Что общего у этих слов? (Общая часть УШК)
- Это, наверное, корень? (Нет, не главная часть, не смысловая)
- Кто вспомнит, что это за часть слова? (Суффикс)
- Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (Суффиксы).
- Наша тема: Суффикс и его роль в слове. Слайд №11.
- Попробуем определить задачи урока. Что мы должны узнать?В1 Слайд № 12
1. Что называется суффиксом.
2. Где он стоит в слове.
3. Его роль. Для чего он служит.
- А зачем нам это знать? (Чтобы правильно выделять суффиксы в слове) Б3
- И еще для чего – то, узнаем в конце урока…
- Отправляемся дальше. Снег идет. - А каким может быть снег? (белый, рыхлый, мягкий, мокрый, липкий). Слайд №13 Б2- Рассмотрите снежинки..3. Физминутка для глаз «Снежинка». Слайд №14.
4. Конструирование слов. А1,2,5 Б1,4,5 Г2
- Снег такой липкий, что я не удержалась и слепила дом. А вы приставьте к нему комочек с суффиксом ИК (Проделывает ученик на доске, а дети за партами, работая в паре)
- После какой части слова мы поставили суффикс? (После корня)
- Изменился смысл слова? (ДА)
- Что обозначает слово ДОМИК? (Маленький дом)
- Назовем следующее слово ЛЕД
- Приставим к нему суффикс ОК
- Где поставили суффикс ОК?
- Какое слово образовалось?
- Изменился смысл слова?
- Что обозначает слово ЛЕДОК( Тонкий лед)
- Проделаем ту же работу со словом МЁД
- Комочек с каким суффиксом вы подставили после корня?
- Что обозначает слово медик, медок ? (Ласково говорят про мед)
- Какая же роль суффикс? (Он делает слова ласковыми, маленькими)
Можно в эту команду поставить суффикс УШК? (ДА)
- Говорят суффиксы ИК, ОК , УШК имеют уменьшительно- ласкательное значение.
Возвращаемся к вопросу: А зачем же он нам нужен? (ОН помогает образовывать новые слова). В1- Молодцы, ребята, едем дальше. Слайд №15
ΙV. Применение нового знания.
Образование новых слов. Слайд №16.
- И мы попали на Новогоднюю елку зверей. Не забывайте подкармливать животных зимой, когда им особенно холодно и голодно. Д5,В5А9
- Ваша задача: записать название взрослого животного, а через тире его детеныша, выделяя корень и суффикс.
ЛИСА – ЛИСЁНОК
ТИГР – ТИГРЁНОК
ВОЛК – ВОЛЧОНОК
- С помощью каких суффиксов образуются слова – названия детенышей?
2. Работа над выводами по теме. А5 Б4- Осталось только сформулировать выводы.
1. Что такое суффикс? (Это часть слова).
2. Где он стоит в слове? ( Он стоит после корня)
3. Для чего он служит? (Он служит для образования новых слов).
- Сравним наши выводы с правилом в учебнике СТР 90. Чтение хором.
- Правило знать на зубок. Это как?
- Мы молодцы. Заслужили танцы у елочки. Слайд №16
3. Физминутка подвижная. Слайд №17 Д1,4
4. Самостоятельная работа. Слайд №18. Г2 - Ребята, смотрите, снеговик загадывает загадки. Давайте и мы поучаствуем. Каждый выполняет работу самостоятельно. Оцениваем по следующим критериям (критерии вывешиваются на доске).
(У доски на досках 2 человека)
Я читаю загадку. Вы записываете отгадку, при помощи суффиксов ОК, ИК, УШК образовываете новые слова и записываете их через тире. Выделяем суффиксы.
- Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег- снежок)
- Без рук, а рисует
Без зубов, а кусает. (Мороз – морозик)
- Хоть сама и снег, и лед
А уходит – слезы льет. (Зима – зимушка)
5. Проверка по ключу. Оценка по критериям. Слайд №19. В5,6
6. Видеоролик и зиме. Слайд №20. Д1,4
- Ребята, хотите узнать, где живет Зима и чем занимается?
– Теперь вы знаете, где живет зима, как трудится. Зимушка дарит вам по снежинке с дом. заданием: - повышенной сложности и . Каждый оценит свою работу на уроке, и возьмёт соответствующую снежинку. Г2 В5,6 Слайд №21
- А кто и зимой ведет здоровый образ жизни, прогуливаясь по заснеженным улицам города и любуясь зимушкой? Д1,4
- Нам пора возвращаться в школу, за парты. Предлагаю помчаться на всех парусах… Это как? (Очень быстро).
Слайд №22.
V. Подведение итогов. Слайд №23.
1. - Наш урок подходит к концу. Пора подвести итоги. Б3
- Вспомните, что же такое суффикс? Для чего он служит?
- Какими фразеологизмами я вас настроила на работу?
- Сколько прозвучало фразеологизмов на уроке всего? (3-4)
- Кто нас сопровождал всю дорогу? (Снеговик) Слайд №24.
2. Достаньте из второго конвертика разноцветные шарики. В4- А раз Новый год скоро, предлагаю нарядить ёлочку.
- Возьмите красный шар, если вам понравилось наше путешествие, и вы довольны своей работой на уроке.
- Желтый шар, вам все понравилось, но вы сами, могли бы работать лучше.
- Синий шар, если вы испытывали трудности. (Дети подходят к доске и прикрепляют на елку соответствующий шарик).
Познавательные УУД: (А)
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем;
4) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
5) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
7) формируем умение быстро ориентироваться в учебнике.
8) формируем умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;
9) формировать умение оформлять письменные работы в соответствии с принятыми нормами.
Коммуникативные УУД: (Б)
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение принимать ответы своих одноклассников.
5) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД: (В)
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, карточек, схем;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5) соблюдать правильную осанку за рабочим местом.
6) формировать умение оценивать свою учебную деятельность по заданным критериям.
Личностные УУД: (Г)
1) формируем умение понимать эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Духовно-нравственное развитие и воспитание (Д)
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5)бережного отношения к животным.