Конспект урока по русскому языку по теме Наблюдение над ролью суффикса в слове.Определение суффикса(2 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Рудни
Урок русского языка
УМК «Школа 2100» 2- а
Тема: Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса

Карпеченкова Наталья Николаевна
учитель начальных классов
Цель: Наблюдать за ролью суффиксов в словах. Дать определение суффикса
Задачи:
Познакомить учеников со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке, формировать умения образовывать слова с помощью суффиксов
Формировать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках, способность ориентироваться в целях, задачах работая в группе и самостоятельно.
Воспитывать пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Воспитывать у детей чувство взаимоподдержки, взаимовыручки, любви к природе.
Совершенствовать умение давать самооценку, взаимооценку, умение рефлексировать.
Оборудование: Карточки для групповой работы, презентация, смайлики
Ход урока
Оргмомент. У. –Давайте. поприветствуем друг друга.
Скажем «здравствуйте» руками (помахали руками)Скажем «здравствуйте» глазами (поморгали)Скажем (хором произносят) «здравствуйте» мы ртом,Станет весело кругом.- Садитесь.
2. Актуализация знаний
У. -: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.» Слайд 1
- Что это за предложение?
- Что обозначает слово «ремесло» ?
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Сегодня вы приобретёте новое умение, работая в своих группах
3. Чистописание
Сс с с Сс с с Сс Слайд 2
У.- Зимний декабрь. Ветер надул сугробы, но необычные.
- Из чего состоят сугробы?
- Какую работу будем выполнять?
- Для чего мы работаем над чистописанием?
- Над какими буквами сегодня будем работать?
- Что вы знаете о букве эс?
- Какие ошибки можно допустить?
Расчистить сугробы вы сможете, написав буквы по образцу в тетрадь
У - Обменяйтесь тетрадями ( по часовой стрелке.), карандашом нарисуйте снежинку под лучшими буквами или , сочетаниями.
Посчитайте снежинки.
Ученики оценивают работу свою и одноклассников ( по алгоритму)
4. Введение в новый раздел.
1. Словарная работа.
У. - Слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы составите сами, если внимательно проследите за движением стрелки.
Слайд 3
С ----н и р е
Ь г (снегирь)
Слайд 4
- Видели ли снегиря?
- Что вы знаете о птице?
- Где можно узнать значение этого слова?
( Работа в группах «Tолковый словарь» С.И.Ожегова и Н.Ю Шведова)
- К какой группе птиц относится снегирь?
- Что вы знаете о жизни птиц зимой? Что страшнее для них холод или голод? Как вы помогаете птицам перезимовать?
- Посмотрите на слово
- Что вы можете сказать о слове?
( записывают слово «снегирь» в тетрадь, подчёркивая орфограммы)
У. - Если снегирь далеко от нас, каким мы его видим? Как назовём?
Д. - Снегирёк.
Проблемный вопрос.
- С помощью какой части слова удалось превратить слово в новое ?Дети затрудняются ответить.
Работа по учебнику.
У. - Рассмотрите рисунок – кадр на фотоплёнке.
Вопросы:
- Что подставил Петя Зайцев?
- Где?
Было слово корень. Стало слово…(корешок)- Что такое – ок?
5. Сообщение темы и цели урока
У. - Как вы думаете, что мы сегодня будете изучать?
- Как вы догадались?
- Что хотелось бы вам узнать, чему научиться?
( Запись темы на доске)
6. Музыкальная физкультминутка
7 Работа над новым материалом
У - Рассмотрите рисунки, запишите парами слова в столбик.
слайд 4
Мост – мостик.
Лиса – лисёнок.
Лес – лесок.
Это разные слова или одно и то же слово?
- Как изменилось значение слова во втором столбике?
- С помощью чего получились новые слова?
- Что обозначают эти суффиксы
Работа над правилом
- Ребята, попробуйте сформулировать, что такое суффикс?
( работа в группе)
карточка
- суффикс - это…
- он стоит …
- служит..Выступление.
- Сравните с правилом в учебнике на с. 90
( Что такое суффикс? Роль суффикса Приведите свои примеры. Как обозначается)Оценивание работы группы
8. Физкультминутка для глаз
У. - Русский язык удивительно богат суффиксами. Одни звучат ласково, другие- пренебрежительно. В одних отражена положительная оценка( девушка), в других отрицательная (деваха). Есть суффиксы ( лив, - ическ), которые бывают только у прилагательных, а( -о, - и, - а) у наречий. Есть суффиксы указывающие на профессию..
Суффиксы хоть и маленькая часть слова, на имеет своё лицо и о многом могут порассказывать.
( таблица с суффиксами)
8.Закрепление материала
1. Игра «Побудь волшебником»
( слайд 5)
- У меня есть волшебная палочка, а вот слова
Нос
Волос
Хвост
Стол
Стул
Дуб
- У кого оказывается волшебная палочка, тот становится волшебником и превращает эти слова в новые?
- У кого есть с другие варианты?
2. Спиши пословицу. Выделите знакомые суффиксы
- Хорош пирожок, внутри творожок.
Самопроверка. Самооценка
9. Итог урока
(работа в группах)
Выбери правильный ответ ( слайд 6)
Что такое суффикс?
Буратино сказал: «Суффикс-часть предложения»
Мальвина сказала: «Суффикс-часть слова».
Незнайка сказал: «Суффикс-это слово».
Где в слове стоит суффикс?
Буратино сказал: « В начале слова».
Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня».
Зачем нужен суффикс?
Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова».
Незнайка сказал: «Просто так».
10 Дом. зад.
С. 89 Упр. 124
11 Рефлексия
А теперь вернёмся к пословице.
- Какое умение вы сегодня приобрели?
- Для чего служат суффиксы?
- Необходимо ли нам изучать эту тему?
Оцените работу своей группы, свою работу на уроке
(смайлики).
Учащиеся по желанию озвучивают оценку своей деятельности на уроке и на полях тетради символом-смайликом показывают свое настроение.
-
Самоанализ урок
Урок по теме «Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса» является первым в общей теме. Эта тема прослеживается на протяжении всего курса за 2 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
по работе над каллиграфией, орфографией, фонетикой;
по развию речи;
валеологии (физминутки, смена деятельности)
активность, осознанность, системность;
оценивание учебных успехов;
психологические особенности младших школьников.
Исходя из этого была поставлена цель урока:
Познакомить учеников со словообразовательной ролью суффикса в русском языке; формировать умение образовывать слова с помощью суффикса; развивать универсальные учебные действия ( регулятивные, познавательные, личностные)
Выбранный ход урока считаю логическим и наиболее оптимальным. Был дан настрой на деловой лад, проведена работа над каллиграфией, проведена актуализация имеющих знаний у учащихся, создана проблемная ситуация, побуждающая диалог – мотив для изучения учебного материала., в игровой форме организована работа по закреплению нового материала.
На уроке использовались следующие формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Были использованы технологии деятельного типа:
Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения)
Проблемное чтение
Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму)
Урок достиг намеченной цели, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся