Презентация: «Контрольно-оценочная деятельность в образовательном процессе»
Контрольно-оценочная деятельность в образовательном процессе Желтякова Алсу Равиловна, учитель английского языка МАОУ «СОШ №18» города Казани Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат. Учитывая новый государственный образовательный стандарт и сопровождающие его регламенты и методические разработки, мы должны внедрять новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях: Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они вырабатываются ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. В обучении операция соотнесения фактических результатов и заданных целей, стандартов, норм, эталонов называют проверкойЗафиксированный в баллах результат оценки (уровень обученности) называют ОТМЕТКОЙИнтерпретация и отношение к фактическому результату – ОЦЕНКА (процесс оценивания в вербальной форме – в виде развернутого оценочного суждения) Функции оценки (Абасов З.А.): Стимулирующая – воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирование притязаний и намерений, поступков и отношений, катализатор;Диагностическая – непрерывное отслеживание достижений учащихся и причин отклонения от заданных целей, своевременная их корректировка;Формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования, внутреннего фактора, регулирующего учебную деятельность;Мотивационная;Повышение статуса учащегося, изменение межличностных отношений в классном коллективе Способы оценивания деятельности учащихся: Рейтинговая система – сравнение достижений учащегося с достижениями других учеников данного класса путем подсчета баллов за выполненные учеником виды деятельностиНабранные баллы суммируются, и учащиеся ранжируются по величине суммыНедостатки: ...? Способы оценивания деятельности учащихся: Дескриптивная (описательная) оценочная система – сравнение результатов, достигнутых школьником, с его прошлыми успехами с помощью развернутой вербальной характеристики, в которой подчеркиваются достижения ученика Способы оценивания деятельности учащихся: Аналоговая система – папка достижений (portfolio assessment) – слежение за успехами учащихся осуществляется путем накопления его лучших работ (сочинений, рефератов, решений разнообразных задач, альбомов и т. д.) Эскиз методики совместной оценочной деятельности: методика эталонов оценочная деятельность выступает как способ познания;при составлении эталонного решения, учитель преднамеренно закладывает ошибки; количество преднамеренных ошибок не должно противоречить здравому смыслу;учителем в эталоне решаются задачи обязательного уровня. Алгоритм оценочной деятельности Учитель готовит на отдельных листах бумаги решение каждого варианта контрольной работы, так называемые эталоны.Роль эталона: а) привлечь учащихся к оценочной деятельности; б) воспитать разумное отношение к возможным ошибкам.Ученик, выполнив к.р., сообщает об этом учителю.Учитель, поверхностно просмотрев работу, ставит на ней свою подпись и выдает ученику эталон для проверки. Алгоритм оценочной деятельности 4. Ученик, сопоставляя своё решение с выданным эталоном, выявляет различия в способах решения и ответах.5. Выявив различия, ученик определяет, в чьём решении допущена ошибка, указав это на полях.6. Ученик, проверив по эталону свою работу, сообщает об этом учителю.7. Учитель просит ученика назвать номера заданий, в которых допущены ошибки (либо учеником, либо учителем). Алгоритм оценочной деятельности 8. Обсуждение ошибок, допущенных учеником или учителем. Учитель обязан в каждом случае обосновать, почему то или иное несовпадение в решении задачи он считает ошибкой.Ученик обязан так же убедительно доказать, что учитель допустил в своём решении ошибку, а не просто констатировать несовпадение результатов. Алгоритм оценочной деятельности 9. В процессе совместного обсуждения намечается план последующих действий ученика: приступить к следующей теме, сделать работу над ошибками, решить задачи из другого варианта, вернуться к изучению материала.10. Как результат совместной оценочной деятельности м. б. выставлена отметка по одному из вариантов: ученик ставит себе отметку и учитель соглашается;учитель ставит, а ученик соглашается;ученик ставит, а учитель корректирует;учитель ставит – ученик корректирует.11. Критерии, по которым выставляется отметка, учитель сообщает ученикам. Алгоритм оценочной деятельности Выводы:Методика эталонов способствует формированию и развитию критичности детского мышления;Утверждает, что рождение страха перед ошибками определяется не слабостью ученика, а именно отстраненностью от оценочной деятельности как слабого, так и сильного ученика; Ананьев Б. Г. «Без оценки , тем более педагогом в педагогическом процессе, человек не может действительно осознать свой собственный поступок во всех его связях и последствиях, во всех его объективных результатах. Отсутствие оценки является самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях».