Презентация для учителей истории «Оценочная деятельность педагога на уроках истории и обществознания»
Оценочная деятельность педагога на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания: Москвина Елена Николаевна Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения. Констатировав определенный уровень знаний обучающихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к их стараниям и успехам. Оценкам подвергаются наличные знания школьников и проявленные ими умения и навыки. Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление) и измеряется (измерение) тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается (учет). В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание (процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. Результаты оценивания могут быть выражены в баллах - отметках. Наглядно структурные компоненты контроля можно представить схематически
Функции контроля и, в частности, оценивания ВоспитательнаяЭмоциональнаяИнформационнаяУправления Виды контроля знаний обучающихся Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессеПредварительный Текущий Тематический Итоговый Методы, приёмы и формы организации контроля знаний обучающихся Устный опрос Письменный опрос (самостоятельная работа, проверочная работа, тестовые задания, графическая работа) Проблемы оценивания по истории и обществознанию Субъективность оценки.Преобладание воспитательных целей при выставлении оценок.Неопределенность системы оценивания при работе учащихся в группах.Для гуманитарных дисциплин особо острой проблемой является оценка мнения и ценностных ориентиров. Примерное тестовое задание для обучающихся 7 класса по новой истории Эпоха Великих географических открытий.1 вариант. 1. Основной объект португальской колонизации в конце 15- начале 16 века:А) Африка; В) индия;Б) Северная Африка; Г) Южная Америка.2. Год начала экспедиции Васко да Гама:А) 1496; б) 1497; в) 1498; г) 1499.3. Этой каравеллы не было в первой флотилии Колумба:А) Санта-Мария; В) Нинья;Б) Пинта; Г) Сантьяго.4. Кто выдвинул идею о возможности достижения Индии западным путем:А) Аристотель; В) П.Тосканелли;Б) И.Гуттенберг; Г) Ф.Магеллан. 5. Какие причины привели в ВГО: А) развитие торговли с Востоком; В) стремление к обогащению; Б) авантюризм; Г) верно все перечисленное выше.6. Как назывались завоеватели новых земель:А) пионеры; В) ковбои;Б) конкистадоры; Г) авантюристы. Эпоха Великих географических открытий.2 вариант. 1. Год открытия Америки:А) 1490; Б) 1491; В) 1492; Г) 1493.2. Чьим покровительством пользовался Христофор Колумб:А) королей Кастилии и Арагона; В) королей Англии и Франции;Б) королей Кастилии и Португалии; Г) королей Испании и Португалии.3. Испанский конкистадор, завоевавший земли ацтеков (Мексика):А) Эрнандо Кортес; В) Бартоломеу Диаш;Б) Франсиско Писарро; Г) Васко да Гама.4. Территория, потерявшая независимость и попавшая под власть завоевателей:А) колония; В) доминион;Б) республика; Г) метрополия.5. К чему привели ВГО:А) революции цен; В) развитию географии, астрономии, истории;Б) созданию колониальных империй; Г) верно все перечисленное выше.6. Какое открытие не повлияло на открытие новых земель:А) каравелла; В) астролябия;Б) токарный станок; Г) навигационные карты. Оценка тестовых заданий Оценивается выполнение каждого задания:Оценка «5» - 90- 100 правильных ответовОценка «4» - 75- 89 правильных ответовОценка «3» - 60- 74 правильных ответовОценка «2» - 59 и ниже правильных ответов Примеры ответов на ЕГЭ по истории Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по истории Критерии оценки устного ответаОценка «5»Полно раскрывается содержание материала в объеме программы .Четко и правильно дает определения и раскрывает содержание понятий; верно использует научные термины; логично излагает.Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.Учащийся может обосновывать свои суждения, применять знания на практике, приводить необходимые примеры.Учащийся усвоенные знания может переносить в новую ситуацию. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по истории Оценка «4»Раскрыто основное содержание материала.В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.Ответ самостоятельный.Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов.Допускается 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, или 1-2 недочета в последовательности, речевом оформлении излагаемого материала.Учащийся может устанавливать причинно-следственные связи. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по истории Оценка «3»Учащихся воспроизводит материал, различает по существенным признакам.Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, непоследовательно.Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии.Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры.Оценка «2» Основное содержание учебного материала не раскрыто.Не даны ответы не вспомогательные вопросы учителя.Допущены грубые ошибки в определении понятий. Критерии оценивания учащихся по истории Критерии оценивания письменного ответа При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы: 1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Оценка «5»Ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.Оценка «4»Ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.Оценка «3»Ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.Оценка «2»Ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по обществознанию Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Виды оценки Рейтинговая (баллы)НаградыСловесные оценкиЗачетная системаПромежуточная и итоговая Приемы оценивания на уроках истории и обществознания ( балловая система) Ф.И. ученика, класс _____________ Пересчет баллов в традиционную оценочную систему: • “5”- 20 баллов, • “4”- 15 баллов, • “3”- 10 баллов Виды работ: • Устный ответ – 5 б • Работа с текстом – 5 б • Дополнения – 1 б • Рейтинг – 10 б • Контурная карта – 5 б • Исторический диктант – 6 б • Рисунок – 5 б • Тест – 12 б • Практическая работа – 5 б • Творческая работа – 15 б Приемы оценивания на уроках истории Индийская рупия. Символическая оплата ответа на уроке истории в 5 классе по теме «Индия». Приемы оценивания на уроках истории Сертификат на получение оценки за ответ или работу на занятии на уроке истории. Использовался на открытом уроке в 6 классе «Завоевание турками-османами Балканского полуострова». Приемы оценивания на уроках истории Медали для награждения за работу на уроке, участие в конкурсах. Приемы оценивания на уроках истории Медали за работу на уроке. Спасибо за внимание!!!