Научно-исследовательская работа История одного портрета
Первый открытый краеведческий конкурс
«Золотые страницы памяти»
Номинация «Сквозь годы и расстояния»
Научно-исследовательская работа
История одного портрета
(М. Нестеров и Л. Толстой)
Авторы: Риниос Ксения,
Чунарева Мария,
ученицы 11Б класса
МБОУ Лицей №21 г. Уфа
Республика Башкортостан
Научный руководитель: Алябина Н.Ю.
Уфа-2013
Эта порода людей сейчас вымирает и, быть может, обречена на полное уничтожение. И однако, пока они существуют, я не устану ими любоваться. Любоваться их моральными и душевными свойствами.
М.В. Нестеров
М.Нестеров как художник. Отличительные свойства нестеровского портрета
Родился 31 мая 1862 г. в Уфе в семье купца. Рисованием стал заниматься, учась в Уфимской гимназии. В 1874 г. уехал в Москву, чтобы продолжить образование в реальном училище. В 1876—1881 гг. занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве и в натурном классе Академии художеств в Петербурге у таких известных художников, как В. Г. Перов и И. Н. Крамской.
В 1885 г. Нестеров создал полотно «Призвание Михаила Фёдоровича Романова», за которое получил звание свободного художника. Размеренное течение жизни нарушила смерть жены в 1886 г. Художник обратился к религиозной тематике. Он искал нравственный идеал в одухотворённой гармонии древнерусской жизни. Эти устремления выразились в картинах «Юность преподобного Сергия» (1889 г.), «Святая Русь» (1916 г.), росписи в Марфо-Мариинской обители (10-е гг. XX в.) и других храмах.
Свою самую известную картину «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890 гг.) художник начал компоновать с пейзажа. «Ряд пейзажей и пейзажных деталей, — вспоминал Нестеров, — были сделаны около Комякина. Нашёл подходящий дуб для первого плана, написал самый первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Слева холмы, под ними вьётся речка (аксаковская Воря)… Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего „Варфоломея” такой, что лучше не выдумать. И я принялся за этюд. Он удался, а, главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством „подлинности”, историчности его… Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать».
Нестеров был членом Товарищества передвижных художественных выставок и одним из членов – учредителей Союза русских художников.
В 1907 г. в Петербурге состоялась его персональная выставка. В 1917 г. Нестеровым созданы портреты русских философов П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова.
С приходом к власти большевиков художник окончательно перешёл к работе в жанре психологического портрета. Умер 18 октября 1942 г. в Москве.
Портреты М. В. Нестерова дооктябрьского времени еще недавно представлялись основательно изученными. Занявшие исключительное место в творчестве художника, они всегда находились в центре внимания критиков и историков искусства. Казалось, что ко всему сказанному о них трудно что-либо добавить. Однако открывшиеся в последние годы новые исследовательские материалы расширяют круг портретируемых мастером лиц, а в оценки его хрестоматийно известных портретов вносят новые нюансы и акценты. В условиях жесткой нетерпимости к инакомыслию портрет в послереволюционные годы стал для художника единственной «легальной» возможностью воплощать волновавшие его религиозно-философские идеи, составляющие суть всего творчества. У Нестерова, который не считал себя до революции портретистом, тем не менее оказался колоссальный опыт работы в этом жанре. К каждой своей картине он писал множество портретных этюдов. Человеческое лицо, выражение глаз всегда составляли для него основу всей картины. «В лице для меня была душа человека. Есть душа — есть и картина, нет души — нет и картины», — напишет он, вспоминая, как долго искал образ юного Сергия Радонежского.
Нестеров никогда не писал заказных портретов. Его героями становились только близкие ему по духу люди — люди «примечательные по яркости христианского веропонимания, ищущие свой путь к Христу». Не случайно в программной картине «Душа народа» художник, стремясь раскрыть разные грани взыскующей Бога народной души, включил в людскую толпу выдающихся деятелей русской культуры, носителей религиозной мысли: В. С. Соловьева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.
Толстой, отрицающий догматы христианского учения, написавший ко- щунственные для православного человека сочинения «Царство Божие внутри нас» и «Воскресение», был отлучен от русской Церкви. Но для Нестерова, как и для многих других современников, Толстой оставался великим человеком, «всегда мучавшимся горней мукой в стремлении к Богу и стремящимся жить по вере».
Он не мог не вызывать сочувствия Нестерова. С поразительной прозорливостью Нестеров увидел в Толстом с «его озорной философией и моралью» один из «ярких символов русского народа во всем его многообразии, с его падениями, покаянием, гордыней и смирением, яростью и нежностью, мудрым величием гения …». Нестеров любил повторять: «Есть голова - есть картина, нет головы - нет картины». Лица всех его героев, даже святых, написаны им с конкретных людей. Вот почему обращение Нестерова к жанру портрета было совершенно органичным.
Сам принцип работы Нестерова - с постоянным изменением и подчас полным преображением облика человека в картине по сравнению с этюдом - подводил его к новому методу работы над портретом, методу острого взгляда на натуру и ее преображения в живописи.
2. М. Нестеров и Уфа
Дом-музей Нестерова в Уфе. Открыт в 1920 году. Музей обладает крупнейшей в России коллекцией работ (34 картины) "отца русского футуризма" Д. Бурлюка и одной из крупнейших в стране коллекций наследия М. Нестерова (свыше 90 произведений)
Сквер имени М.Нестерова в Уфе. Открыт в 2012 году.
3. Причины создания портрета Л.Ттолстого
В Ясную Поляну еще в 1906 году привела Нестерова совсем не мысль о портрете с Толстого. Нестеров высоко ценил портреты с него, писанные Крамским и Ге, и не собирался сам писать Толстого. С Льва Николаевича ему был нужен, как мы знаем, этюд для картины «Душа народа». Направляясь в Ясную Поляну, Нестеров составил себе, как вспоминал впоследствии, строгую программу поведения: оставаться самим собою и делать то, для чего туда ехал, — писать этюды. Он никак не рассчитывал на желанность его приезда для Льва Николаевича; напротив, полагал, что к его искусству Толстой, высоко ценивший нестеровского антипода Ге, должен относиться отрицательно. С этим предположительным мнением Толстого о своей деятельности Нестеров приехал в Ясную Поляну 20 августа 1906 года. Через два дня (22-го) Нестеров писал оттуда Турыгину:
«Вот уже третий день, как я в Ясной Поляне. Лев Николаевич, помимо ожидания, предложил мне позировать и за работой и во время отдыхов. И я через 2–3 часа по приезде сидел у него в кабинете и чертил в альбом, а он толковал в это время с Бирюковым, его историографом… Лев Николаевич сильно подался… Гуляет во всякую погоду».
Нестеров с растущим увлечением художника всматривался в Толстого. Всматривался и Толстой в Нестерова.
4. Особенности нестеровского портрета
До М. Нестерова, насколько известно, никто не писал Толстого на фоне яснополянского пруда и еловой аллеи. На портрете Нестерова он один с самим собой, но не одинок, потому что с ним природа, любимая им с детства. Он стоит, погруженный в себя, но любуясь ею и через нее общаясь с вселенной. Догорает закат. Вот-вот старик окинет прощальным взором все привычное, дорогое, природное, что перед его взором, и уйдет в свою комнату, раскроет дневник и, может быть, перечтет то, что писал полвека назад, летом, в той же Ясной Поляне: «Смотришь на закат солнца в июле, а потом на зелень. Она голубовата переливами, как будто под дымкой. В самый жар воробьи лениво, однообразно перепрыгивают и чирикают под застрехой амбара. Вечером сидишь на балконе, стрижи делают круги над домом, иногда один отделяется и, как пуля, звуком пролетает над головой… Ночью после дождя иду по саду домой. Все тихо, за аллеей яблоко падает на мокрые листья. В ущерб месяца месячная заря имеет характер волшебный. От дождя пол балкона темно-серый, зелень выставленных цветов темная».
5. Л.Толстой о М. Нестерове и М. Нестеров о Л. Толстом. Взаимное узнавание.
«На моей выставке, — писал Нестеров Турыгину из-под Киева, — встретил я гр. С.А. Толстую. Она меня спросила, не приеду ли я в Ясную, не хотел ли бы я написать портрет с Льва Николаевича. Отвечаю: «Конечно, очень хотел бы, но Лев Николаевич так не любит позировать…» Софья Андреевна говорит, что это и так и не так, что все можно будет устроить. Я поблагодарил, простились: «До свиданья в Ясной». Вот сейчас, вернувшись с Урала, нашел ответ Софьи Андреевны. На мой запрос о времени приезда к ним ответ таков: «Всегда рады вас видеть».
23 июня 1907 года Нестеров был уже в Ясной Поляне, и на этот раз приезд его отметил в своей записной книжке Лев Николаевич, редко отмечавший в ней приезды многочисленных посетителей Ясной Поляны.
Под 23 июня находим запись в записной книжке Льва Николаевича: «Приехали Сергеенко и Нестеров».
24 июня Толстой отмечает там же: «Нестеров писал». Через три дня, 27 июня, Лев Николаевич делает две записи о Нестерове, одну — в записной книжке: «Портрет пишут», — другую в дневнике: «Живет Нестеров — приятный».
Эта дневниковая запись как бы подводит итог пребывания Нестерова в Ясной Поляне: Толстой, лаконичный и прямой в оценках, даваемых в дневнике яснополянским посетителем, дает безоговорочно положительную оценку Нестерову.
«Труды и дни» Нестерова в Ясной Поляне легко восстановить по запискам добросовестнейшего ее летописца — Д.П. Маковицкого:
«24 июня. Многолюдно. Л.Н. усталый и возбужденный. М. В. Нестеров начал писать его портрет за шахматами на крокете (Л.Н. не позировал ему).
25 июня… После обеда Л.Н. хотел позировать М. В. Нестерову, играя в шахматы, но пришел молодой человек, с которым Л.Н. говорил довольно долго, повел в дом и дал много книжек. Потом сел играть в шахматы…
26 июня… Сегодня М.В. Нестеров был доволен писанием портрета Л. Н-ча (в профиль). Вчера был совсем не уверен, удастся ли; сегодня же он у него «схвачен», и писание, по его словам, очень подвинулось. Хотя М.В. Нестеров и живет в доме, но его как если бы и не было: он человек тихий, мало говорит, но если его расшевелить, рассуждает очень интересно…
27 июня. Сегодня М. В. Нестеров писал вид у большого пруда, там, где 50-летние елки, посаженные Л. Н-чем. За ними через улицу избы и вид в поле. По его словам, это характерный уголок в усадьбах Центральной России.
28 июня… После обеда Л.Н. стоя позировал Нестерову. Одет был в светло-синюю фланелевую блузу…
29 июня. После обеда я в одеянии Л. Н-ча позировал М.В. Нестерову у пруда. М.В. Нестеров доволен тем, что приехал писать Л. Н-ча; доволен и своей работой. Помогла ему С.А., склонившая Л. Н-ча согласиться на писание портрета.
24 июня Толстой отмечает там же: «Нестеров писал». Через три дня, 27 июня, Лев Николаевич делает две записи о Нестерове, одну — в записной книжке: «Портрет пишут», — другую в дневнике: «Живет Нестеров — приятный».
6. Итоги работы художника
Портрет Л. Толстого в 1913 году был приобретен Третьяковской галереей. Теперь он в Толстовском музее.
Там, в окружении многих других изображений Толстого, стало ясно, как богат нестеровский портрет внутренней правдой и как просто и волнующе передает он красоту личности «нового и большого человека», каким сам Толстой был для Нестерова.
Нестеров издавна знал автора «Войны и мира»; теперь, после Ясной Поляны, он узнал Толстого — «нового, большого человека», и его потянуло написать его портрет, хотя он, все еще не признававший в себе портретиста, продолжал уверять себя, что ему нужен лишь большой масляный этюд с Толстого для большой картины.
Практические поиски места позирования Л. Толстого были проведены летом 2013 года во время посещения Музея- усадьбы «Ясная Поляна»(Тульская область, Щекинский район )
7. Итоги исследования
Установлено отличие главной идеи портрета Нестерова: он изображает не гения , а человека
Раскрыта история создания портрета и отношение к ней писателя
Установлено детально место возможной пейзажной зарисовки