Исследовательская работа Я помню! Я горжусь!


ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ:
"ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО"
Я помню! Я горжусь!
Исследовательская работа
Авторы: Никифорова Н.Н., МБОУ Лицей № 3,
10класс.
Научный руководитель: Учитель географии Никифорова О.В. МБОУ Лицей № 3
г. Братск
2016 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………..стр.1
1. Жизнь до войны..…………………………………………………………стр.2
2. Боевой путь
2.1 Сталинградская битва..................................................................................стр.3
2.2 Июльское наступление на белгородско-курском направлении............... стр.4
2.3 Советско-японская война............................................................................стр.5
3. Ранения и награды…………………………………………………………стр.7
4. Послевоенные годы...................................................………………….........стр. 7
Заключение ………………………………………………………………........стр. 8
Список источников и литературы …………………………….........................стр. 10
Приложения ……………………………………………………………….........стр. 11-16
1
Введение
Великая Отечественная война - огромная душевная рана в человеческих сердцах. Прошло много лет с того рокового утра, а память вновь и вновь возвращает людей к суровым годам борьбы с фашизмом. Возвращает потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, выявившим силу духа и нравственное величие русского человека. Война… Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жёны не дождались мужей, дети остались без отцов. Разрушенные сёла, города, царствующие голод и холод – всюду горе и слёзы.
Тысячи людей прошли сквозь трудности войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжёлой и долгой из всех мировых воин, перенесённых до сих пор человечеством. И живы ещё те люди, которые в ожесточённых боях защищали нашу Родину, хотя, к большому сожалению их, осталось очень мало. Военная жизнь всплывает в печатных страницах самыми страшными воспоминаниями, но именно она напоминает о стойкости, мужестве, силе духа, дружбе и верности – о качествах, которым стоит поучиться молодому поколению.
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью досталась победа над сильным врагом. Нет границ величию самоотверженности воевавших людей, во имя Родины. Память о бессмертном подвиге тех, кто героически сражался с оружием в руках, добросовестно трудился в тылу, строил и укреплял великую державу - будет жить в веках...
Цель работы: познакомиться с биографией моего прадеда Полигешко Владимира Денисовича и узнать историю его боевого пути.
Задачи:
1. Систематизировать, имеющуюся информацию о жизни и военном пути прадедушки;
2. Изучить Сталинградскую битву, июльское наступление на белгородско-курском направлении, советско-японскую войну.
3. Познакомиться с жизнью семьи Полигешко Владимира Денисовича после войны.
Основными методами, которыми я с руководителем пользовалась, при написании работы были: собеседование с родственниками, изучение документальной литературы, сбор
2
фотоматериалов, поиск информации в Интернет - ресурсах. Работа состоит из введения, основной части (жизнь до войны, боевой путь, семья после войны), заключения и приложений.
1..Жизнь до войны
Я родилась в счастливое, мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной моих родных и близких. Мой прадедушка - Полигешко Владимир Денисович, тоже был участником Великой Отечественной Войны. Он родился 19 декабря 1922 года в селе Ковпыта, Коцюбинского района Черниговской области. Умер прадед в Братске 12 декабря 1999 года. Я родилась через два года после его смерти, поэтому о жизненном пути прадедушки я знаю из рассказов мамы и бабушки. В семье он был старшим сыном, у его родителей было еще четверо детей. У них был хороший, просторный дом, большое хозяйство, родители и старшие дети много работали, занимаясь сельскохозяйственным трудом, поэтому они была зажиточными крестьянами. И вот в семью прадеда ворвался страшный день 22 июня 1941года, который трагически изменил жизнь практически всех людей в стране. Главу семьи, прапрадеда Дениса Владимировича забрали на фронт с первых дни войны, и вскоре он погиб в сражениях под Москвой. Прадедушку забрали на войну 6 августа 1941 года, и было ему тогда всего 19 лет. Младшего брата прадедушки Николая Денисовича, тоже призвали защищать Родину, перенеся многочисленные ранения, он прошел всю войну, дойдя до Берлина. Гитлеровцы захватили село, в котором жили мама, младшая сестра и младший брат прадеда. Немцы выгнали их из дома жить в сарай. В 1942 году зимой от тифа умирает мама прадедушки. Младшая сестра и брат остались сиротами, жили они у родственников. Младшая сестра прадедушки - Галина Денисовна рассказывала о тех страшных военных годах. Когда началась война, ей было всего 8 лет. Бабушка Галя со слезами на глазах вспоминала о том, как приходилось прятаться в лесу в болотах от бомбежки, как голодали, потому, что немцы отбирали у мирных людей, какие - либо продукты. Это было страшное военное детство. Как рассказывала моя бабушка, прадедушка не любил вспоминать про войну, и это понятно. Война - это боль, это страх, это ужас. Из рассказов бабушки я узнала, что наш прадед Владимир Денисович, принимал участие в Сталинградской битве. Мама и бабушка сожалеют о том, что дед так мало рассказывал о войне, но в семье было не принято вспоминать об этом страшном и тяжелом событии. Это и понятно, с психологической точки зрения не каждому солдату приятно вспоминать о боевых действиях. Поэтому, чтобы лучше представить военные дороги прадеда, я обратились к
3
историческим сведениям. Я изучила те бои и сражения, в которых принимал участие мой прадед Полигешко Владимир Денисович. Мне пришлось окунуться в историю великой Сталинградской битвы, теперь я знаю, что такое июльское наступление на белгородско-курском направлении, а также я мысленно перенеслась в события, происходящие на востоке нашей страны, когда началась советско-японская войне в августе 1945.
2.Боевой путь
2.1. Сталинградская битва
Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. Советские бойцы героически сражались, выполняя приказ Сталина: «Ни шагу назад!» Так и случилось: солдаты умирали, но не отступали. Все знали, что Сталинград – это город, который протянулся по правому берегу могучей реки Волги на 65 километров. Если бы вражеские войска захватили Сталинград, Волга была бы перекрыта для транспортировки хлеба и нефти в центральные районы страны, поэтому любой ценой надо было выстоять.
Летом 1942 года немецкие войска подошли к Сталинграду. Для обороны были переброшены свежие резервные части из Сибири, поступила военная техника. Со Сталинградского тракторного завода выезжали новые танки. В городе шло формирование народного ополчения. Немцы тоже подтянули войска и технику, они знали цену победы над русскими войсками, знали своё превосходство по военному делу, но они не знали истинную силу русских солдат. Гитлеровской танковой дивизии удалось в конце августа 1942 года прорвать оборону Сталинграда и выйти к Волге. Вражеская авиация бомбила город. Так началось Сталинградское сражение. Немцы вошли в город. Начались ожесточенные бои за каждую улицу, за каждый дом. Советские воины и ополченцы сражались до последней капли крови, сражались буквально за каждый метр Сталинградской земли. Вражеские удары приняли на себя две армии под командованием В. И. Чуйкова и М. С. Шумилова.
Немцы подтянули к Сталинграду ещё несколько дивизий. Имея численное превосходство личного состава и артиллерии, только танков было почти в 5 раз больше, они с трудом оттеснили советских бойцов к Волге. Светское командование перебросило к Сталинграду свежие части под командованием генерала А. И. Еременко. Ожесточенные бои шли на Мамаевом кургане. Эта высота была очень важна. С неё можно было обстреливать весь город. Здесь Гитлер потерял солдат и офицеров больше, чем Наполеон на Бородинском поле. После войны на Мамаевом кургане в
4
память героически сражавшимся воинам, отстоявшим курган, воздвигли памятник – стоит женщина с мечом в руке – Родина-мать. Оборона длилась с 17 июня по 18 ноября 1942 года. Наступление советских войск началось с 19 ноября по 2 февраля 1943 года.
Немцы были измотаны уличными боями: не знали покоя от внезапного нападения народных ополченцев, от стойкости советских воинов, их смелости и мужественности. Немцы понимали, что им уже никогда не одолеть русских людей. Победа в Сталинградской битве стала переломным моментом в Великой Отечественной войне. У Советской Армии появилась возможность начать свои действия по освобождению захваченных территорий фашистами и двигаться в сторону запада.
В этой битве принимал участие и наш прадедушка. Он был танкистом с апреля 1942 года он проходил военную службу в 149 танковой бригаде. В ноябре 1942 года прадеда перевели в 201 танковую бригаду. Пусть его вклад в положительный исход этого сражения был скромным и незначительным, но именно благодаря общему духу патриотизма, благодаря любви к родине, благодаря вере в победу русские солдаты одержали победу в Сталинградской битве.
2.2. Июльское наступление на белгородско-курском направлении
После Сталинградской битвы, воинская часть, в которой служил мой прадед, была направлена в Наро-Фоминск на переформировку. В июле 1943 года он принимал участие в боях на белгородско-курском направлении. За участие в этих боевых действиях прадед имеет благодарность. Сохранился документ, который об этом свидетельствует, с печатью Управления 201 Танковой Бригады от 20 апреля 1945 года № 484. Это справка, которая дана шоферу роты технического обеспечения 201 танковой бригады красноармейцу Полигешко Владимиру Денисовичу в том, что приказом ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА тов. Сталина от 24.07.43г. за отличные боевые действия по ликвидации июльского наступления на БЕЛГОРОДСКО-КУРСКОМ направлении ОБЪЯВЛЕНА БЛАГОДАРНОСТЬ. Подписан этот документ НАЧАЛЬНИКОМ ШТАБА БРИГАДЫ гв. майором Гутуровым.
Это сражение представляет исключительный интерес по двум причинам. Битва под Курском, закончилась разгромом двух основных немецких группировок — орловской и белгородско-харьковской. Она послужила началом нашего мощного наступления, в значительной степени предрешила весь ход дальнейших операций Великой отечественной войны. Во-вторых,
битва под Курском, подобно Сталинградскому сражению, является блестящим примером
5
мастерского осуществления Красной Армией крупнейшей стратегической операции, в которой принимало участие несколько фронтов громадное количество Войск, оснащённых всевозможной боевой техникой.
Планируя летнюю кампанию 1943 года, немецкое командование решило развернуть своё наступление в районе Курска с ближайшей и первоочередной задачей: ликвидировать курский выступ и разгромить занимавшую его группировку. С ликвидацией курского выступа, по мнению германского военного руководства, должны были создаться весьма выгодные предпосылки для дальнейшего развития наступления немцев на Москву. Однако замыслы гитлеровского командования были своевременно раскрыты Верховным Главнокомандованием Красной Армии.
Плану немцев был противопоставлен план Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина, предусматривавший разгром основных немецких группировок, созданных в районах Орла и Белгорода, и окончательную ликвидацию всяких попыток немецкого командования осуществить новое наступление вглубь нашей страны.
План, выработанный советским командованием, ставил немецкие армии, в особенности их орловскую группировку, в исключительно сложные условия. Битва под Курском по характеру боёв делится на два больших этапа: первый оборонительное сражение войск Центрального и Воронежского фронтов (5-12 июля), второй — наступление Красной Армии и разгром орловской и белгородско-харьковской группировок противника (12 июля-23 августа).
2.3. Советско - японская война
После окончания Великой Отечественно войны нашего прадеда отправили на восток нашей страны. С 9 августа по 3 сентября 1945 года он принимал участие в боевых действиях с Советско - Японской войне.
Опасность войны СССР с Японией существовала со второй половины 1930-х годов, в 1938 году произошли столкновения на озере Хасан, а в 1939 сражение на Халхин-Голе на границе Монголии и Маньчжоу-Го. В 1940 создан советский Дальневосточный фронт, что указывало на реальный риск начала войны. Война была объявлена ровно через 3 месяца после победы в Европе, 8 августа 1945.
В течение мая — начала августа советское командование перебросило на Дальний Восток часть высвободившихся на западе войск и техники. Вместе с дислоцированными на Дальнем
6
Востоке войсками перегруппированные соединения и части составили три фронта:
Забайкальский под командованием маршала Р. Я. Малиновского;
1-й Дальневосточный под командованием маршала К. А. Мерецкова;
2-й Дальневосточный под командованием генерала армии М. А. Пуркаева, — всего общей численностью примерно в 1,5 миллиона человек под командованием маршала А. М. Василевского.
Монгольскими войсками командовал Маршал МНР Х. Чойбалсан. Им противостояла японская Квантунская армия под командованием генерала Оцудзо Ямады. План советского командования, охарактеризованный как «Стратегические клещи», был прост по замыслу, но грандиозен по масштабу. Планировалось окружение противника на общей территории площадью в 1,5 млн квадратных километров. Несмотря на усилия японцев сосредоточить как можно больше войск на островах собственно империи, а также в Китае южнее Маньчжурии, японское командование уделяло внимание и Маньчжурскому направлению.
Войска Забайкальского фронта, наступая с территории Монголии и Даурии, преодолели безводные степи, пустыню Гоби и горные Хинганские хребты, разгромили калганскую, солуньскую и хайларскую японские группировки, вышли на подступы к важнейшим промышленным и административным центрам Маньчжурии, отрезали Квантунскую армию от японских войск в Северном Китае. Войска 1-го Дальневосточного фронта, наступавшие навстречу Забайкальскому фронту из Приморья, прорвали полосу пограничных укреплений японцев, отразили в районе Муданцзяна сильные контрудары японских войск.
14 августа японское командование обратилось с предложением о заключении перемирия. Но практически военные действия с японской стороны не прекращались. Лишь через три дня Квантунская армия получила приказ своего командования о капитуляции, которая началась 20 августа. 18 августа была начата Курильская десантная операция, в ходе которой советские войска заняли Курильские острова. Южно-Сахалинская сухопутная операция была проведена для освобождения южной части Сахалина.
18 августа, главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке маршал Василевский отдал приказ об оккупации японского острова Хоккайдо силами двух стрелковых дивизий. Эта высадка не была осуществлена из-за задержки продвижения советских войск в Южном Сахалине, а затем отложена до указаний Ставки. Однако отдельные боестолкновения продолжались вплоть до 10 сентября, ставшего днём полной капитуляции и пленения Квантунской армии. Боевые действия на островах полностью закончились 5 сентября. Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года на борту линкора «Миссури» в Токийском заливе.
7

3. Ранения и награды
За время войны прадедушка перенес две контузии (25.09.1941 года и 20.09.1942 года). В послевоенное время, по рассказам бабушки, прадеда часто мучили головные боли. Наш прадедушка награжден орденом "отечественной войны 2 степени", медалями "Георгий Жуков", "30 лет Победы в Великой Отечественной войне", "40 лет Победы в Великой Отечественной войне", "50 лет Победы в Великой Отечественной войне", "50 лет Вооруженных Сил СССР", "60 лет Вооруженных Сил СССР", "70 лет Вооруженных Сил СССР". Владимир Денисович - ветеран труда получил медали "Ветеран труда", "За добросовестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина", "За трудовое отличие".
4. Послевоенные годы
После окончания военных действий на востоке страны, по стечению обстоятельств, получилось так, что мой прадед не вернулся на родную Украину. Да и куда было возвращаться? Когда немцы отступали, то они сожгли большой добротный дом прадеда. После войны на месте их дома построили сельский совет. Владимир Денисович остался жить в Забайкалье в Читинской области. На одном из рудников он охранял японских пленных. Через некоторое время прадед познакомился с прабабушкой Стародубцевой Марией Яковлевной. Она была труженицей тыла. С 1940 по 1976 год она проработала машинистом на электростанции. В трудовой книжке прабабушки имеются многочисленные благодарности за безупречный, добросовестный, долголетний труд. Долгое время она была депутатом сельского совета. Ее фотография много лет висела на доске почета. Прабабушка рассказывала моей маме о том, что начальник электростанции в военные годы всегда говорил такую фразу: "Каждый выработанный киловатт час это - удар по немцу".
После войны Владимир Денисович и Мария Яковлевна поженились, у них родилось трое замечательных детей. Прадед сам построил для своей семьи большой дом. Однако всю жизнь его тянуло на Украину. Владимир Денисович работал в шахте, когда он ушел на пенсию, то еще несколько лет проработал лесником. Прадедушка был мастером на все руки. За какое бы дело он не брался, у него все получалось. Он был хорошим строителем. Сначала, построенный им дом, стоял
на самой низкой улице в деревне, которую все время заливали дожди. Дед разобрал дом и поставил
8
его на улице, которая располагалась на холме. Кроме нового дома он построил замечательную баньку, летнюю кухню и другие постройки необходимые для хозяйства. Прадедушка с прабабушкой были очень трудолюбивыми людьми. Они всегда держали большое хозяйство. Дети и внуки, приезжая к ним летом в гости, помогали им. Все внуки любили проводить лето у прабабушки и прадедушки. У прадеда был большой сад, в котором он выращивал много ранеток. Может быть, весной цветущие ранетки напоминали ему цветущие яблони на Украине. Любил собирать грибы и ягоды. Если вся семья ехала за грибами, то полный багажник груздей в "Ниве" был всегда. Если ехали за ягодой, то брусники или голубицы набирали по несколько ведер. Дед мог отремонтировать любую обувь, шил шапки. Прадедушка сам собрал трактор - сенокосилку. Когда сенокосилка однажды все же сломалась, в 75 лет дед косил еще сено лучше молодого деревенского парня. Прадедушка очень любил природу, мог красиво петь песни, хотя пел их очень редко. У него было замечательное чувство юмора. Прадед был внешне суровым человеком, но очень добрым в душе. Он любил детей, и дети его любили. У Владимира Денисовича и Марии Яковлевны две дочери стали учителями. Старшая дочь - Галина Владимировна, преподает физическую культуру в 43 школе. Средняя дочь Вера Владимировна, которая является нашей бабушкой, работает уже 25 лет завучем в "Лицее № 3", младший сын Владимир Владимирович, был электриком. Одна из внучек моего прадеда, моя мама тоже работает учителем. У прабабушки и прадедушки - пятеро внуков. Если бы они были живы сейчас, то они были бы очень рады тому, что у них пять правнучек, один правнук и один праправнук, которого тоже зовут Владимиром. Жизнь продолжается. И свое продолжение прадедушка и прабабушка оставили в нас.
Самое главное это то, что прадед, по рассказам мамы, всегда учил порядочности, уважению к людям, справедливости, честности, трудолюбию. Эти качества характера мы постараемся вырабатывать в себе и будем воспитывать их в своих детях.
Заключение
В ходе проделанной работы я лучше узнала биографию своего прадеда и ближе познакомилась с теми боевыми действиями, в которых он принимал участие.
Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. К сожалению, военные конфликты были и есть. Мы не можем спокойно относиться к тем событиям, которые происходят на Украине. Тем более что во мне бежит прадедушкина украинская кровь. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть служба в рядах российской армии будет патриотическим долгом, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Пусть человеческая память хранит в себе и опыт многих живших до нас поколений, и опыт каждого, кто побывал в военных действиях. И пусть же эта память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности.
Суровые лишения военных лет не ожесточили людей. Наоборот! Живые помнят: помнят имена погибших, помнят Победу, добытую кровью, ратными трудами, высоким патриотизмом. И самое главное - в память о тех, кто не вернулся, мы должны любой ценой сохранить мир на Земле. Наш прадедушка не имел высоких военных званий, он не получил большого количества орденов во время войны, но я с гордостью могу сказать: "Я помню, я горжусь своим прадедом!" Он прошел всю Великую Отечественную войну, и свой вклад в победу над врагом он тоже внес. Мы должны знать свою историю и всегда помнить о тех людях, благодаря которым над нами мирное небо.
Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной.
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните!
10
Список литературы
1. Захаров М. В. «Финал. Историко-мемуарный очерк о разгроме империалистической Японии в 1945 году». M. Наука. 1969 .
2. Исаев А. В.. Часть вторая. Город в осаде. // Сталинград. За Волгой для нас земли нет. — М.: Яуза, Эксмо, 2008 .
3. Москаленко К. С. На Юго-Западном направлении. Воспоминания командарма. Книга II. — М: Наука, 1973.
4. Некрасов.В.Н. В окопах Сталинграда. — М.: Русская книга, 1995.
5. Сталинградская эпопея. Сборник. — М.: Наука, 1968.
6. Самсонов А.В. Сталинградская битва. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1989.
7. Шишов А. В. «Россия и Япония. История военных конфликтов» — М.: Вече, 2001.
8. Личные архивы и фотоматериалы Вологдиной В.В
9. Интернет-ресурсы.

11
ПРИЛОЖЕНИЯ






Аннотация
исследовательской работы
Я помню! Я горжусь!
Цель работы: познакомиться с биографией моего прадеда Полигешко Владимира Денисовича и узнать историю его боевого пути.
Задачи:
1. Систематизировать, имеющуюся информацию о жизни и военном пути прадедушки;
2. Изучить Сталинградскую битву, июльское наступление на белгородско-курском направлении, советско-японскую войну.
3. Познакомиться с жизнью семьи Полигешко Владимира Денисовича после войны.
Основными методами, которыми я с руководителем пользовалась, при написании работы были: собеседование с родственниками, изучение документальной литературы, сбор фотоматериалов, поиск информации в Интернет - ресурсах. Работа состоит из введения, основной части (жизнь до войны, боевой путь, семья после войны), заключения и приложений.
Изучая судьбу моего прадеда, мне захотелось более подробно познакомиться с основными этапами Великой Отечественной войны. Я смогла в своем воображении представить себе образ моего прадеда. Изучая жизнь этого человека, я мысленно побывала в местах сражения прадеда. У Владимира Денисовича была непростая судьба. Я горжусь своим прадедом, горжусь тем, что он также как и другие защитники Отечества внес свой вклад в победу над немецко-фашисткими захватчиками. Молодое поколение должно знать свою историю и помнить имена тех людей, благодаря которым над нами мирное небо. Современной молодежи есть чему поучиться у старшего поколения.
Отзыв
на исследовательскую работу
ученицы 10 класса МБОУ «Лицей №3»
Никифоровой Н.Н.
Тема: «Я помню! Я горжусь!».
Тема исследовательской работы является актуальной. Работа соответствует по объему и оформлению требованиям, предъявляемым к исследовательским работам: имеется титульный лист, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Введение к работе содержит краткую характеристику исследования, обосновывается ее актуальность. Во введении формулируются цели и задачи работы.
Теоретическими основами исследования работы стали документальные, исторические источники. Работа имеет познавательный интерес для подрастающего поколения, может использоваться на уроках краеведения, классных часах посвященных Великой Отечественной войне.

Научный руководитель:
Учитель географии
МБОУ «Лицей №3»
Никифорова О.В.