Проект на тему Я помню! Я горжусь! (1 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пушкино
Пушкинского муниципального района
Проект для учащихся 1 класса
«Я помню! Я горжусь!»
подготовила
учитель начальных классов
Клюева Алевтина Александровна
Пушкино 2015
Цель: изготовить самодельный журнал, посвящённый 70-летию Великой Победы «Я помню! Я горжусь!»
Задачи: - расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о знаменательной дате 70-летия Великой Победы и её значении в истории человечества;
- способствовать развитию патриотических чувств: любви к Родине, чувства гордости за свою страну и народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
- способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о ветеранах войны, героическом прошлом своих прадедов.
Продолжительность: 5 недель (апрель – май 2015 года)
Предметные области: окружающий мир, изобразительное искусство.
Руководитель проекта: Клюева А.А., классный руководитель
Участники проекта: учащиеся 1-а класса, МБОУ СОШ № 1, г. Пушкино и их родители.
Выбор темы исследования.
Эта тема выбрана не случайно. У 25 учеников прадеды и прабабушки ветераны Великой Отечественной войны. Они прошли по фронтовым дорогам от Москвы до Берлина. О боевом пути прадедушек и прабабушек ребята узнавали из рассказов бабушек и дедушек, мам и пап, которые с особой гордостью и душевной теплотой делились воспоминаниями о своих близких и дорогих людях.
С каждым годом всё меньше становится среди нас ветеранов Великой войны. Мы живём мирно и счастливо. Но мы не должны забывать то, что всей нашей жизнью обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше мы должны помнить тех, кто дал нам мир.
И ещё нам очень хотелось изготовить альбом именно в этом году, когда весь наш народ празднует 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Краткое описание выполненного проекта.
Конечно, мои первоклассники самостоятельно не могли справиться с такой сложнейшей задачей. Большую часть работы выполняли родители. Они помогли детям составить рассказ о своих прабабушках и прадедушках, продумали оформление работы, сделали ксерокопии фотографий, наградных листов, военных билетов, статей из газет и других архивных документов. Ребята же написали работу своим аккуратным каллиграфическим почерком, украсили рисунками и аппликациями. В течение месяца на классных часах первоклассники с гордостью рассказывали о своих прабабушках и прадедушках одноклассникам. Сначала нашими рассказами мы заполнили стенд, а затем, когда все 25 работ были готовы, отдали в типографию. К 8 мая наш журнал «Я помню! Я горжусь!» был готов.

Результатом нашей работы стал самодельный журнал «Я помню! Я горжусь!», в котором дети рассказали о героическом военном прошлом своих прадедов. Большинство прадедушек моих учеников прошли Великую Отечественную войну от первого до последнего дня.
Прадед Юзукова Егора был участником парада на Красной Площади 7 ноября 1941 года.
Прадед Матвеева Коли вместе с бойцами обеспечивал безопасность «Дороги Жизни» через Ладожское озеро и участвовал в прорыве блокады Ленинграда.
Прадед Щиголева Егора пятнадцатилетним пареньком попал в немецкий концлагерь. Только через два года, когда советские воины освободили Орёл и Брянск, он оказался в рядах Красной Армии.
Прадед Мишаковой Алисы двенадцатилетним мальчиком вместе с мамой ухаживал за четырнадцатью ранеными солдатами, оставленными в их доме после боя.
Многие освобождали от немецких захватчиков страны Западной Европы, дошли до Берлина. А прадеды Тюренкова Миши, Маркушиной Алисы и Реутова Миши после победы над гитлеровской Германией участвовали в войне с Японией, защищая нашу Родину на Дальнем Востоке.
В «Бессмертном полку» нашего класса были разведчики и зенитчики, пулемётчики и связисты, сапёры и танкисты. Наши герои были награждены медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945г.г.», «За победу над Японией» и другими; орденами Красной Звезды, Славы III степени, Отечественной войны II степени.
Во время работы над проектом нам открылись удивительные факты, биографии легендарных личностей.
Яркая страница нашего журнала посвящена прабабушке Гордюшина Артёма Марине Густавовне Шторх. Она родилась в 1916 году. В 2013 году вышла книга «Дочь философа Шпета». Эта книга о судьбе её отца, выдающегося философа «серебряного века» Густава Шпета; о её жизни, вместившей в себя почти всё двадцатое столетие; о встречах с людьми, без которых невозможно представить себе российскую культуру. На долю Марины Густавовны выпали все тяготы эпохи, но два десятилетия с отцом она вспоминает как праздник. Эта книга не просто воспоминания, а никогда не прекращающийся диалог дочери с отцом, расстрелянным в 1937 году, когда ей был 21 год. В её рассказе проходит жизнь нескольких поколений семьи, где среди предков были Гучковы, Зилоти, Рахманиновы, а среди родственников Екатерина Максимова и Борис Пастернак.
Много пришлось пережить Марине Густавовне. Закончив школу, в институт не поступила, поехала к папе в ссылку в Енисейск. В ссылке вместе с отцом она прожила два года, до его расстрела. В двадцать два года осталась вдовой с годовалым ребёнком. Великую Отечественную войну пережила в Москве, отказавшись ехать в эвакуацию. На руках было двое маленьких сыновей ( родной и сын второго мужа) и полуторагодовалая племянница Катя Максимова. Вот что вспоминает Марина Густавовна о войне. «В бомбоубежище я ходить не любила, мне казалось страшнее быть засыпанными, чем убитыми». « В первую зиму было очень голодно, всё время хотелось есть. Рабочая карточка у нас была лишь одна на всю семью, а остальные – детские и иждивенческие. Помню, какой невероятной радостью была найденная в глубинах шкафа кастрюлечка с перловой крупой, пусть даже и поеденная червями».
С трепетом и огромной благодарностью я приняла от Артёма подарок – книгу «Дочь философа Шпета» с дарственной надписью от его 99-летней прабабушки.
Савёлов Фёдор Степанович, прадедушка Савёловой Полины, с первых дней войны ушёл на фронт. В декабре 1941 года, защищая Москву, он пропал без вести. Имя Фёдора Степановича высечено на колонне Мемориала Победы в городе Пушкино.
Юрий Михайлович Чичков – советский композитор, народный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола. А также прадедушка моего ученика Чичкова Алексея. Юрий Михайлович родился в Москве на Красной Пресне. Когда началась война, ему было 11 лет. Отец был в народном ополчении, и Юра помогал ему охранять Москву. Однажды в здание, где была его музыкальная школа, попала бомба. Юра вместе с другими ребятами взобрался на четвёртый этаж разрушенного дома, увидев стоящее у единственной уцелевшей стены пианино. Преодолев опасный путь наверх, юный музыкант устроил необыкновенный концерт для собравшихся внизу прохожих. Он играл второй концерт Рахманинова.
Несмотря на войну, Юрий решил продолжать заниматься музыкой; закончил институт военных дирижёров и стал композитором. В его репертуаре много произведений о войне, одно из них музыкальная поэма «Солдатские звёзды». Но мы знаем и любим композитора Юрия Чичкова за песни, посвящённые детству и школе. «Наташка-первоклашка», «Из чего же, из чего же…», «Наша школьная страна», «Дружат дети на планете», «Песенка весёлого туриста», «Детство – это я и ты» и многие другие до сих пор используются на школьных праздниках.
Самый главный результат нашей работы - дети расширили свои знания о Великой Отечественной войне; о героических подвигах своих прадедов, о лишениях и тяготах трудового народа, ковавшего победу в тылу, о самоотверженной любви к Родине и безоговорочной готовности её защищать. Свою работу каждый ученик заканчивал словами благодарности за победу, за возможность жить, учиться, радоваться мирному чистому небу, яркому солнцу.