Фрагмент урока по окружающему миру Хвойные деревья. Лиственница
Урок окружающего мира во 2а классе (фрагмент урока).
Тема урока: В мире живой природы. Лиственница. Цель урока: расширить знания детей о хвойных растениях; - познакомить с многообразием хвойных растений; - используя исследовательскую деятельность, научить по хвое определять породу дерева; - воспитывать бережное отношение к природе. - развивать наблюдательность - воспитывать бережное отношение к природе,
Оборудование: наборы веточек и шишек ели, сосны; гербарий (лиственница); презентация.
Метапредметные:
Личностные: - уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. Регулятивные: 1. развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Познавательные: 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Ориентироваться по учебнику. 6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные: 1. развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Умение работать в паре.
Ход фрагмента урока.
1. Актуализация знаний.
-- Продолжим разговор о хвойных деревьях – Отгадайте загадки.
Что за стройная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель.)
-Мы привыкли про это дерево говорить елка, а как его называют ученые? (ель)
( На партах силуэты деревьев)
- Найдите на рисунке ель. Объясните свой выбор. (ветки вниз, по всей длине ствола, раскидистые, внизу более длинные) Сингл раунд робин.
-Покажите жестами, как растут ветки у ели.(Слайд) -Как называют еловый лес? (ельник)
(Слайд)
-Кто был в еловом лесу? Что вы там заметили? (В еловом лесу всегда темно и прохладно.)
-Потому что ели в лесу растут близко друг к другу.
- Сравнение веток и шишек ели и сосны.
-Среди веточек на столе найдите еловую. Покажите.
(Если все показали правильно) – Молодцы. А вторая принадлежит какому дереву? (сосне).
(Если покажут разные)- Большинство ребят оказались правы. Вот эта – еловая ветка. (Показываю сама)
-Сравните ветки. Чем похожи? (зеленые, у обоих иголки)
-Как называются иголки? (ХВОЯ)
-Чем отличаются? (разные хвоинки; у ели расположены по одной, короче; у сосны – парами, длинные)
(Если не скажут парами: попробуйте оторвать хвоинки. Что заметили?)- Понюхайте ветки. Чем пахнут? (елкой, Новым годом)
- На самом деле так пахнет смола.
-Где созревают семена у ели? (в шишке)
-Покажите еловую шишку.
-Большинство ребят оказались правы. Мне приятно, что вы наблюдательны.
-Как еловую шишку отличить от сосновой? (у ели – узкая, длинная; у сосны - мелкая, круглая)
- На что похожи шишки? (у ели – на сосульку, у сосны - на шарик)
-Шишки у ели растут вниз.
Прикрепляю шишку на елку.
3.Физкульт. минутка (Фолоу-зе-лидер)
4.Изучение нового материала.
а) Отгадывание загадки: Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Отпадают те иголки. (Лиственница.) (Слайд )
б) - Сейчас мы мы послушаем информацию о лиственнице. (Предоставляю слово учащимся )
1 ученик: Лиственница – самое распространенное дерево на территории России, поэтому её называют национальным деревом нашей страны. Она выше сосны и выше ели. Ветки у лиственницы редкие, хвоя негустая, мягкая, держится всего один год. Иголки растут пучками, от 20 до 60 штук. Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголки, словно листья, поэтому она так и называется, а весной вырастает новая хвоя.
2 ученик: Весной на ветках появляются мелкие, величиной с грецкий орех, шишки. Незрелая шишка красная, издали смотрится, как цветок. К осени семена из шишек высыпаются, шишки темнеют и становятся похожими на сушеные грибы. Лиственница неприхотлива, может расти на разных почвах на севере, в тундре, где не встретишь никакое другое дерево. Живёт лиственница 300-500 лет. Животные приходят в светлый лес, как в столовую. Сочную хвою лиственницы очень любят зайцы.
в) Вопросо – ответная работа по выступлениям учащихся . - почему это дерево так называют? - как растут иголки? - незрелая шишка какая? - докажите, что лиственница – светолюбивое растение. - ель, сосна, лиственница – как мы называем этих деревьев? - что изготавливают из древесины этих деревьев?
г) выступления учащихся:
С древнейших времен человек научился использовать сосну как в промышленных, так и в лекарственных целях. Прямые, ровные и высокие деревья шли на постройку кораблей и в строительство. Сегодня сосна по-прежнему широко применяется в строительстве и в мебельном производстве .
Из ели с древнейших времен делали музыкальные инструменты, как гусли, скрипки, виолончели, гитары. Древесину употребляют как строительный материал. Так же получают бумагу и картон.
Древесина лиственницы очень прочная (долговечная) , не гниёт в воде, поэтому используется в судостроении, строительстве. Так же применяется: для оборудования бассейнов, пляжей, балконов.
-Спасибо, ребята, вам за информацию. Вот как масштабно мы используем леса.
5.Закрепление изученного.
а) -зарисуйте фломастером на листочке ветки ели, сосны, лиственницы и докажите, почему так рисовали.
д) Сейчас природа и лес остро нуждается в защите и бережном отношении. Поэтому усвоив несколько простых правил, каждый сможет гордо называться «защитником леса»: Какие это правила?
- Всегда убирать за собой мусор после пикников
- Не поджигать траву и другую сухую растительность.
- Не шуметь в лесу.
- Нельзя уносить диких животных домой.
- Не рвать зря цветы.
- Не разорять гнёзда птиц.
- Не разорять муравейники.
- Не разводить костёр в лесу.
Сохраняя лес, мы сохраняем «зеленое богатство планеты» для себя и будущих поколений.
5.Закрепление изученного.
-зарисуйте фломастером на листочке ветки ели, сосны, лиственницы и докажите, почему так рисовали.
6.Рефлексия.
- Ребята, посигнальте, пожалуйста, какое у Вас настроение в конце урока? (солнышко, тучка, солнышко из-за тучки).
-Всем спасибо за урок.