Конспект урока по окружающему миру Хвойные деревья
ТЕМА: "Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе по теме: "Хвойные деревья",
автор учебника Виноградова Н.Ф.
Выполнил: Фоминых Ирина Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №4"
г. Сосновый Бор
2015г.
План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе
(1 класс, «Начальная школа
·
·
· века»;
"Окружающий мир" под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
1. Фоминых Ирина Викторовна
2. Место работы: МБОУ «СОШ №4» города Сосновый Бор Ленинградской области
3. Должность: учитель начальных классов
4. Предмет: окружающий мир
5. Класс: первый
6. Тема: «Хвойные деревья».
7. Базовый учебник:"Окружающий мир" под редакцией Н.Ф.Виноградовой для 1 класса четырёхлетней начальной школы;
ч. 2 стр.7 - 8; М. Издательский центр "Вента - Граф", 2012г.
Рабочая тетрадь: "Окружающий мир" под редакцией Н.Ф.Виноградовой для 1 класса четырёхлетней начальной школы; стр. 43; М. Издательский центр "Вента - Граф", 2014г.
8. Цель урока:
- познакомить с многообразием хвойных деревьев, выявить особенности хвойных деревьев, их отличия от лиственных;
- развивать мышление, наблюдательность, описательную речь, практические навыки работы в паре;
- воспитывать экологическую культуру у младших школьников.
9. Задачи:
обучающие: познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи;
- развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
- воспитательные: содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний;
формирование навыков культурного общения.
10. Тип урока: урок формирования первоначальных знаний.
11. Формы работы учащихся: работа с интерактивной доской, беседа, работа с учебником, моделирование, работа в тетради, игровая ситуация, работа в парах и группах.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска; учебник “Окружающий мир”
Н.Ф. Виноградова (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), рабочая тетрадь "Окружающий мир"
Н.Ф. Виноградова; коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), ветки сосны, ели для каждого ребёнка, таблицы с изображениями сосны, ели, лиственницы, кедра, кедровые орешки, кедровые шишки.
Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.
Регулятивные УУД. Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные УУД. Ученик научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
КОНСПЕКТ УРОКА
«Хвойные деревья»
1. Организационный момент
Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности
- Прозвенел звонок на урок.
Добрый день, ребята!
- Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу успеха, чтобы каждый в конце урока мог сказать: " Я знаю.. я умею"
-Подумайте, что нам необходимо для успешной работы на уроке?
(Быть внимательным, активным, самостоятельным, знания, дружба, умение правильно выражать свои мысли и т. д.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
- Многие из вас очень наблюдательны, умеют сравнивать.
1. Рассмотрите картинки:
Слайд 2
- Назовите одним словом эти предметы (растения)
- Распределите растения на 3 группы.
- Проверим работу. Какие группы получились? (Деревья, кустарники, травы)
- Перечислите травы (луговая трава, земляника).
- Что общего у этих растений? (Травянистые растения имеют мягкие, сочные, зелёные стебли)
- Кто назовёт свои примеры? ( Я хочу дополнить
- Назовите кустарники. Докажите. (У кустарников несколько деревянистых стволиков)
- Какие ещё вы знаете кустарники, дополните.
- Что общего у всех деревьев? (Один твёрдый одревесневший стебель - ствол)
-Назовите деревья. Кто дополнит ответ
- Чем отличаются разные породы деревьев? (Формой листьев: простые листья, сложные, а у некоторых иголки)
2. Задание «Соображалки».
Индивидуальная работа по карточкам.
- Многие из вас очень наблюдательны, умеют сравнивать.
- Перед вами таблицы с изображением растений и их веточек с плодами. Соедините карандашом растение с его веточкой и напишите его название
(2 ученика работают у доски).
- Проверим работу.
-Что объединяет эти растения? (это деревья)
Разделите деревья на 2 группы. Какие группы получились? (лиственные и хвойные деревья)
3. Речевая разминка. "Рабочая тетрадь" с. 43
-Объясните, почему так говорят: «Ёлочка-иголочка», «У сосны листочки-хвоинки», «Зимой и летом одним цветом» О чём эта загадка? (о хвойных деревьях: сосне и ели)
слайд №3
- Чему же будет посвящён наш урок? Какова его тема, сформулируйте.
слайд № 4
3. Постановка учебной задачи.
-Каким же цветом ель и сосна круглый год? Почему? Кто согласен с утверждением, что эти деревья никогда не сбрасывают свою зелёную хвою? Кто не согласен?
-У нас возникли разногласия. Обратимся к нашим «Знатокам» (несколько учащихся дома самостоятельно готовили учебный материал к уроку). (Хвойные деревья, такие как ель или сосна, сохраняют свой зеленый покров круглый год. Но на самом деле эти деревья меняют его на протяжении всей своей жизни, постепенно избавляясь от ненужной хвои в тот момент, когда это необходимо именно дереву. Связано это с особенностями протекания обмена веществ, присущими только данной разновидности деревьев.)
- Мы узнали, почему хвойные деревья зелены всегда. Кто из вас считает, что все хвойные одинаковы? Кто думает, что существуют различия?
слайд № 5
- Определим, кто прав в ходе практической работы.
4. Построение проекта выхода из затруднения(«открытие» нового знания).
Практическая работа в группах по 4 человека (веточки и шишки сосны, ели) по заданиям учебника с. 7, обсуждение вопросов.
1 группа:- Вы сравнивали ветки ели и сосны.
- Чем они похожи? Чем различаются?(Сожмите веточки. Что заметили? Веточки какого хвойного дерева более мягкие? Более колкие?)
2 группа: - Есть ли на них листья? Какие они?
3 группа: - Какие шишки у сосны?
4 группа: - А какие шишки у ели?
5 группа: - Имеется ли хоть какое-нибудь сходство у шишек изучаемых нами деревьев?
6 группа: - По какому признаку ещё можно различать эти деревья?
Внимательно рассмотрите иллюстрацию в учебнике (стр.7 - 8).
- Как располагаются ветки на стволе?
- Есть ли ещё отличия? «Знатоки» дополняют информацию. Итак, кто теперь убеждён, что различия между хвойными деревьями существуют?
слайд № 6
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Загадки:
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.(сосна)
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдёшь гулять и встретишь:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (ель)
- Кто знает, что это за дерево?
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки –
Опадают те иголки. (лиственница)
Физминутка:
Во дворе стоит сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнуться взад, вперёд,
Ветер их качает, гнёт
Будем вместе приседать:
1, 2, 3, 4, 5.
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
слайд № 7
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Среди хвойных есть необычное дерево, сейчас мы о нём подробно узнаем, прочитав статью учебника с. 8. Ученики вслух читают рассказ «Лиственница сибирская».
- Какая главная особенность лиственницы?
- Как понимаете слово «долгожитель»?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа учащихся по 2 человека: выполнение задания по применению нового знания (тест), самопроверка, самооценка работы.
Задания теста:
1. К какой группе растений относится ель?
(травы, деревья, кустарники)
2. Как правильно назвать лист хвойного дерева?
(к олючка, иголка, хвоинка)
3. Какие плоды у хвойных деревьев?
(ягода, цветок, шишка)
4. Как называется еловый лес?
(ельник, сосняк, пихтач)
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Работа в тетради с. 43.
- Знаете ли вы, ребята, жизнь каких птиц связана с хвойными деревьями? Хотели бы узнать?
слайд № 8
- Об этих и других птицах, их взаимосвязи с деревьями мы будем говорить на следующем уроке, можно дома подготовить дополнительный материал.
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Какими знаниями вы теперь можете поделиться со своими младшими друзьями, которые ещё не ходят в школу?
- Что интересного из урока расскажете, придя сегодня из школы, своим родителям?
-В конце урока можете сказать: " Я знаю, я умею" ?
9. Домашнее задание, как всегда, выбирает каждый сам:
- приготовить сообщение о деревьях, птицах;
- написать письмо «лесному» другу;
- составить кроссворд по теме урока для разгадывания в классе.
- Благодарю всех за хорошую работу на уроке.
(Активные учащиеся поощряются)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
в мин.
1
Орг. момент
мотивация к учебной деятельности
Самоопределение
1 мин
2
Актуализация знаний
Слайд № 2
1.http://agronom.ru/application/includ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·карточки
http://www.xxlbook.ru/imgh297061.png
Речевая разминка.
"Рабочая тетрадь" с. 43
Демонстрация слайда
1.Классификация растений на 3 группы (трава, кусты. деревья)
2.Индивидуальная работа по карточкам.
Объясните, почему так говорят
Повторение классификации растений
Соединить растения с их листочками и плодами.
Вывод: деревья бывают лиственные и хвойные
Разгадывание загадок.
Формулирование темы урока.
3 мин
3 мин
4 мин
3
Целеполагание
Слайд №3
http://www.gu-sad.ru/_mod_files/ce_images/photoalbum/generated/sosna-01_300x400_pc.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b9/Picea_abies1.JPG?uselang=ru
Демонстрация слайда
1 мин
4
Изучение нового.
Проблемная ситуация
Слайд №4
http://www.1zoom.me/big2/880/294429-werecat.jpg
Слайд №5
http://www.biology.ru/course/content/chapter4/section3/paragraph5/images/04030502.jpg
Практическая работа в группах по 4 человека обсуждение вопросов.
Слайд №6
http://900igr.net/datas/geografija/Les-v-Rossii/0006-006-KHvojnye-derevja.jpg
Демонстрация слайда
Сформулировать тему урока
У нас возникли разногласия.
.
Демонстрация слайда
Кто из вас считает, что все хвойные одинаковы? Кто думает, что существуют различия?
обсуждение вопросов.
Демонстрация слайда
-Есть ли ещё отличия?
Выступление «Знатоков» (несколько учащихся дома самостоятельно готовили учебный материал к уроку).
Рассмотреть веточки и шишки сосны, ели) ответить по заданиям учебника
с.7, обсуждение вопросов.
«Знатоки» дополняют информацию о различии хвойных растений
3 мин
1 мин
6 мин
3 мин
5
6
Первичное закрепление нового материала
Самостоятельная работа с самопроверкой, тест
Физминутка
Слайд №7
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b9/Picea_abies1.JPG?uselang=ru
http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_1/2469/d-2468675/img14.jpg
http://www.foto.gorsky.ru/gallery/foto/nature06.jpg
http://www.dratiq.com/academy/images/bachflowerremedies_clip_image001_0004.jpg
http://www.uzhniy.ru/upload/catalog/hvoya/listvennitsa.jpg
Тест
Загадки о сосне, ели, лиственнице
Чтение статьи из учебника
с.8.
-Какая главная особенность лиственницы? Как понимаете слово «долгожитель"?
Демонстрация слайда
Тест, самопроверка, самооценка работы.
Работа в тетради с. 43.
Разгадывание загадок
Ученики вслух читают рассказ «Лиственница сибирская».
Работа учащихся по 2 человека
Самостоятельное чтение заданий и их выполнение
6 мин
1 мин
4 мин
1 мин
4 мин
4 мин
7
Включение в систему знаний
Слайд №8
http://900igr.net/datai/geografija/Gory-JUzhnoj-Sibiri/0009-009-Ptitsy.jpg
http://boomerangclub.ru/up/images/informaciya/priroda-sakhalina-i-kuril/multemediinie-diski/OOPT/images/photo/31.jpg
http://enfo.agt.bme.hu/drupal/sites/default/files/T%C3%BCzesfej%C5%B1%20kir%C3%A1lyka.jpg
http://www.thewallpapers.org/photo/22450/bird-on-snow-tree.jpg
Жизнь каких птиц связана с хвойными деревьями?
Хотели бы узнать?
2 мин
8
Подведение итогов урока, рефлексия. Интрига.
Беседа
Беседа
2 мин
Самоанализ урока по окружающему миру,
по теме «Хвойные деревья».
Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 1 классе по теме «Хвойные деревья». Урок открытия новых знаний. Данный урок соответствует программе «Начальная школа ХХI века».
Структура урока полностью соответствует его типу.
Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Целью урока было сформировать представления обучающихся о многообразии хвойных деревьев
На уроке решались следующие задачи:
Образовательные:
- ввести и разъяснить термин «хвойные деревья»;
- познакомить с разнообразием хвойных деревьев;
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе
Использовалось следующее оборудование:
УМК «Начальная школа ХХI века»
Базовый учебник:"Окружающий мир" под редакцией Н.Ф.Виноградовой для 1 класса четырёхлетней начальной школы;
ч. 2 стр.7 - 8; М. Издательский центр "Вента - Граф", 2012г.
Рабочая тетрадь: "Окружающий мир" под редакцией Н.Ф.Виноградовой для 1 класса четырёхлетней начальной школы; стр. 43; М. Издательский центр "Вента - Граф", 2014г.
Презентация к уроку.
Карточки для работы в парах и группах.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметные: сформировать у учащихся представление о многообразии хвойных растений; объяснить, какие бывают хвойные растения
Личностные УУД: Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Освоение личностного смысла учения, желание учиться .
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; следовать режиму организации учебной деятельности; соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя, понимать прочитанное. Выполнение различных ролей в группе, сотрудничество и совместное решение проблемы задачи. Высказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД: Уметь определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Определять, в каких источниках можно найти информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. Наблюдать и делать самостоятельные выводы
На уроке были использованы следующие методы
-по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)
наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение)
практические (работа в группах, в парах, работа с учебником, работе с учебной тетрадью)
-по виду учебной деятельности:
самостоятельная работа (работа в группах, работа в парах, в тетради на печатной основе, раздаточным материалом).
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация .
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье - сберегающая технология была включена физпауза.
Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.
использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация .
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье - сберегающая технология была включена физпауза.
Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ. Урок целей достиг.
Отзыв на проектное задание
Фоминых Ирины Викторовны
Оценка результатов выполнения проектного задания
№
п/п
Критерий
Степень представления
полностью
частично
не
представлено
Текстовая часть
1.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость выполненного проектного задания
2.
Связь проектного задания с содержанием курсов повышения квалификации
3.
Соответствие результатов выполнения проектного задания действующим требованиям к содержанию и оформлению проекта данного вида
Презентация
4.
Использование информационных технологий в презентации
5.
По итогам обсуждения рекомендовано к практической реализации (после доработки)
6.
По итогам обсуждения рекомендовано к публикации (после доработки)
Выводы и рекомендации:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись руководителя __________________
(расшифровка подписи)
_______ ______________________ 20___ г.
Объект 3Рисунок 17Продам саженцы элитных сортов крупноплодной малины, 20 грн - UkrboardРисунок 98Рисунок 13Травология. Травы и растения.Рисунок 46Вундеркинд с пеленок (СП 1) Совместные закупки ЗАКРОМАркетРисунок 16Рисунок 1Сосна обыкновенная на фото эффектно смотрится - Сообщество, форум дачников и садоводов ХМАООбъект 3Рисунок 5Хвойные деревья - Презентация 16671/6Рисунок 7Озеленение придомовой территории.Рисунок 9Шишки Лиственницы - Радуга. Мечты сбываются. Свечи, сувениры.Рисунок 10Larch FlowerЗаголовок 115