Конспект урока по окружающему миру на тему Хвойные деревья
Урок окружающего мира
Тема: "Хвойные деревья"
1 класс
Цель урока: создать условия для формирования понятия о хвойных деревьях, их отличительных признаках.
Развитие УУД:
помочь учащимся узнать, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев; какими бывают хвоинки у хвойных деревьев, где созревают их семена.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы урока;
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Формулирование проблемы;
Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;
Синтез – составление целого из частей;
Выбор оснований и критериев для сравнения объектов;
Построение логической цепи рассуждений;
Доказательство;
Умение собирать информацию на основе иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.
Осуществлять действие по образцу и заданному правилу, участвовать в оценке результатов деятельности.
Умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Воспитательная цель:
показать роль человека в жизни дерева (обратить внимание на положительные и отрицательные воздействия и возможные меры, которые необходимо предпринимать для сохранения красоты и создания благоприятных условий для жизни деревьев);
воспитывать бережное отношение к растениям.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Планируемые результаты: уч-ся научатся выделять сходные и отличительные признаки внешнего вида хвойных растений; будут формироваться учебно-информационные (осуществлять наблюдение), учебно-логические и учебно-интеллектуальные действия (выделять главное, существенное, классификация, обобщение) и учебно-организационные действия (умение объяснять, оказывать помощь).
Дидактический материал и оборудование урока:
учебник «Окружающий мир» Ч.1, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
рабочая тетрадь №1 «Окружающий мир», О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
презентация
Средства обучения: учебник “Окружающий мир” О.Т.Поглазова (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), лупы. Ветки сосны, ели для каждого ребёнка, таблицы с изображениями сосны, ели, лиственницы, кедра, кедровые орешки, кедровые шишки.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Дети хором говорят стихотворение:
Звенит звонок, начинается урок.
Мы сюда пришли учиться, не зевать и не лениться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успеха, чтобы каждый в конце урока мог сказать: «Я много знаю и всё умею».
Заявка на оценку:
Урок у нас необычный, мы сегодня будем зарабатывать баллы, а один балл – это у нас одна звёздочка, кто заработает звёздочек- баллов, тот у нас
«Знаток природы» - гений -
Талант –
Молодец –
А ещё дополнительную звёздочку – балл получит тот, кто будет весь урок правильно сидеть за партой, не выкрикивать с места.
2. Актуализация знаний.
А чтобы тему урока узнать,Нужно нам загадки разгадать.
За правильный ответ – балл ( максимум 5 баллов).
1. Лепестки белы, как снег,Серединка желтый мех!Что за глупые замашки,Не гадайте на (ромашке)
2. Что же это за девица?Не швея, не мастерица.Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (ель)
4. Клейкие почки, зелёные листочки,С белой корой стоит под горой. (берёза)
3. У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)
5. Из деревьев ранним летомВдруг снежинки запорхают,Но не радует нас это –Мы от этого чихаем. (тополь)
Зарабатываем баллы. У вас на партах лежит карточка №1. Попробуйте задать вопросы – понятия, используя слова – отгадки. Кто правильно вопрос задаёт – тот балл и получает. А кто правильно ответит, тот тоже балл получит. ( Карточка 1) (максимум 10 баллов)
Игра «Назови лишнее понятие и укажи основание деления»
Среди понятий ромашка, ель, липа, берёза, тополь - лишним является ромашка, так как это травянистое растение, а ель, липа, берёза, тополь – деревья.
Зарабатываем 1 балл.
Зарабатываем баллы. У вас на партах лежит карточка №2. Попробуйте задать вопрос –суждение, используя наши слова – отгадки. . Кто правильно вопрос задаёт – тот балл и получает. А кто правильно ответит, тот тоже балл получит. ( Карточка 1) (максимум 10 баллов)
- Давайте вспомним, что мы знаем о деревьях.
У вас есть карточка №3. Попробуем составить предложения. Мы будем сравнивать понятия, и зарабатывать баллы.
Я говорю конец предложения, а вы должны составить начало, пользуясь карточкой №3.
(По сравнению с травянистыми растениями)у всех деревьев есть ствол.2 (Так же, как и у берёзы). у тополя есть листья.3( Как и у черёмухи),.. так и у рябины листья осенью меняют окраску.4. ( не только в лесу),.. а и в саду цветут цветы. 5(Не только на кедре),.. а и на сосне есть плоды.6 (В отличие от деревьев),.. у кустарников может быть несколько стволов.
(максимум 6 баллов)
3. Сообщение темы.
Послушайте рассказ, который я вам прочитаю.
Однажды Маша гуляла по зимнему лесу, ей очень понравились красивые заснеженные деревья, она решила с ними поближе познакомиться. Но лишь она к ним прикоснулась, как отдёрнула руку. Какие колючие, злые деревья растут в лесу, - подумала Маша.
- Почему деревья оказались колючими?
- А какие колючие деревья вы знаете? ( Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница.)
А почему они колючие? (У них есть хвоинки)
А как такие деревья называют?
Ребята, догадались, какая тема урока?
Тема урока «Хвойные деревья»
Сегодня на уроке мы будем говорить о хвойных деревьях. Рассмотрим поближе сосну и ель, и узнаем, чем они различаются, а так же об одном дереве, которое на зиму сбрасывает хвою.
4. Открытие нового знания.
– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.
Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”
Хвоя – узкий, в виде иглы, лист некоторых пород деревьев.
Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.
Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
А как вы думаете, нужны ли людям хвойные деревья?
Сосна – очень высокое дерево – до75м. живёт до 500 лет. В сосновом лесу очень чистый воздух. В старину из сосны строили корабли.
Ель – служит сырьём для изготовления бумаги и музыкальных инструментов (скрипки). Еловая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем лимон. Можно из неё делать настой, принимать ванны.
Пихта – имеет мягкую хвою, ветки пихты называют лапками. Живёт до 700 лет. Из неё тоже делают бумагу и музыкальные инструменты, например контрабас. И все мы знаем про целительное пихтовое масло.
Лиственница – очень долго не гниёт, из неё строят дома.
А теперь догадайтесь, как называется лес, где растут одни ёлки?
Физкультминутка «Деревцо»
Ветер дует нам в лицо. Обмахивают себе лицо,
Закачалось деревцо. Раскачивают руками над головой,
Ветерок всё тише, тише. Руки постепенно опускаются,
Деревцо всё выше, выше. Затем руки подымаются,
Ветки распрямило. Руки в стороны,
Птицам путь открыло.
Птицы прилетели. Волнообразное движение руками,
И на ветку сели. Садятся на свои места.
5.Практическая работа.
У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.
Наблюдение 1. “Ветки”.
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.
Наблюдение 2. “Хвоинки”.
По какому признаку отличаются хвоинки? (размер)
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
Наблюдение 3. “Шишки”.
По каким признакам отличаются шишки сосны и ели? (размер и форма)
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
- Как сказать – шишка ели - еловая,
шишка сосны – сосновая.
- Стволы ели и сосны тоже имеют различия.
Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.
Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.
По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? (Липкая, клейкая)
- Возьмите веточки и понюхайте. Запах чувствуете?
-Какую роль играет лес (ель и сосна) в нашей жизни? (Воздух, для красоты, ягоды, грибы, звери, птицы)
- Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут сосны и ели.
- Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов.
В наше время очень много вырубается лесов. А кто знает, какая древесина самая ценная? (ель и сосна) - Для чего люди вырубают леса?
(для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов) Леса становится всё меньше и меньше.
- Представьте, что по лесу протекала речка. Что с ней произойдёт, если вырубят лес? (обмелеет и высохнет)
- Хвоёй питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.
- Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.
Лес – это великое богатство.
- Что мы должны делать? (сохранять леса)
- Деревья живут очень долго, до 500 лет.
Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет, сосенки вырастают чуть быстрее. Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках. Дети тоже помогают.
6. Проблема:
А теперь, рассмотрите повнимательнее шишки. Почему в них нет семян?
Семена высыпаются, из них вырастают новые деревья, семенами питаются птицы, животные.
Кедровыми орешками питаются медведи, белки, бурундуки и многие птицы. Для людей они тоже очень полезны, да и просто вкусные.
Итог наблюдения: мы рассмотрели ветки разных деревьев, и нашли различия. А чем эти деревья похожи?
Все они хвойные, у них есть хвоя и шишки.
Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки. Но в отличие от ёлки Опадают те иголки. (Лиственница)
- Что мы выяснили про лиственницу? (Иголки мягкие, желтеют и опадают, шишечки мелкие и круглая) - Лиственницу называют королевой сибирских лесов. Древесина этого дерева не знает износа и может прослужить 500 – 700 лет.- Как избежать в эти предновогодние дни большой вырубки лесных красавиц? (покупать искусственные ёлки, покупать ёлки только у лесников и т.д.)
8. Подведём итог.
1. Какие хвойные деревья вы знаете? (сосна, ель, лиственница, кедр, пихта) 2. Почему они называются хвойные и какие у них листья? (листья называются хвоинки, поэтому и деревья хвойные) 3. Докажите, что сосна - хвойное дерево. ( Карточка №6)
(Правильный ответ – 1 балл)
Поскольку у сосны листочки – это хвоинки, а у хвойных деревьев листочки – это хвоинки, следовательно, сосна – хвойное дерево.
10. Рефлексия
Достигли цели, которую ставили?
Подводим итог, считаем баллы.