Урок музыки Рождество Христово

Сценарный план урока музыки в 4 классе.
Тема: «Рождество Христово. Музыка Рождества»
Цели:
Общая цель:
Формирование духовной культуры, как част духовной культуры ребёнка.
Тематическая цель:
Сформировать представление о празднике Рождество Христова.
Цель урока (частная): определить характерность и место музыки в обрядовом действии Рождества Христова.
Оборудование и музыкальный материал:
Фонохрестоматия: «Коляда» (группа «Иван Купала», «О, Преславного чудесе» (хор Троице-Сергиевой лавры), «Рождество Христово»; атрибуты праздника: 2 образца украшения ёлок – современной и по старинным традициям, символы праздника – ангел, звезда; образец украшения стола по старинным традициям; музыкальные шумовые инструменты; мультимедийная презентация «Рождество Христово»).
Термины, понятия:
Колядки, вертеп, волхвы, кутья, сочельник.
Методы обученя:
Словесные; наглядно-слуховые; обобщение; творческие задания; анализ; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления, ситуации успеха, проблемно-поисковых ситуаций; наблюдения; игровая импровизация; активизация воображения; активный диалог; словесное рисование.
Формы обучения:
Групповая, фронтальная.
Приёмы обучения:
Развития сенсорных, аудиальных и кинестетических каналов.
Драматургия урока:
Учитель:
Звучит заливисто звонок,
Пора и нам начать урок.
Впустим музыку в свой класс –
Зазвучит она для вас.
- Но прежде, ребята, чем зазвучит для вас музыка, скажите – о какой
музыке мы с вами говорили на прошлом уроке? (Дети отвечают).
- Какую музыку мы будем называть «народной»? (Дети отвечают).
- Какие виды народной музыки вы знаете? (Дети отвечают).
Задание: по карточкам, лежащим на столах у каждой группы, определить:
1 группа – жанры народных песен;
2 группа – жанры народных танцев;
3 группа – народные инструменты;
4 группа – народные игры.
Проверка задания:
1 группа – демонстрирует и озвучивает выбранные карточки с жанрами народных песен;
2 группа – демонстрирует и озвучивает выбранные карточки с жанрами народных танцев;
3 группа – демонстрирует и озвучивает выбранные карточки с народными инструментами;
4 группа – демонстрирует и озвучивает одну из народных игр.
Учитель: - Сегодня мы продолжим наше знакомство с народной музыкой.
Задание «Образ, рождённый цветовыми пятнами»: детям предлагается
при прослушивании произведения определить три цвета краски,
которые выражают их настроение в данный момент. Поставив
бесформенные пятна, предлагается смешать их резким поворотом
наложенного листка и найти на листке различные 1-2 образа.
1,3 группа – выполняют к первому музыкальному произведению;
2,4 группы - выполняют ко второму музыкальному произведению.
Звучит «Коляда», «О, Преславного чудесе»
Проверка задания:
Учитель: - Какие цвета краски вы взяли? Почему?
- Какие образы получились?
Задание: по карточкам, лежащим на столах у каждой группы, определить
вид, жанр и настроение прослушанных музыкальных
произведений:
1,3 группа – выполняют к первому музыкальному произведению;
2,4 группы - выполняют ко второму музыкальному произведению.
Проверка задания:
Учитель: - заполните сравнительную таблицу характеристик выбранными вами карточками.
(Представители групп заполняют таблицу, расположенную на доске).

1-ое произведение
Характеристики
2-ое произведение


Вид
Жанр
Настроение



Учитель: - Давайте посмотрим в таблицу, что у нас получилось?
(Дети сравнивают характеристики двух произведений).
Учитель: - Получается, что оба произведения являются песнями. Но жанры
и настроения у них разные. А мы с вами знаем, что песни тоже
бывают разными. Уточните – какие песни мы слышали в первом
и во втором случаях?
(Дети уточняют)
Учитель: - Какие народные праздники вы знаете?
(Дети отвечают).
- А на каком из перечисленных праздников вы бы исполнили
услышанные на уроке произведения? Почему?
(Дети отвечают).
2. Учитель: - Вот мы и подошли к теме нашего урока. О каком празднике пойдёт на уроке речь?
(Дети отвечают).
- Мы сегодня будем знакомится не только с традициями и обычаями «Рождества Христова», но и с музыкой, которая звучит на этом празднике. А ещё выясним – какая она – музыка Рождества.
(Учитель записывает на доске):
РождествоХристово.

?
Музыка Рождества ?
?



- Обратите внимание на тему урока – почему праздник так
называется?
- Кто-нибудь из вас знает, как этот праздник появился на земле и с
какими событиями он связан?
(Дети отвечают)
- Ночь перед Рождеством Сочельник Как по-волшебному
звучат эти очень простые слова! И недаром Рождественскую ночь
именовали ночью младенцев. Ведь кто, как не вы, ребята,
способны так искренне радоваться подаркам, так доверчиво ждать
чуда?
На экране – презентация «Рождество Христово»,
звучит фонохрестоматия «Рождество Христово».
Учитель: Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над Яслями тёплая дымка плыла
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Вновь на экране – презентация «Рождество Христово»,
звучит фонохрестоматия «Рождество Христово».
Учитель:
- С тех пор, по преданию, люди радуются этому дню, празднуют его.
- Посмотрите вокруг и скажите - а что является символом Рождества?
(Дети отвечают).

Учитель: - У нас присутствуют два образца украшения ёлки. Посмотрите внимательно и скажите - чем они отличаются?
Чем украшена большая ёлка?
А маленькая чем украшена?
А дома вы чем украшаете свою красавицу?
Скажите, а какая из этих ёлочек украшена по старинным традициям?
Посмотрите вокруг - только ли ёлку украшали на Рождество?
Правильно. Стены украшали еловыми ветками.
Посмотрите – чем украшена дверь в классе?
Почему дверь украшена ни звездой, ни ветками еловыми?
Как можно назвать этого ангела?
А ещё в старину принято было полы и стол выстилать сеном, что символизировало богатство и достаток в доме. Только после этого на стол клали скатерть и выставляли праздничные блюда.
Какие рождественские блюда вы знаете?
Учитель:
- Кутья, которая варилась из пророщенной пшеницы с мёдом и с добавлением грецких орехов и взвар, который варили из чернослива, груш и сушеных яблок (мы его знаем, как обычный компот).
Учитель: - Конечно, ребята, такой красивый и волшебный праздник
никак не мог обойтись без музыки.
Ещё до принятия на Руси христианства, люди-язычники, верящие в солнце, ветер, грозу, в канун будущего Рождества Христова, праздновали рождение солнца-младенца, которого звали Коляда. От его имени и пошёл обряд колядования, т.е. ходили колядовать к своим соседям, родственникам, друзьям.
Этот обычай люди перенесли из древности на Рождество
Христово.
Колядки (а их сегодня мы с вами уже слышали) – это
рождественские песенки, в которой воспевали хозяев, желали
при этом добра.
А вы ходите колядовать в Рождество? Значит знаете какие-нибудь колядки?
(Дети напевают знакомые колядки).
Я предлагаю вам сегодня выучить колядку, которую исполняли в старину.
Исполнение колядки учителем.
Совместное разучивание колядки:
Коляда - Маледа
Отворяй ворота.
Тётенька, добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай!
Двоим-троим,
Давно стоим.
Печка топится,
Пирожка хочется!
Коляда – Маледа
Отворяй ворота!
Учитель:
- Мы уже с вами говорили о традициях и обычаях, характерных для Рождества Христова. А сейчас давайте поиграем.
Задание :
1,2,3 группы - накрывают столы по старинным народным традициям;
4 группа – выполняют роль колядующих славельщиков, которые в масках с шумовыми инструментами, с вертепом и звездой в руках приходят к учителю «в гости» и поют колядку.
Проверка задания:
1,2,3 группы демонстрируют украшенные столы;
4 группа выбирает группу, и идут к ним «в гости» колядовать.
Учитель:
Молодцы. А теперь вспомните – какую музыку мы слушали сегодня на уроке?
Учитель обращает внимание детей на сравнительную таблицу.
Давайте подведём итог: какая она – Музыка Рождества?
(Дети к схеме крепят карточки с ответами).


радостная, весёлая задорная
Музыка Рождества - красивая, душевная, спокойная
игривая, забавная, шуточная

А что праздник Рождества Христова для нас с вами?
(Дети отвечают)
Учитель: - О чём бы вам хотелось сегодня рассказать своим родителям,
когда вы вернётесь со школы?
А что было самым интересным?
Какое у вас настроение?
Давайте унесём это настроение с собой и закончим наш урок песней «Рождество Христово»
(Дети вместе с учителем исполняют песню «Рождество Христово»)
Домашнее задание: - нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и
понравилось сегодня на уроке.