Конспект урока по математике на тему Вычитание круглых десятков. Предметные и символические модели (1 класс)
Тема: Вычитание круглых десятков. Предметные и символические модели.
Цель: продолжить формирование умения складывать круглые десятки, переводить графическую модель в символическую, увеличивать и уменьшать данный отрезок на несколько сантиметров; формировать у учащихся умение планировать действия, направленные на достижение поставленной цели; учить вычитать круглые десятки; совершенствовать умение записывать равенства по определенному правилу.
Развивать умение быстро и правильно решать примеры на сложение и вычитание круглых десятков; совершенствовать логическое мышление, воображение, мышление;
Воспитывать интерес к математике и любовь к сказкам.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Ну-ка, проверь, дружок,Ты готов начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядке?Ручка, книжка и тетрадка?Пожелаем всем удачи!За работу! В добрый час
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами закрепим умения складывать круглые десятки, а также будем учиться вычитать круглые десятки; Мы будем решать примеры, весёлые задачи, сравнивать числа и выполнять много интересных заданий.
Но не просто будем считать и решать - мы отправимся в путешествие. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Из муки его слепили,После в печку посадили,На окошке он студился,По дорожке он катился.Был он весел, был он смел,И в пути он песню пел.Съесть его хотел зайчишка,Серый волк и бурый мишка.А когда малыш в лесуВстретил рыжую лису,От неё уйти не смог.Кто же это?
Дети: Колобок.
Учитель: А как начинается сказка?
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
– Испеки мне, старая, колобок.
– Да из чего испечь-то? Муки нет.
– Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберётся.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть. Надоело Колобку лежать: он и покатился по дорожке. И привела его дорожка в сказочный лес (математический).
Учитель вывешивает на доску план маршрута.
Учитель: Ребята, а вы помните, как закончилась сказка?
Дети: Лиса съела Колобка.
Учитель: А вам нравится такой конец сказки? (Нет.)
Сегодня мы с вами сможем выручить Колобка из беды. Это в наших силах. Но для этого вам нужно помочь Колобку пройти испытания.
Итак, отправляемся вместе с нашим героем в путешествие по сказочному лесу.
III. Актуализация опорних знаний
1. Устный счёт
Учитель: Катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц. (Учитель ставит на доску Зайца)
Заяц:
Если ты решишь заданье,Я тебя без наказаньяВ путь-дорожку снаряжуИ на волю отпущу.А если не решишь мои задачи,Не видать тебе удачи!
Учитель:
Ребята, надо быстро Колобочка спасатьПомочь от Зайчишки ему убежать.
Давайте поможем Колобку решить Зайкины задачи.
Четыре зайца шли из школы,И вдруг на них напали пчёлы.Два зайчика спаслись едва,А сколько не успело? ... Дети: 2
Учитель: Как вы это узнали?
Дети: 4 - 2 = 2
Из норки выглянул барсук,Уселась белочка на сук,Вспорхнул на ветку воробей,На тропку выполз муравей –Все улыбнулись солнцу!
Сколько всего животных улыбнулись солнцу?
Дети: 1 + 1 + 1 + 1= 4
Три зелёные лягушкиСидели на опушке.Одна им подмигнулаИ в озеро нырнула.
Сколько лягушек осталось на опушке?
Дети: 3 - 1= 2
Сорока в гнездо притащила браслет,Серёжку, колечко и пару монет.Такой богатейки в лесу не сыскать.Ты ей помоги всё добро сосчитать.
Дети: 1 + 1 + 1 + 2 = 5
2. Индивидуальная работа
Учитель: Молодцы! Справились с Зайкиными задачами! Можно путешествовать дальше. Катится Колобок по лесу, а ему навстречу Серый Волк. В Колобках он знает толк. Чтобы Волк его не съел, Колобочек наш запел.
(Учитель убирает Зайца, а на его место ставит Волка)
Волк:
С песней, Колобочек, не спеши,Лучше ты заданье мне реши.Если ты пример решишь,Дальше смело побежишь.
Примеры записаны на доске.
40 + 20 20 + 30 80 + 10
10 + 70 40 + 50 20 + 20
3. Минутка чистописания
Учитель: А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь.
(Учитель убирает Волка, а на его место ставит Медведя)
Колобок наш испугался,На пенёк скорей забрался.Только начал песню петь,Как медведь давай реветь.
Медведь:
Ты не пой мне, Колобок,Не заговаривай зубок.Лучше ты реши, дружок, трудную задачуИ сравни числа впридачу.
Учитель: Задача. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, сколько всего шишек растёт на соснах (учитель показывает картинку с медведем).
Дети: Нисколько. Ноль!
Учитель: Конечно же, ноль.
Нолик - круглый, как Земля.Все считают от нуля.Арифметика проста:Если ноль - ладонь пуста.Пишем ноль, И ясно всем:Здесь чего-то нет совсем!Ребята, а что значит ноль?
Дети: Это значит "ничего", "нисколько".
Учитель: Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль - пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это не совсем так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10 без нуля? 100? 1000? Получится один, а вовсе не то, что хотелось. В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.
Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру. (Напоминаю, как пишется 0).
– Овал начинаем писать от середины верхней стороны клетки, линию ведём вниз, закругляем, касаясь нижней стороны клетки, ведём вверх и снова закругляем.
Дети работают в тетрадях.
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0Учитель: Давайте вспомним: если к любому числу прибавить 0 или к нулю прибавить любое число, что получим?
Дети: Получим это же самое число.
Учитель: А если из любого числа вычесть ноль, что получим?
Дети: Это же самое число.
4. Математический диктант ( 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9)
- Запишите число предыдущее 2
- Запишите на сколько 5 больше 3
- Запишите сумму чисел 2 и 1
- Уменьшаемое 6, вычитаемое 2. Запишите разность
- Уменьшите 10 на 5. Запишите ответ
- Запишите число предыдущее 7
- Увеличьте 6 на 2
- Первое слагаемое 5, второе – 4 запишите сумму
IV. Изучение нового материала
- Но медведь не хочет пропускать колобка дальше, просит нас научить вычитать круглые десятки.
-Ребята, а мы умеем вычитать круглые десятки? Для того, чтобы помочь колобку необходимо самим научиться.
- Для начала давайте вспомним что значит уменьшить?
- Давайте посмотрим на доску и посчитаем количество десятков. ( 5 дес.). Уменьшите на 1 дес. Что нужно сделать? ( убрать 1 десяток, треугольник).
Если бы для записи примеров мы использовали слова, то можно было бы написать:
5 дес. – 1 дес = 4 десА как можно записать наши действия цифрами?
50 – 10 = 40
- Какая цифра изменяется? Почему?
- Изменяется цифра десятков. Потому что десятки вычитаем из десятков, а считаем так же, как однозначные числа.
V. Первичное закрепление нового материала
Работа с учебником стр 50 № 120, 118,119
9 – 2 = 7
90 – 20 = 70
1–2-й столбики решаются и разбираются учениками у доски, остальные – самостоятельно.
2. Геометрический материал( № 117 и 122)
Учитель: Продолжим путешествие по математическому лесу. Покатился наш герой по дорожке и чуть не столкнулся вот с таким человечком (учитель показывает человечка, состоящего из геометрических фигур). Скажите, ребята, из каких геометрических фигур он состоит? (Круг, прямоугольник, треугольники.) Так вот этот геометрический мальчик тоже приготовил Колобку задания. Как вы думаете, справимся мы с ними? (Задания на карточках: назвать прямую, отрезок, точку, ломаную. У ломаной линии посчитать, сколько звеньев и вершин.)
3. Работа в тетради на печатной основе Т. стр 42 – 43 № 95 ( фронтально на доске)
Учитель: Катится Колобок дальше, видит, стоит домик. "Вот бы мне отдохнуть в этом домике, - обрадовался Колобок,- ведь я так устал и хочу отдохнуть". Но, чтобы войти в этот дом, нужно выполнить задания из тетради на печатной основе.
Кто поможет Колобку?
Пусть Колобок отдохнёт в этом домике, и мы с вами отдохнём.
Колобок наш утомился,В домике расположился.Вмиг поднимем дух ему,Вам зарядка по уму.
4. Физминутка5. Самостоятельная работа ( Т. стр 43 № 98)
Учитель. Колобок отдохнул и покатился дальше по сказочному лесу, напевая весёлую песенку, катится Колобок, а навстречу ему… как вы думаете кто?
Дети: Лиса.
(Учитель ставит на доску Лису. У неё конверт с задачами.)
Вот и лиса идётИ такую речь ведёт.
Лиса:
Съем тебя я, Колобок,Но прежде дам тебе я срок:Чтоб сумел за 5 минутВсё решить, что есть вот тут.Получай ты мой билетИ готовь скорей ответ.
– Уж от меня-то, Колобок, ты не уйдёшь, и ребята тебе не помогут.
Учитель: Поможем, ребята? Будьте внимательней, потому что задачи на смекалку.
Улитка на танцы спешилаИ выйти пораньше решила.Кокетливо выставив рожки,Улитка ползла по дорожке.Час лезла вдоль зарослей мхаИ два - по листу лопуха.Час кочку она штурмовала.Пришла. Никого не застала.А жаль, ведь проделала путь не простой.Ответьте: Как долго придётся ползти ей домой?(Домой ей ползти не надо, потому что домик у неё на спине.)Семь рассерженных гусей,Семь отчаянных друзейХодят-бродят: "Га-га-га!"Тут хозяйка позвала их:– Есть хотите?– Да-да-да!И пошли ватагой всейСемь рассерженных гусей.Семь гусей ушли кормитьсяСколько же осталось птицы?(Нисколько.)Слон на обед съел корзинку бананов,Пару корзинок грибов со сметаной,Яблок корзинку, корзинку галет.Сколько корзинок он съел на обед?(Ни одной, потому что корзины несъедобные.)
XII. Итог урока. Рефлексия
Учитель: Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка, ведь все задания он выполнил правильно, а помогли ему в этом вы, ребята. Как вы ему помогли?
Дети: Решали, считали, отгадывали.
Учитель: Что повторили? Что больше всего понравилось на уроке? Встаньте те, кто считает, что хорошо потрудился.
Колобку очень понравилось у вас, ведь вы такие добрые, умные, смекалистые, и он решил остаться в вашем классе.
Мы на славу сегодня потрудились,Многому на уроке научились.Было интересно Колобка из беды выручать,От голодных зверей беднягу спасать.Теперь герои сказки поселятся у нас,А если пожелаете, мы в гости ждём всех вас!