Рабочая программа по праву. 10 класс. Профильный уровень
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 34»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей истории и обществознания заместитель директора по УВР директор МАОУ «Гимназия №34»
Протокол № 1 _____________В.С.Уколова___________Л.П. Токмаковаот 26.08.2015 г. .08.2015г. Приказ от «___» _____ 2015г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по праву
для учащихся 10 А класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Матвеев Александр Владимирович, учитель истории и права
Программа:
- Рабочая программа по правоведению. 10 – 11 классы. Профильный уровень. Автор – А.Ф. Никитин (Рабочие программы к предметной линии учебников А.Ф. Никитина. 10 - 11 классы: пособие для учителей.) – М.: Просвещение, 2011.
Учебник:
-А.Ф.Никитин. Право. Профильный уровень. 10 – 11 классы. М.: Дрофа. 2013 г.
Методическое пособие.
- А.Ф. Никитин. Методические рекомендации к учебнику «Правоведение» 10 – 11 класс М.: Просвещение. 2014 г.
Учебно-методический комплекс:
Количество часов по плану: в год – 70 часов; в неделю – 2 часа.
Ульяновск
2015
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательного учреждения – гимназии, изучающих предмет на профильном уровне.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Разработана на основе авторской программы А.Ф.Никитина: Правоведение. 10-11 классы: А.Ф.Никитин. Профильный уровень – М.: Дрофа, 2013. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Общая характеристика предмета
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности. К основным содержательным линиям образовательной программы курса права для 10 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
история государства и права, вопросы теории государства и права
роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
конституционное право, Конституция РФ;
гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
вопросы семейного и образовательного права.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Место предмета в учебном плане
Учебный план гимназии отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования, в 10 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа является продолжением изучения правовой сферы в курсе обществознания в основной средней школе. Программа предусматривает реализацию авторского подхода в преподавании, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В старшей школе право относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Право, как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, будет способствовать развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Тема 1. История государства и права (12 ч)
Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Право Древнего мира. Право Средневековой Европы. Становление права Нового времени.
Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века. Манифест 17 октября 1905г. Деятельность государственной думы. Основные государственные законы – конституционные законы России.
Советское право 1917-1953г.г. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954-91г.г. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права (11 ч)
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека. Право и другие сферы общества. О российской философии права
Тема 3. Конституционное право (20 ч)
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Гражданство в Российской Федерации.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия
Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности.
Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.
Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Тема 4. Права человека (18 ч)
Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Право на благоприятную окружающую сферу.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Нарушения прав человека.
Защита прав человека в мирное время.
Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс (6 ч)
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Учебно-тематический план
№ Название разделов и тем Кол-во часов.
Введение (1 ч)
1 Что изучает право 1
Тема 1. Из истории государства и права (12 ч)
2-3 Происхождение государства и права 2
4 Право Древнего мира 1
5 Право Средневековой Европы 1
6 Становление права Нового времени 1
7 Развитие права в России. IX - начало XIX века 1
8 Российское право в XIX – начале XX века 1
9 Советское право в 1917 – 1953 гг. 1
10 Советское право в 1954 – 1991 гг. 1
11-12 Современное российское право 2
13 Контрольно-обобщающий урок «Из истории государства и права» 1
Тема 2. Вопросы теории государства и права (11 ч)
14-15 Государство, его признаки и формы 2
16-17 Понятие права. Правовая норма. Источники права 2
18-19 Понятие и признаки правового государства 2
20 Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. 1
21-22 Право и другие сферы общества 2
23 О российской философии права 1
24 Контрольно-обобщающий урок «Вопросы теории государства и права» 1
Тема 3. Конституционное право (20 ч)
25 Понятие Конституции, её виды. Конституционализм 1
26-27 Конституции в России 2
28-29 Общая характеристика Конституции Российской Федерации 2
30-31 Основы конституционного строя 2
32 Гражданство в Российской Федерации 1
33-34 Федеративное устройство 2
35-36 Президент РФ 2
37-38 Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. 2
39-40 Законотворческий процесс в Российской Федерации 2
41-42 Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации 2
43 Местное самоуправление 1
44 Повторительно-обобщающий урок «Конституционное право» 1
тема 4. Права человека (18 ч)
45-46 Права и свободы человека и гражданина 2
47-48 Международные договоры о правах человека 2
49-50 Гражданские права 2
51-52 Политические права 2
53-54 Экономические, социальные и культурные права 2
55 Право на благоприятную окружающую среду 1
56 Права ребенка 1(2)57-58 Нарушения прав человека 1
59-60 Защита прав человека в мирное время 2
61-62 Международная защита прав человека в условиях военного времени 2
63 Повторительно-обобщающий урок «Права человека» 1
Тема 5. Избирательное право. Избирательный процесс (6 ч)
64-65 Избирательное право 2
66-67 Избирательный процесс 2
68 Повторитель-обобщающий урок «Избирательное право» 1
69 Итоговое повторение «Система российского права» 1
Резерв – 1 час
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник. Право: профильный уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин. - М.: Дрофа, 2013. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).
Учебно-методическая литература
Гражданский кодекс РФ. – М., 2009.
Трудовой кодекс РФ. – М., 2007.
Уголовный кодекс РФ. – М., 2005.
Семейный кодекс РФ. – М., 2003.
Административный кодекс РФ. – М., 2007.
Конституция Р.Ф. – М., 2012.
Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
Интернет ресурсы (федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, юридической ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задача (на примерах конкретных ситуаций).
Виды деятельности:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Календарно-тематический план
№
Тема урока Дата Класс Содержание Требования к уровню подготовки Д/з
1 Введение. Что изучает право Понятие права. Предмет изучения правовых дисциплин. Роль права в жизни общества. Характеризовать роль права в жизни общества. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.
Стр. 5 - 6
2-3 Происхождение государства и права.
Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Характеризовать основные теории происхождения государства и права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.
§ 1
4 Право Древнего мира Право Древнего Вавилона. Законы царя Хаммурапи. Право Древней Греции. Философ Гераклит. Право Древнего Рима. Юрист Ульпиан. Право Древней Индии – законы Ману. Право Древнего Китая – Шан-шу. Законы XII таблиц. Свод гражданского права Юстиниана. Характеризовать основные правовые системы Древнего мира. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.
5 Право Средневековой Европы Варварские правды: Салическая, Бургундская, Алеманнская, Баварская. Ордалии. Инквизиция. Великая хартия вольностей. Характеризовать особенности правовой системы Средневековья. Называть источники права Средних веков, давать им характеристику. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.
6 Становление права Нового времени Отличительные черты и особенности права Нового времени. Первые буржуазные революции в Европе. Влияние идей Просвещение на правовую систему Европы Нового времени. Конституция США 1787 года. Характеризовать особенности правовой системы Нового времени. Называть источники права в Новое время, давать им характеристику. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.
7 Развитие права в России. IX начало XIX в. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное Уложение 1649 г. Табель о рангах. Н.И.Новиков. Я.П.Козельский. А.Н.Радищев. Характеризовать особенности правовой системы России в IX начале XIX веков. Называть источники права в России в IX начале XIX веков, давать им характеристику. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.
8 Российское право в XIX – начале XX в. «Русская Правда» П.И. Пестеля. А.И. Герцен. Н.Г. Чернышевский. М.М. Сперанский – «Введение к уложению государственных законов». Полное собрание законов Российской империи. Славянофилы. Революционные демократы. Либеральные реформы 1860 – 70-х гг. Манифест 17 октября 1905 г. Характеризовать особенности правовой системы России в XIX - начале XX веков. Называть источники права в России в XIX - начале XIX веков, давать им характеристику. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.
9 Советское право в 1917 – 1953 гг. Диктатура пролетариата. Первые советские кодексы. Конституция 1936 г. Закон об охране социалистической собственности. Система ГУЛАГ. Характеризовать особенности советской правовой системы в 1917- 1953 гг. Называть источники советского права в 1917 – 1953 гг, давать им характеристику. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.
10 Советское право в 1954 – 1991 гг. «Оттепель». Критика «культа личности» Сталина. Диссидентское движение. Конституция СССР 1977 года. Характеризовать особенности советской правовой системы в 1954- 1991 гг. Называть источники советского права в 1954 – 1991 гг, давать им характеристику. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.
11-12 Современное российское право Начало реформ. Принятие новых правовых актов: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП. Характеризовать развитие права в России после 1991 г.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.
§ 3
13 Контрольно-обобщающий урок «Из истории государства и права» Право Древнего мира. Право Средневековой Европы. Право Нового Времени. Российская правовая мысль. Советское право. Современное российское право. Уметь решать контрольные задания Записи в тетради
14-15 Государство, его признаки и формы Понятие государства.
Различные подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Знать понятие государства, признаки и функции, формы правления, государственного устройства и политического режима.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал § 4
16-17 Понятие права. Правовая норма. Источники права. Понятие права. Система права. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права.
Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права. Знать понятие права, систему права, отрасли и институты права, признаки права. Знать формы реализации (источники) права, виды норм права.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 5
18-19 Понятие и признаки правового государства Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Знать понятие правового государства. Характеризовать признаки правового государства.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 6
20 Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Верховенство закона. Законность. Правопорядок. Разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Знать понятие законности и правопорядка. Знать принципы верховенства закона.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. 21-22 Право и другие сферы общества. Право и мораль. Право и религия. Право и политика. Право и экономика. Право и культура. Уметь проводить соотношение права и морали, права и религии, права и политики, право и экономики, права и культуры. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. 23 О российской философии права Философия права. Позитивизм. Естественное право. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. 25 Контрольно-обобщающий урок «Вопросы теории государства и права» Понятие государства. Понятие права. Правовое государство. Верховенство закона. Законность. Правопорядок. Уметь решать контрольные задания Повторить термины
26-27 Понятие Конституции, её виды. Конституционализм.
Понятие конституции, ее виды.
Конституционное право России, его источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Знать понятия: Конституция, виды конституций. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 7
28-29 Конституции в России Советские Конституции. Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России. Знать общую характеристику Конституции РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
§ 8
Общая характеристика Конституции в РФ Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России. Знать общую характеристику Конституции РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
30-31 Основы конституционного строя Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Знать основы конституционного строя РФ.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 9
32 Гражданство в Российской Федерации Гражданство. Принципы приобретения гражданства. Знать понятие гражданства и основные принципы его приобретения.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. 33-34 Федеративное устройство Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Характеризовать федеративное устройство РФ, виды субъектов.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 10
35-36 Президент РФ Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности.
Знать статус Президента РФ, его полномочия.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 11
37-38 Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования.
Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ. Знать устройство Федерального собрания РФ. Состав и способ формирования обеих палат парламента. Знать Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 12
39-40 Законотворческий процесс в Российской Федерации Стадии законотворческого процесса. Законопроект. Знать стадии законотворческого процесса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.
41-42 Исполнительная и судебная власть в РФ Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ. Знать состав и порядок формирования Правительства РФ. Характеризовать систему судебной власти в РФ, принципы судопроизводства. Знать функции прокуратуры РФ
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.
§ 13
43 Местное самоуправление Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. Содержание второй главы Конституции РФ Знать структуру и формирование местного самоуправления.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 14
44 Контрольно-обобщающий урок «Конституционное право» Конституция РФ. Гражданство. Федеративное устройство. Президент РФ. Федеральное Собрание. Законотворческий процесс. Исполнительная и судебная власть. Местное самоуправление. Уметь решать контрольные задания 45-46 Права и свободы человека и гражданина Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека Знать виды прав человека и гражданина.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 15
47-48 Международные договоры о правах человека Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.
Знать Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 16
49-50 Гражданские права Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести. Знать гражданские права человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 17
51-52 Политические права Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей.
Знать политические права человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 18
53-54 Экономические, социальные и культурные права Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. Знать экономические, социальные и культурные права человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 19
55 Право на благоприятную окружающую среду. Экологическое право. Экологические преступления. Знать понятия экологическое право, экологические преступления. Знать нормативно-правовую базу экологического права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. 56 Права ребенка Необходимость прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Знать содержание конвенции о правах ребенка.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. § 20
57-58 Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм. Дискриминация национальных меньшинств. Знать основные виды нарушений прав человека. Знать понятия геноцид, апартеид, расизм. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. 59-60 Защита прав человека в мирное время. Комиссия по правам человека. Комитет по правам человека. Международный суд по правам человека. Международная амнистия. Уполномоченный по правам человека. Знать основные способы защиты прав человека в мирное время. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. 61-62 Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Комбатанты. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Знать основные способы защиты прав человека в условиях военного времени. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. 63 Контрольно-обобщающий урок «Права человека» Права и свободы человека и гражданина. Права ребёнка. Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время и в условиях военного времени. Уметь решать контрольные задания 64-65 Избирательное право Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Знать избирательные права граждан, принципы демократических выборов. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал
. § 21
66-67 Избирательный процесс Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Знать этапы избирательного процесса, основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал § 22
68 Контрольно-обобщающий урок «Избирательное право» Избирательное право. Избирательный процесс. Уметь выполнять контрольные задания
69 Итоговое повторение «Система российского права» Теория государства и права. Конституционное право. Права человека. Избирательное право и избирательный процесс. Уметь выполнять контрольные задания
Резерв 1 час