Лучший знаток истории Казахстана
Викторина «Лучший знаток истории Казахстана».
Цель: воспитание гражданских и политических чувств: чувства любви к Родине, уважения к государственным символам, историческому наследию своего народа, ответственности, коллективизма, культура общения; развитие умственных способностей учащихся, расширить кругозор.
Участники: учащиеся 9-11-х классов
Ход мероприятия
Мой Казахстан! Ты – Родина моя! Твоих степей бескрайние просторы Душой и сердцем я люблю. Люблю твои серебряные горы. Я верю, что наступит новый век, Пройдут года серьезных испытаний. Придет на смену новый человек, И принесет он много новых знаний. Мой Казахстан, живи и процветай. Ты – колыбель великого народа, Всю красоту и мудрость передай, И сохрани для будущего рода.
В.Каримова «Мой Казахстан».
Дорогие ребята, уважаемые гости! В рамках проведения Недели истории в школе мы проводим викторину среди учащихся 9-11-х классов. Как и во всех играх у нас будет победитель, но я надеюсь, что мы с вами в ходе игры узнаем много нового и интересного о нашей Родине.
Наша викторина пройдет в 4 тура. Будет игра со зрителями. Первый этап отборочный тур. Здесь участники викторины отвечают на вопросы по истории и независимости Казахстана, во втором туре участники отвечают на вопросы ячеек: исторические памятники, древние города Казахстана, выдающиеся личности, казахская литература, события истории.
В третьем туре участники работают с вопросами-тестами, и в четвертом туре пройдет конкурс «О ком идет речь?». В конце каждого тура игру покидают участники, набравшие наименьшие баллы.
Прежде, чем начнется игра, все должны ознакомиться с правилами. В игре принимают участие учащиеся 9-11 классов, за игрой следят эксперты, и они же члены жюри.
В состав жюри входят: __________________________________________________
I тур. Отборочный. Вопросы по истории и независимости Казахстана. За каждый положительный ответ зачисляется 1 балл. Если участник не отвечает, то право ответа переходит к другому участнику, и он получает 1 балл.
Вопросы первого этапа игры, для первой команды:
1. Государственные символы Республики Казахстан (Флаг, герб, гимн)
2. Три великих бия Казахстана (Толе, Айтеке, Казыбек)
3. Автор свода законов «Жеты Жаргы». (Тауке-хан)
4. Символ Наурыза. (Тюльпан)
5. Древний праздник кочевников(Наурыз)
6. Автор эпопеи «Путь Абая». (М.Ауэзов)
7. Имя сакской царицы. (Томирис)
8. Автор «Слов назидания» или «Книги слов». (Абай)
9. Первый казахстанский художественный фильм, вышедший на экраны в
1938 году. («Амангельды»)
10. Наука, в которой прославился Аль-Фараби. (Математика)
11. Древний родовой знак казахов (Тамга)
12. Народный певец-импровизатор. (Акын)
13. Город, в котором находится Мавзолей Ахмеда Яссави. (Туркестан)
14. Гора, у подножия которой представители трех жузов решили дать отпор
Джунгарам. (Ордабасы)
15. Первый летчик-космонавт Республики Казахстан. (Т.Аубакиров)
16. Какие страны делят Каспий. (РФ, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Иран).
17. Состязание акынов. (Айтыс)
18. Первый президент Академии наук РК (К.Сатпаев)
19. Основатели Казахского ханства (Жанибек, Керей)
20. Последний хан Казахского ханства (Кенесары Касымов).
21. Хозяин знаменитой лошади по имени Тайбурыл (Кобланды батыр)
22. Какова общая протяженность границ Республики Казахстан (12187 км)
23. Самая длинная река Казахстана (Иртыш, 4248 км)
24. Северный, Восточный, Центральный Казахстан, территория, где
расселялись представители одного из жузов, какого? (Среднего жуза)
25. Казахский поэт-просветитель, открывший первое женское училище в Казахстане (И. Алтынсарин).
26. Поэты XV-XVIII веков (Жырау)
27. Священная книга мусульман (Коран)
28. Назовите имя предводителя восстания 1837-1847 гг. в Казахстане (К.Касымов)
29.Первый казахский певец, получивший звание народного артиста (Амре Кашаубаев)
30. Знаменитые батыры (Богенбай, Кабанбай, Наурызбай)
31. Национальный напиток (Кумыс)
32. Самый знаменитый айтыс двух акынов XIX в. (Биржан и Сара)
33. Казахский героический эпос (Алпамыс, Кобланды) Последний хан Казахского ханства (Кенесары Касымов).
34. Хозяин легендарного Кулагера (Ахан-сере)
35. Национальные спортивные игры (Байга, кокпар)
36. День Конституции Республики Казахстан (30 августа)
37. Вереница верблюдов (Караван)
38. Правитель города Отрар (Каир-хан)
39. Национальный головной убор невесты (Саукеле)
40. День Республики Казахстан (25 октября)
41. Создатель кобыза, сказитель, композитор (Коркут)
42. Первый казахский историк, автор книги «Тарих-и-Рашиди» (Дулати)
43. Праздник единства народов Казахстана (1 Мая)
44. Ученый-просветитель XIX в., этнограф, историк, автор работ «О
мусульманстве в степи», «Очерки Джунгарии» и др. (Ш.Валиханов)
45. Поэт-бунтарь, соратник Исатая Тайманова (Махамбет Утемисов)
46. С какими государствами граничит Казахстан (Российская Федерация,
Республики Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Китай)
47. Самая высокая гора Казахстана (Хан-Тенгри, 6995 м)
48. Как будет по-казахски «герб» (Елтанба)
49. Автор замечательного произведения «Аз и Я» (О.Сулейменов)
50. Когда была основана крепость Верный (1854 г.)
По окончании 1 этапа викторины жюри подсчитывает баллы.
По итогам 1 тура игру покидают_______________________________
II тур. «Вопрос – аукцион». В данном этапе участники по очереди выбирают ячейку, в котором будут вопросы на знание исторических памятников, об истории древних городов Казахстана, о выдающихся личностях, по казахской литературе, а также событиях, имевших место в истории Казахстана. Дается 1 минута для размышления. Если участник не дал ответа, то право ответа переходит другому участнику, который первым поднял сигнальную карту.
Исторические памятники:
10- Легенда о строительстве этого мавзолея непосредственно связана с легендой о строительстве мавзолея Айша-биби. Существуют 28 различных версий этой легенды. Согласно самой распространённой — Айша-биби была дочерью известного учёного и поэта XI века Хакима Сулеймана Бакырганы. После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда больше не смог её увидеть, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на месте её гибели. Попутчица Айша-биби стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее, названным ее именем..( мавзолей Бабаджи хатун).
20- Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой другого святого, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают этот мавзолей, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. ( мавзолей Арыстан-баба)
30- Памятник архитектуры огузо-кыпчакского периода (X-XI). Расположен на правом берегу реки Каракенгир в горах Улытау. Мавзолей воздвигнут народными умельцами в XI-XII веках в честь того, чье имя связывают с возникновением трех жузов. ( мавзолей Алаша хана).
40- Мавзолей построен в ХІ в. над могилой одного из первых ханов династии Караханидов, в Х- ХІІ веках управляющий огромной территорией и основавшей огромную империю – государство Караханидов. (мавзолей Карахана).
50- При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Сегодня мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся сооружений той эпохи.
Во времена Казахского ханства, мавзолей был резиденцией казахских ханов.(мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи)
Древние города Казахстана:
10- «Город чистый, жизнь приятная»-так писал о нем арабский историк Аль-Макдиси, а М.Кашгари назвал его «Городом на белой реке» ( Испиджаб)
20- Столица Западно-Тюркского каганата (Суяб)
30- Этот город называли «городом купцов».Также его назвали «городом славных и благословенных тюрков-чаруков». (Тараз)
40- Крупный административный, торговый, ремесленный и культурный центр. Его называют- «Музей под открытым небом» ( Отрар)
50- Политический и культурный центр на берегу реки Чу. Родной город М.Кашгари (Баласагун)
Выдающиеся личности:
10- Имя нашего Президента? (Нурсултан Абишевич Назарбаев)
20- Он родился в Ташкенте, его дед был правителем Кашгара. Его фундаментальным произведением является труд «Тарих-и-Рашиди». (Мухаммед Хайдар Дулати)
30- Родился в 1835 году в крепости Кусмурун. Впервые им записан киргизский эпос «Манас». (Ш.Валиханов)
40- Возглавил антиколониальное восстание, в 1841 году был избран ханом. Организовал феодальное государство. (Кенесары)
50- Дважды герой Советского Союза, истребитель сбил лично 37 и в групповых боях еще 6 самолетов. (С.Д.Луганский)
Литература Казахстана:
10- Какое произведение и какого автора переведено более чем на 30 языков? («Путь Абая» М.Ауезова)
20- Создатель казахского литературного языка, классик казахской литературы? (Абай Кунанбаев)
30- Автор «Тернистый путь»? (Сакен Сейфуллин)
40- В числе его практических заслуг - открытие первой народной школы (1864), выпуск хрестоматии на казахском языке.
Кто он? (Ыбрай Алтынсарин)
50- Закончи пословицу …
Одна у человека мать - ……
(одна и Родина)
Знаменательные события:
10- 1465/66 гг (образование Казахского ханства)
20- 1710г ( курултай казахов для отпора джунгарам).
30- 1927г ( начало строительства Турксиба)
40- 1854г (основание Верненского укрепления)
50- 1922 г (образование СССР)
По окончании 2 этапа викторины жюри подсчитывает баллы.
По итогам 2 тура игру покидает_______________________________
Пока учащиеся готовятся к третьему этапу, проводится конкурс со зрителями. Кто наберет наибольшее количество очков, получает приз.
Игра со зрителями «Моя Родина- Казахстан». 1. Столица Казахстана. (Астана) 2. Космодром в Казахстане. (Байконур) 3. На месте этого поселения построен город Алматы. (Верный) 4. Это горючее полезное ископаемое добывают на полуострове Мангыстау. (Газ) 5. Герой многих казахских сказок. (Ер-Тостик) 6. Первый космонавт РК. (Тохтар Аубакиров) 7. Известный казахский поэт, именем которого названа одна из улиц Караганды. (Жамбыл Жабаев) 8. Одно из озёр Казахстана. (Зайсан) 9. Крупнейшая река. (Иртыш) 10. Зимнее пастбище. (Кыстау) 11. Средство передвижения кочевников. (Лошадь) 12. Подвиги этих казахских девушек, совершённые ими в годы ВОВ, навсегда останутся в памяти народа. (А.Молдагулова, М.Маметова) 13. Президент РК. (Н.А.Назарбаев) 14. Стадо овец. (Отара) 15. Жаркие и засушливые области в южной части Казахстана с редкой и скудной растительностью. (Пустыня) 16. Одна из рек, впадающая в Аральское море. (Сырдарья) 17. Одно из прежних названий Астаны. (Целиноград) 18. Великий завоеватель, проходивший и по землям Казахстана. (Чингиз хан) 19. Отверстие в верхней части юрты. (Шанырак) 20. Один из авторов гимна, детский писатель. (М.Алимбаев) 21. Выкуп за невесту. (Калым) 22. Гражданское движение, возглавляемое писателем Олжасом Сулейменовым. (Невада-Семипалатинск) 23. Выдающееся сооружение древности, архитектурный памятник в г. Туркестане. (Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи) 24. Одно из мест в Казахстане, где добывают уголь. Его название переводится как две головки соли. (Экибастуз) 25. Древнее жилище кочевников. (Юрта)
III тур. Тестовые задания.
В данном туре учащиеся по очереди отвечают на вопросы-тесты. На обсуждение вопроса дается 1 минута. За правильный ответ участники получают 10 баллов. Если учащийся не отвечает на вопросы-тесты, то право выбора ответа переходит другому ученику, первым поднявшим сигнальную карту.
1
А.Левшин об этом хане писал: «Превосходя всех современных владельцев киргизских летами, хитростью и опытностью, известный умом, сильный числом подвластного ему народа и славный в ордах отношениями своими с империатрицею Российскою и Китийским богдыханом, на самом деле был властитель совершенно независимый». О ком идет речь?
А) Абылай В) Кенесары С) Абулхаир
2. Более тысячи лет назад герой древнего предания, легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент – кобыз. Натянув струны, заиграл. В своих мелодиях он запечатлел радость и печаль, все, чем жил его народ. Чарующие мелодии вошли в сердце народа и остались там навсегда. Как звали легендарного музыканта?
А) Ыкылас В) Коркыт С) Амре.
3. По легенде этот святой был наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. Святым его признал народ. К могиле святого совершают паломничества, здесь же читают молитвы. Назовите имя этого святого.
А) Кутейба ибн Муслим В) Арыстан-баб С) Ахмед Иугнеки
4. «… В нем мудрость и сила – начало начал,
Сплетались, сроднившись, как корни дерев,
Он знал наизусть Фараби, Яссави,
В войне был бесстрашен, хоть веровал в мир.
Любимец народа, с отвагой в крови,
Был ханом Отрара …», пишет народный поэт Казахстана М. Шаханов в «Отрарской легенде». Какому хану посвятил он свое произведение?
А) Кенесары хан В) Каир хан С) Тауке хан
5. В 1710 году здесь собрались представители всех жузов для решения вопроса об организации отпора джунгарам. Где именно?
А) близ Каракумов В) близ Ордабасы С) близ Анракая
6. Это научный труд, в котором описана история Южного и Западного Казахстана XIII- XVII веках. Автором этого исторического труда является Утемис Хаджи. В этой книге повествуется об истории династии хана Жошы (Джучи). О каком историческом труде идет речь?
А) «Сборник летописей» В) «Тарих-и- Рашиди» С) «Шынгыснаме»
7. В третий раз дунху потребовали уступить пограничную территорию. Это была небольшая пустыня, неудобная для скотоводства и необитаемая. Земля была ничья, по обе стороны стояли караулы: с одной стороны хунну, с другой-дунху. Старейшины хунну сочли, что из-за столь неудобной землицы не стоит портить отношения с соседями: «Можно отдавать и не отдавать»,-сказали они. Правитель разгневался: «Земля есть основание государства, разве можно ее отдавать?!». Затем он собрал войско, пошел походом на дунху и разгромил их, присоединив их территории. О ком идет речь?
А) Арсак В) Моде С)Спитамен
8. Вы удивитесь, когда узнаете, что казахский народный музыкальный инструмент шан-кобыз есть у всех народов мира, что конырау прилетели в казахскую степь под дугой русской тройки, а сырнай пришел… из Австрии. Много интересных историй и легенд связано с музыкальными инструментами. Они до сих пор звучат степными голосами. Казахская песня жила и живет с неразлучной домброй. Легенды связывают ее создание с именем великого ученого, философа, известного на Востоке как «Второй учитель» (после Аристотеля), родившегося в Отраре в 870 году. Назовите его.
А) Ахмед Яссави В) Аль-Фараби С) Бируни
9. Своеобразие данного мавзолея в том, что он построен по традициям степного зодчества. О каком памятнике идет речь?
А) мавзолей Алаша хана В) мавзолей Рабиги Султан Бегим С) мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи
10. В этой книге поэт и писатель Олжас Сулейменов, сделав анализ «Слова о полку Игореве», пришел к выводу, что «это произведение возникло на стыке славянского и тюркского этнического мира и в нем нашли отражение ценности двух соседних культур». О каком произведении Олжаса Сулейменова идет речь?
А) Дар истины В) «Аз и Я» С) Земля, поклонись Человеку!»
По окончании 3 этапа викторины жюри подсчитывает баллы.
По итогам 3 тура игру покидает_______________________________
IV тур. Конкурс «О ком идет речь?».
В данном этапе участники должны ответить на вопросы, т.е. назвать их имена, предварительно подняв сигнальную карту, за правильный ответ с одного раза 10 баллов.
1. «Сабалак» — кого так называли? (Абылая)
2. Ученый-тюрколог Н.А. Баскаков утверждал, что этот ученый был первопроходцем среди исследователей тюркских языков. ( Махмуд Кашгари).
3. Он был известен в народе как Хаким-ата. (Сулеймен Бакыргани).
4. Этот известный писатель писал: «Мы-советские люди, наши сердца не стальные. Но огонь нашей мести может расплавить, сжечь любую сталь… у нас есть самое сильное оружие, побеждающее страх,-это любовь к Родине». (Б.Момыш-улы).
5. Он был, пожалуй, единственным казахским властелином, которого народ еще при жизни называл «аруах («воплотивший дух»), ниспосланный Аллахом для свершения великих дел». (Абылай).
6. «Его называли одним из талантливейших учеников Абая» — о комидет речь? (Шакарим Кудайбердиев.)
7. Чтобы персы поверили ему, порезал себя ножом во многих местах и перебежал в стан врага. (Ширак).
8. «Казахский соловей»- так называли (Майру Шамсутдинову).
Подведение итогов. Награждение: слово жюри, учитываются итоги четырех туров, по количеству заработанных баллов определяется победитель «Лучший знаток истории Казахстана».
На этом наша викторина подошло к концу.
Спасибо за игру.