Методика реализации первой части программы Разговор о правильном питании.Формирование универсальных учебных действий у учащихся 1 класса.


Формирование универсальных учебных действий
у учащихся 1 класса при реализации программы «Разговор о правильном питании»
Автор Борисова Людмила Георгиевна
Учитель начальных классов
МКОУ « СОШ №2»
Калужская область, г. Киров, ул . Пролетарская, д.259, т.5-16-18
класс ( 6-7) лет
Стаж работы по программе 1 год
1. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ первой части программы «Разговор о правильном питании»
а) Снижение уровня показателей здоровья - актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: экономический, экологический, социальный и т.д. Одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект.
Выяснив у родителей первого класса проблемы, связанные с питанием их детей, я остановилась в 2013-2014 учебном году на выборе программы «Разговор о правильном питании» . Программа стала частью большой работы по формированию универсальных учебных действий у учащихся , способствовала развитию взаимодействия с родителями , администрацией школы, специалистами, коллегами.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Задачи реализации программы:
Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье как главной человеческой ценности : в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья, об организации питания и правилах этикета.
Развитие познавательных способностей младших школьников ;Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимых для проведения проектно-исследовательской деятельности;
Развитие способности к самооценке на основе создания ситуации успеха;
Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) через разрешение проблемной ситуации;
Формирование коммуникативных навыков у учащихся и умения планировать учебное сотрудничество;
Формирование универсального действия – рефлексии, т.е. осознание учащимися всех компонентов учебной деятельности: учебной задачи, целей учебной деятельности (что надо делать и для чего);
Активное вовлечение родителей в реализацию программы «Разговор о правильном питании».
Структурно подход к деятельности учителя строится следующим образом

б) Планирование реализации содержания первой части программы
«Разговор о правильном питании» - уникальная модульная образовательная программа для детей, направленная на формирование основ культуры здоровья. Допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. Разработка программы была осуществлена специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии Образования - ведущим научным учреждением в России, занимающимся вопросами развития детского организма, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, при спонсорской поддержке ООО «Нестле Россия». Руководитель авторского коллектива - директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М.М. Безруких. Авторы программы предлагают в увлекательной игровой форме знакомить детей с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета.
В нашей школе программа является частью муниципального и школьного проекта, связанного с организацией рационального питания, охраной здоровья, в рамках которого все дети получают полноценные горячие завтраки и обеды, участвуют во внеклассных мероприятиях , занимаются внеурочной деятельностью . Сроки реализации каждой темы программы «Разговор о правильном питании» предполагают выбор педагога с учетом важности темы и заинтересованности школьников, поэтому некоторые темы изучаются 2 часа. Часть тем были изучены с детьми путём интеграции с уроками русского языка, окружающего мира, чтения, математики, технологии, изобразительного искусства. Тема «Праздник урожая» включена в цикл внеклассных мероприятий и рассчитана на активное участие родителей.
Интегрированный подход к реализации программы «Разговор о правильном питании»

.в) основные формы и направления педагогической работы
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои коммуникативные и творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.  Данная система занятий   предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Основные методы обучения


Знакомьтесь - 1 а класс .
Наш девиз: Всё сумею , всё смогу и здоровье сберегу!


Формы обучения
Ведущими формами деятельности предполагаются:
3615690131445Просмотр видеороликов
Классные часы
00Просмотр видеороликов
Классные часы
классные часы;
экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарное предприятие;
практические занятия, урок- исследование, урок- эксперимент;
проектные и творческие домашние задания;
праздники урожая и т.д.;
конкурсы (рисунков и плакатов на тему правильного питания, сказок и т.д.);
викторины, просмотры видеороликов, ярмарки полезных продуктов;
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра, интерактивная игра;
Преимущество используемой мной методики в том , что она совмещает работу одновременно двух направлений: учебно - проектная деятельность и воспитательно-образовательное – знакомство с основами рационального питания., способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Занятия внеурочной деятельностью построены с учётом реализации ФГОС в части формирования универсальных учебных действий. Дети не только в игровой форме смогут познакомиться с разнообразием продуктов питания, их составом и пользой для организма и т.д., но и получат возможность научиться планировать ,контролировать свой рацион, планировать и анализировать свои действия, самостоятельно получать знания из дополнительных источников информации, работать индивидуально, в парах и группах, научатся самоконтролю и самооценке своей деятельности, определять и формулировать тему , цели занятия ,овладеют монологической и диалоговой формами речи и т.д. Ниже в таблице представлены планируемые предметные, личностные и метапредметные результаты, характеристика, виды и формы деятельности согласно тематическому учебному материалу занятий внеурочной деятельностью.

№ п/п Тема урока Тип урока Кол-во часов Да
та Планируемые результаты (предметные). Содержание занятий. Планируемые результаты (личностные и метапредметные). Характеристика деятельности. Виды и формы деятельности
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД 1 Исследование
«Если хочешь быть здоров»
Знакомство с героями программы. Вводный урок 1 Знакомство с понятием «исследование» и с героями программы. Проявлять интерес к изучаемому предмету Уметь проводить исследованиеСлушать и понимать речь других Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя Теоретическое
2 Наблюдение и наблюдательность
Советы доктора Айболита Урок-исследование 1 Знакомство с наблюдением как методом исследования. Иметь представление о важности правильного питания Проявлять интерес к наблюдательности Умение формулировать учебную задачу Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем Контролировать и оценивать процесс наблюдения Теоретическое.
3-4 Что такое эксперимент.
«Самые полезные продукты» Урок-эксперимент
Урок-экскурсия 2 Знакомство с понятием «эксперимент». Формировать представление о полезных продуктах для человека, иметь представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников Умение применять выразительные средства для реализации собственно
го замысла Умение отвечать на поставленные учителем вопросы С помощью учителя объяснять выбор полезных продуктов Практическое.Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин». Игра
соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы». Динамическая игра «Поезд».
Тест «Самые полезные продукты»
5-6 Учимся вырабатывать гипотезу.
«Как правильно есть» Ознакомление с новым материалом 2 Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Иметь представление об основных принципах гигиены питания Учиться совместно, отстаивать свою точку зрения по проблеме Делать предвари
тельный отбор информацииУмение осознанно и произвольно строить речевое высказываниеУчиться высказывать своё предположение (версию) Теоретическое- практическое. Игра-обсуждение «Законы питания». Игра-инсценировка. Игра «Чем не стоит делиться»
7 «Удивительные превращения пирожка» Ознакомление с
новым матери
алом 2 Формировать представление о роли регулярного питания и важности соблюдения режима дня Проявлять интерес к изучаемому предмету Ориентироваться в своей системе знаний Умение договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Практическое
Работа в парах «Кто правильно покажет время завтрака, обеда»Опыт. Тест. Демонстрация
2. Описание методики реализации темы «Удивительные превращения пирожка»
В современной образовательной практике возрастает значение проблемного, исследовательского, развивающего обучения, поэтому в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. Начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной учебной деятельности учащихся. Признанными подходами выступают деятельностно -ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем; проектные формы организации обучения. Разработанный мною проект поможет включить ребенка в собственный исследовательский поиск , т.к. знакомит с основой проектно-исследовательской деятельности, поэтапностью работы над проектом – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Коллективный проект «Удивительные превращения пирожка»
Состав учащихся: 1 класс
Тип проекта
по составу участников : коллективный
по доминирующей деятельности : практико-ориентированный
по предметному содержанию : интегрированный
по продолжительности : 1 учебный день
Продукт проектной деятельности : памятка и плакат «Режим питания»
Практическая значимость: создание работы, которую можно использовать в школе (плакат) и дома (памятка) для контроля за своим питанием.
Методы: проектный, который включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов; ролевая игра.
Приёмы: словесный (беседа, диалог), наглядный ( медиапрезентация, демонстрация), практический.
Формы организации: фронтальная, в парах, групповая.
Запуск проекта осуществляется на первом уроке и проходит интегрированно на протяжении всего учебного дня. Завершается занятием во время внеурочной деятельности. На первом уроке дети выполняют тест «Завтрак дома», на перемене контролируют своё питание и заполняют экран наблюдения «Что я ем на перемене», на втором уроке используется беседа о полезных продуктах и правилах этикета , после завтрака (3 урок) и обеда (внеурочная деятельность) выполняют аналогичный тест и делают выводы, участвуют в проведении опыта и демонстрации процесса пищеварения, составляют плакат «Режим питания». Используется ролевая игра «Мы – исследователи».
Исследование «Удивительные превращения пирожка»
1.Актуальность
Все знают, что нужно заботится о своём здоровье , а именно о важности правильного питания.
2.Проблема
Как правильно питаться?
3.Цель исследования
Выяснить , что, сколько и как часто мы едим в школе и дома.
4.Объект исследования: ученики 1 а класса
5.Предмет исследования: завтрак дома и в школе, обед в школе
6.Гипотеза
В школе нет родителей, которые следят за режимом питания, поэтому я смогу это
сделать самостоятельно.
7.Задачи
Формировать интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
Способствовать формированию умения наблюдения и самоконтроля;
Развивать коммуникативные умения;
Прививать правила этикета, связанные с питанием.
8.Этапы и методы сбора и обработки информации
1 урок (8.00-8-45) Запуск проекта. Сбор и обработка информации.
Тест «Завтрак дома» (5мин)
Перемена (8.45-9.00) Наблюдение « Что ел и сколько?» Самоконтроль (Экран наблюдения)
2 урок (9.00-9.45) Беседа о полезных продуктах и правилах этикета

Перемена (9.45-10.00) Наблюдение.
Горячий завтрак в школе. Наблюдение.
3 урок (10.00-10.45) Тест «Завтрак в школе»
Обед в школе (13.00) Наблюдение.
Внеурочная деятельность Тест « Обед в школе »
Памятка «Режим питания»
Участие в опыте и демонстрации процесса пищеварения.
Составление плаката «Режим питания»
9.Практическая значимость
Составление памятки для учащихся и плаката «Режим питания»
10.Выводы
Мы сумели убедиться, что если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным и красивым нужно есть в меру полезные продукты, соблюдать правила этикета и режим питания.
Описание методики выполнения занятия «Удивительные превращения пирожка»
Место занятия в учебном плане : 7 занятие
Форма занятия: урок-проект
Состав учащихся: 1 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Образовательные: формировать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.
Развивающие: способствовать развитию речи и логического мышления;
Способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: содействовать привитию правил этикета, связанных с питанием; воспитывать чувство терпимости к другим людям и толерантности.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные : быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха, формировать позитивное отношение к учёбе и интерес к предмету.
Метапредметные:
Регулятивные – уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативу и саморегуляцию; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные- уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы с опорой на свои наблюдения и жизненный опыт;
Коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе
Планируемые результаты
Знать :- полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни.
Уметь:
-выбирать в свой рацион полезные продукты;
-соблюдать режим питания;
-выполнять правила правильного питания.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный
(2мин) Создаёт положительный настрой, высказывает пожелание работать активно, с хорошим настроением, помнить девиз (цель), к которой должны стремиться дети. Читают стихи , которые активизируют требования к учащимся (надо) со стороны учебной деятельности и создают условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность «хочу» и «могу»

2.Информационный
(5 мин) Проводит подводящий диалог, с целью повторения изученного материала, подводит к проблемному вопросу (постановка учебной проблемы), используя «яркое пятно» - образ героя из английской дразнилки (Робин Бобин Барабек). Обращает внимание на нравственный аспект проблемы. Выявляет затруднение в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Выстраивает схему «Правильное питание». Предлагает стать «исследователями» Участвуют в диалоге.
Вспоминают изученный материал.
Решают проблемный вопрос.
Убеждаются, в недостатке своих знаний
для решения исходной задачи.
Принимают на себя роль «исследователей»
Уточняют значение новых слов в словаре
(Словарь русского языка: в 4-х т. Под ред.А.П. Евгеньевой)3.Планирующий
(10мин) Ставит вопросы, направленные на понимание цели исследования: что, сколько , когда и как часто мы едим?
Подводит итоги по результатам тестов и наблюдений детей.
Проводит краткое инструктирование по организации опыта. Обдумывают проект будущих учебных действий. Обобщают результаты наблюдений за своим питанием в первой половине дня. Проводят самооценку своей деятельности.
4.Практический
(20 мин)
5.Заключительный
(5 мин) 1 .Засекает время. Следит за учащимися. Подводит их к выводу. Подводит к теме занятия.
2. Работа с иллюстрацией и текстом в рабочей тетради, стр.21-22
3.Демонстрация процесса пищеварения с помощью верёвки (методическое пособие «Разговор о правильном питании», стр. 19, предложена Лушиной Е.М.)
4. Работа с памяткой «Режим питания»
5. Предлагает выполнить задания 1 и 2 из рабочей тетради (работа в парах)
6. Предлагает решить математическую задачу и составить плакат « Режим питания» (работа в группах)
Экспертиза проекта.
Приглашает 1 человека от группы. 1.Проводят опыт с кусочком пирожка. Обсуждают наблюдаемые явления. Фиксируют устно наблюдения.
Делают обобщения, выводы. Пробуют сформулировать тему занятия.
2.Знакомятся с новой информацией, работая с текстом.
3.Участвуют в демонстрации.
4.Делают выводы, сравнивают с выводом в рабочей тетради
5.Работают в парах ( зад 1, 2 из рабочей тетради)
6.Работают в группах по 4 человека на ноутбуках. Учатся умению договариваться с одноклассниками , согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Сверяют самостоятельно сделанное задание с образцом в презентации учителя «Типичный режим питания»
Учатся делать презентацию работы.
6.Рефлексивно
-оценочный
(3мин) Выступает участником коллективной оценочной деятельности детей.
Проводит рефлексию. Участвуют в коллективном обсуждении и оценивании всей работы.
Ход занятия Этап Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный Прочитайте хором. Слайд 1.
Прозвенел звонок, начинается урок.
В школу мы пришли учиться:
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
Сегодня на уроке нам понадобится ваше хорошее настроение и желание работать активно под девизом:
Правильное питание - залог здоровья. Слайд 2. Читают стихотворные строки.
Принимают на себя роль ученика, способного активно и с хорошим настроением работать на уроке, готовного работать сообща.
2.информационный -Вспомните, как зовут детей из нашей рабочей тетради «Разговор о правильном питании»?
-Докажите, что они хотят вести здоровый образ жизни.
-А вы знаете ответы на эти вопросы?
-Кто помогает Кате , Ане и Диме найти ответы на эти вопросы?
Посмотрите на этого малыша. Слайд 3.
Робин Бобин БарабекСкушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника…
Это английская дразнилка. Почему дети дразнят этого мальчика? Правильно ли они поступают?
-Что нужно делать этому мальчику, чтобы его не дразнили?
-Какое правило нарушает этот мальчик?(не знает что и сколько нужно есть)
Слайд 4 . Схема « Правильное питание»
Что ? Полезные продукты
Сколько? Есть в меру.
Когда и как часто?. .................... Итак, мы уже знаем ЧТО И СКОЛЬКО нужно есть.
- Можем ли мы ответить на последний вопрос?
Советы как питаться нам могут дать учёные.
-Где работают учёные? (в лабораториях)
Давайте выясним значение новых слов в словаре.
Слайд 5. (словарная работа)
Участвуют в диалоге.
-Катя, Аня, Дима
Читают 3 и 4 абзац стр.2 (Раб.тетрадь), если затрудняются ответить.
Повторяют изученный материал, определяют «проблему».
Рассуждают над проблемным вопросом.
Приходят к выводу: 1.Есть нужно полезные продукты .
2.Есть нужно в меру.
Выясняют цель урока.
Уточняют значение новых слов в словаре
(Словарь русского языка: в 4-х т. Под ред.А.П. Евгеньевой)3.планирующий Мы сегодня тоже стали учёными, которые наблюдали за своим питанием. Давайте посмотрим на наш экран наблюдения «Что я ем на перемене».
- Что вы ели на завтрак, в обед?
Вывод: большинство детей ели полезные продукты и чувствуют себя хорошо .Тест «Обед в школе»
Давайте проверим наши тесты. Слайд 6.
-У кого только весёлый смайлик?
Выводы: Дети соблюдали правила гигиены, этикета, ели в меру (правила из рабочей тетради стр.18)
Динамическая пауза Слайд 7
Хомка, хомка, хомячок!
Хомка - рыженький бочок.
Как поел - почистил зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Рассматривают экран наблюдения и делают выводы.
Проводят самооценку своей деятельности.
4.Практический
5.Заключительный
1.Опыт.Сейчас мы проведём с вами небольшой опыт.
Я засеку время 1 минуту. А вы откусите небольшой кусочек пирожка и начнёте его пережёвывать. Пережёвывать нужно тщательно, не спеша. Кто проглотит кусочек , тот встаёт.
Вывод: Учёные советуют пищу есть небольшими кусочками, пережёвывать медленно в течение минуты. Слайд 8
Во рту начинается сложный процесс пищеварения.
-Кто догадался, о чём дальше пойдёт речь?
Правильно, сегодня мы узнаем об удивительном превращении пирожка. Это тема нашего занятия. Слайд 8
2.Работа с иллюстрацией и текстом в рабочей тетради, стр. 21
- Кто изображён на рисунке? Чем угощает маму и детей бабушка? Какие правила этикета за столом они должны соблюдать? Как вы думаете, о чём они говорят? Давайте прочитаем их разговор по ролям.
-К какому выводу пришла мама после рассказа бабушки?
-Что поняла Катя?
3.Демонстрация процесса пищеварения с помощью верёвки.
Слайд 9. Учёные советуют запомнить: перерыв между едой не должен быть больше 3-х часов. Это третье правило, которое мы должны соблюдать.
4.Работа с памяткой «Режим питания»
-Посмотрите в памятку и скажите, во сколько вы завтракали дома, в школе, обедали?
- Какой у нас получился перерыв между едой? ( 3 часа)
-Соблюдали ли мы третье правило?
5.Работа в парах
Время можно показать на часах (задание 1,2 из рабочей тетради)
Работать можно в парах.
Проверьте работу друг друга. В чём вы убедились?
6.Работа в группах.
Решите задачу : Мы завтракали дома в 7.00, в школе – в 10.00, обедали в 13.00.
Во сколько у нас будет полдник? Ужин?
Схема: 7- 10 - 13 - ? - ? Слайд 10.
Если мы запишем время приёма пищи, то у нас получится плакат «Режим питания»
Слайд 11.
Итак, как называется приём пищи утром, в обед, вечером ?-Сколько раз и во сколько вы принимаете пищу?
- Расскажите о своей работе (приглашается 1 человек от группы) Пытаются сформулировать тему занятия.
-Мы узнаем, что с кусочком пирожка происходит дальше.
Рассматривают иллюстрацию и распределяют роли для чтения.
Читают по ролям.
Участвуют в демонстрации.
Сравнивают своё «открытие» с выводом
в рабочей тетради.
Работают в парах.
Составляют плакат «Режим питания» на ноутбуках (текстовой редактор Microsoft Word)
Сверяют самостоятельно сделанное задание с образцом в презентации учителя «Типичный режим питания»
Учатся делать презентацию своей работы.
6.Рефлексивно-оценочный -На какой вопрос мы ответили , проводя наше исследование?
-Какой девиз был на уроке?
-Что нужно для этого делать?
-Кто отметил в рабочей тетради, что неправильно в вашем питании?
-Что нам поможет соблюдать режим питания? (памятка и плакат «Режим питания»)
-Как вы оцените свою работу на уроке?
Слайд 11.Я - сегодня молодец! Всё сумею, всё смогу и здоровье сберегу! Участвуют в коллективном обсуждении и оценивании работы.
Оценивают свою работу :выбирают большую наклейку-яблоко с улыбкой и приклеивают на памятку , если всё понятно, всё получилось.
Маленькое яблоко - не всё получилось.
Приложение 1. Тест «Завтрак дома»
1 .Да, я завтракал
Нет, я не завтракал
2 Да, я ел полезные продукты
Нет, я не ел полезные продукты
3. Да, я соблюдаю правила из дневника (Рабочая тетрадь, стр.17)
Нет, я не соблюдаю правила из дневника
Дети выбирают ответ «Да» или «Нет», обводят карандашом, считают количество ответов.
Если слово «Да» - 3 раза, то в памятке для учащихся «Режим питания» раскрашивают весёлый смайлик
Если слово «Да»- 1 или 2 раза, то в памятке для учащихся «Режим питания» раскрашивают грустный смайлик

Тест «Завтрак и обед в школе » проводится аналогично по этим же вопросам.
Приложение 2.
Памятка для учащихся «Режим питания»
169164022161500284416522352000Завтрак дома 7.00-7.30


Горячий завтрак в школе 9.45- 10.00
2844165774700017392657747000

Обед в школе 13.00 – 13.30
2891790590550017392655905500
Приложение 3.
Экран наблюдения «Что я ем на перемене»
Фамилия,
имя
ученика булочка шоколад конфета сок фрукты Печенье, чипсы,
сухарики
Иванов П. 2 шт. - 1 шт. - - -
Приложение 4.
Типовой режим питания школьников
Завтрак дома- 7.30-8.00
Завтрак в школе- 11.00-11.30
Обед дома- 14.00-14.30
Полдник- 16.30-17.30
Ужин- 19.00-19.30
Участие родителей в реализации программы
О правильном питании просвещаю не только детей, но и родителей через родительские собрания, цель которых помочь преодолеть трудности в организации правильного питания их детей, воспитать культуру здоровья. На родительском собрании «О здоровье - всерьёз» в 1 а классе родители были ознакомлены с целью и задачами программы, с её содержанием и методическим обеспечением. С родителями на родительском собрании мы рассмотрели основные ошибки в нашем питании 

«Если мы исправим эти ошибки в питании, то в наших семьях будет здоровое, правильное питание – основа здорового образа жизни» - к таким выводам пришли родители после проведённого собрания. Десять учащихся моего класса проживают в малообеспеченных семьях, поэтому на вооружение был взят девиз : «Полезно - не значит дорого». На протяжении всего года родители активно помогали делать задания из рабочей тетради, проектные и творческие задания, отвечали на вопросы анкет и тестов, участвовали во внеклассной работе .

Оценка эффективности работы
В 1 а классе 24 ученика. Дети имеют нормальный вес - 23 чел. Вес выше нормы - 1 чел. Вес ниже нормы - нет . 23 человека имеют первую группу здоровья.
На протяжении всего года у учащихся 1 а класса нет пищевых отравлений и пропусков занятий из-за желудочно-кишечных заболеваний.
Дети регулярно питаются, соблюдая «Режим питания», стараются соблюдать правила гигиены и этикета в школьной столовой и дома, во время праздничных чаепитий.
Дети и родители из дополнительной литературы узнали много нового о продуктах питания, русских традициях, могут сознательно выбирать наиболее полезные продукты и оценивать свой рацион с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.
Дети получили возможность приобрести коммуникативные навыки и умения сотрудничать в ходе проектно –исследовательской и игровой деятельности
Отзывы родителей

Источники информации
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
Проектная деятельность в начальной школе, авт -сост. М. К. Господникова и др.-Волгоград, «Учитель»,2008
3. Н.И. Дереклеева , Справочник классного руководителя: 1-4 классы, М.:ВАКО, 2007
4. Родительские собрания в начальной школе , в 2 ч. Сост. Н.А. Горбунова.-Волгоград: Учитель-АСТ, 2003
5. Презентация «Занятие по программе «Разговор о правильном питании» ,1 класс, авт. Борисова Л.Г.