План-конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Школа России». Тема: «Единственное и множественное число имён прилагательных»


План-конспект
урока русского языка во 2 классе
УМК «Школа России».
Тема: «Единственное и множественное число имён прилагательных»
Учитель: Армейская И.А.
Тип урока: урок-исследование.
Педагогическая цель: дать представление о прилагательных единственного и множественного числа, развивать умение находить имена прилагательные в предложении и определять их число, устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, задавать вопросы к имени прилагательному, способствовать развитию речи расширению словарного запаса и орфографической зоркости учащихся, развивать мелкую моторику, навыки каллиграфического письма.
Предполагаемые результаты.
Предметные: учащиеся научатся определять число имени прилагательного, различать прилагательные единственного и множественного числа, изменять прилагательные по числам.
Метапредметные:
Личностные:
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные: Принимают и сохраняют цель и учебную задачу;
Высказывают свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находят варианты решения учебной задачи;
Выполняют учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: Осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно);
Анализируют изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
Составляют небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку.
Коммуникативные: Слушают собеседника и понимают речь других;
Принимают участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
Оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
Работают в парах, учитывают мнение партнёра, высказывают своё мнение, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; проявляют доброжелательное отношение к партнёру.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые умения (УУД)
1.Организационный момент Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах посадки и письма:
Тетрадь правильно кладу,Ручку правильно держу.За посадкою слежу.С чистотою я дружу,На “отлично” напишу! Показывают готовность к уроку Л1
2.Чистописание Выполняют упражнение по чистописанию. Л1
Р1
П1
3.Орфографическая минутка. Актуализация знаний. -Мы будем записывать словарный комментированный диктант. Я буду называть имена существительные, а ваша задача – образовать от существительного имя прилагательное и записать его в тетрадь.
-Давайте вспомним, что такое имя прилагательное.
Малина (малиновый), заяц (заячий), воробей (воробьиный), класс (классный). Город (городской) молоко (молочный).
Производится проверка выполнения работы.
- С какими существительными могут употребляться эти прилагательные?
-Запиши одно словосочетание. Выслушивают учителя, дают определение имени прилагательного.
Один учащийся выполняет задание за доской, остальные – в тетрадях.
Контролируют правильность выполнения задания. Р3
П1
К1
4.Целеполагание. -Цель нашего урока – научиться определять число имени прилагательного. Выслушивают учителя. Л1
5.Работа по теме урока.
5.1Наблюдение за прилагательными. Исследование.
5.2.Прверка правильности выводов.
Проводится работа с записанным словосочетанием (например: городской парк).
-Определите число имени существительного «парк».
-Признак скольких предметов обозначает прилагательное «городской»?
-Определите число прилагательного.
-Давайте изменим форму числа имени существительного:
Парк – парки.
-Изменится ли форма имени прилагательного?
-Признак скольких предметов теперь обозначает прилагательное?
-Определите число прилагательного.
-Давайте сделаем вывод о том, признак скольких предметов обозначают прилагательные в единственном и множественном числе.
-Совпадает ли число прилагательного и существительного, связанного с ним по смыслу?
-Давайте проверим правильность наших выводов
Электронное приложение к учебнику. Прилагательное. Анимация: 3.
Отвечают на вопросы учителя, анализируют, делают выводы.
Л1,2
Р2
П2
К2,3,4
5.3. Работа в парах. Заучивание правила (с.92)
Заучивание правила в парах. Заучивают правило, проговаривают друг другу. Р2
П3
К4
6.Первичное закрепление. 1)Работа с интерактивной доской.
Электронное приложение к учебнику. Прилагательное. Упражнение «Помоги братьям Лосям спуститься на землю».

Необходимо разложить мешочки по корзинам: в одну корзину складываем мешочки, на которых прилагательное в словосочетании стоит в единственном числе, а в другую – во множественном. Определяют число имени прилагательного.
Л2
Р3
П1
К3
7.Физминутка. - Давайте немного отдохнём. Представьте, что ваши ладошки – цветок тюльпана. Какого цвета ваш тюльпан?
Наши алые цветки (ладошки сложены перед собой в виде тюльпана) Распускают лепестки (раскрываем ладошки, как будто бы бутон раскрывается); Ветерок чуть дышит (дуем на ручки), Лепестки колышет (производим плавные покачивания кистями рук). Наши алые цветки Закрывают лепестки (пальцы медленно соединяются, образуя цветок), Тихо засыпают Головой качают (цветок снова покачивается на ветру).  Выполняют упражнения 8.Закрепление.
8.1.Работа с учебником
8.2.Работа в парах. Развитие речи.
8.3.Самостоятельная работа. -Выполним Упр 159 на с. 93.
-Прочитайте текст и озаглавьте его.
-Почему автор назвал март голубым? В каком предложении выражена главная мысль?
-Определите число каждого прилагательного.
-Как вы думаете, почему автор не использовал в тексте глаголы? (В тексте идет описание неба, снега, льда и пр.)
-У вас на партах лежат карточки. Составьте небольшой рассказ, используя опорные слова, записанные в карточке. Определите число имен прилагательных
Составьте небольшой рассказ, используя опорные слова, записанные в карточке, определите число имен прилагательных.
Апрель, наступил, тёплый, облака, тюльпаны, степь.
Самостоятельно выполняют Упр161: записывают любые три словосочетания, с одним из них составляют и записывают предложение, определяют число прилагательных.
-Проверьте правильность выполнения упражнения соседом по парте.
Проверка выполнение: несколько учащихся комментируют выполнение. Выслушивают учителя. Читают задание к упражнению в учебнике, читают текст, подбирают заголовок.
Отвечают на вопросы.
В парах составляют рассказ.
Представляют свои рассказы, определяют число имен прилагательных.
Выполняют упражнение самостоятельно. Производят взаимопроверку в парах. Л2
Р3
П1
К3
9.Итоги. Рефлексия. Домашнее задание. -Подведем итоги нашего урока. Как определить число имени прилагательного?
-Можно ли сказать, что прилагательные изменяются по числам?
Домашнее задание: с. 92 правило, с.94 Упр 162. П3
К3
Литература:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях. М.: Просвещение,2013г.
Приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Русский язык. 2 класс.
Илюхина В.А., Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Чистописание. 2 класс. Рабочая тетрадь №4.М.: Дрофа, 2014г.