Конспект урока русского языка на тему «Единственное и множественное число имён существительных» (2 класс) 
                             Конспект урока русского языка во 2 классе 
по теме: «Единственное и множественное число имён существительных»
                                                                                    Учитель начальных классов
основной общеобразовательной школы №5
Макарова Татьяна Анатольевна
Тема урока: Единственное и множественное число имен существительных
Цель: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности.
Проблема (идея) урока: имена существительные изменяются по числам.
Задачи урока (способы достижения цели):
Личностные:
     - мотивация учебной деятельности;
     - самооценка  на основе критериев успешности учебной  деятельности;
     - формирование социальной роли ученика.
Метапредметные:
     - формулировать и удерживать учебную задачу;
Предметные:
     - определять число имен существительных;
     - употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.
Планируемые результаты:
Предметные:
     - определять грамматический признак имен существительных – число;
     - изменять имена существительные по числам.
Метапредметные:
     - использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного,   использовать  правила для подтверждения своей позиции;
     - работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).
     - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные:
     - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
     - уметь слушать и понимать речь друг друга.
Технологии, методы:  самомассаж рук, динамическая пауза,
Средства (ресурсы, учебник и учебные пособия, оборудование):
В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. «Русский язык», 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2.
Ход урока
Организация начала урока
Психологический настрой
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
И мы, отбросив все сомнения,
Начнём сегодняшний урок.
    -  Проверим рабочие места.
                                     13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415              
- Солнышко смеётся, и вы улыбнитесь друг другу. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение товарищам. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Приступим к работе.
Отгадайте загадку:
В середине – волшебство: 
Там чудак зайчишку вынул 
Из кармана своего. 
Там под купол танцовщица 
Улетела, как синица. 
Там собачки танцевали.. . 
Вы, конечно, там бывали. (Цирк)
- Сегодня на уроке мы побываем в цирке. Его артисты уже приготовили вам задания.
Актуализация знаний
Орфографическая минутка.
- Весёлый клоун жонглирует разноцветными мячами и просит вас подсказать, какие буквы нужно написать на мячах, чтобы получились слова.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8  1415
Минутки чистописания
13 EMBED PowerPoint.Slide.8  1415
- А теперь весёлый клоун просит угадать, какую букву мы будем писать сегодня на чистописании. Посмотрите на мячи и скажите, какая буква лишняя. Почему? (Лишняя буква и, так как она обозначает мягкость предшествующих согласных звуков, а остальные гласные обозначают твёрдость предшествующих согласных звуков)
Пальчиковая гимнастика
Выполняют самомассаж под стихотворение:
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.  
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну. 
Руки я затем помою, пальчик в пальчик я вложу. 
На замочек их закрою и тепло поберегу. 
Выпущу я пальчики, пусть бегут, как зайчики. 
- Приступаем к  чистописанию. (Показать на доске)
И и Ии Ми ни Ли пи
- Вставьте в слова заглавную или строчную букву и.
ван   ванов   ва  ваново
Словарная работа
- Дрессированный тюлень предлагает вам написать картинный диктант.
(Картинки – на доске)
- Запишите словарные слова в столбик.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]     берёза         
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]карандаш       
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]медведь      
- Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- К какой части речи относятся слова?
- Какие из них относятся к одушевлённым именам существительным?
 -Какие из них относятся к неодушевлённым именам существительным?
- Слова, которые мы записали, обозначают один предмет или много?
Самоопределение к деятельности
(Открываю картинки во втором столбике на доске)
- Подпишем картинки во втором столбике.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]  берёзы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] карандаши
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] медведи
- Как изменились слова? 
-Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие несколько предметов?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
     -  Попробуйте сами сформулировать тему урока.
- Прочитайте тему нашего урока в учебнике на с.61.
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?
- Слонёнок хочет нам помочь и приготовил опорную схему.
Схема – опора
13 EMBED PowerPoint.Slide.8  1415
(Выяснить, в каком числе могут употребляться имена существительные.
Учиться определять число имён существительных)
Работа по теме урока
Упр. 104 (С.61) (Устно)
- Объясните значение слов один – единственное, много – множественное.
Работа с правилом (с.63)
- В каком числе может употребляться имя существительное?
- Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе?
- Сколько предметов обозначают имена существительные во множественном числе?
Игра «Один – много»
- Если я назову слово в единственном числе, вы поднимаете одну руку.
- Если я назову слово во множественном числе, вы поднимаете две руки.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре        
Буду всех сильнее в мире,   
Буду в цирке выступать.      
Бегемота поднимать.            
Упр. 107. 
- Запишите слова, определите число, подчеркните орфограммы.
Рефлексия
- Какие учебные задачи мы перед собой ставили?
- Удалось нам их выполнить?
- Медвежонок даёт вам задание. Распределите слова в два столбика.
Дождь, чайник, груши, уж, машины, ежи.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8  1415
Выполняют взаимопроверку, сверяя с контрольным листом.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8  1415
   - «!» - молодец, все выполнил верно;
   - «+» - хорошо, но есть ошибки;
   - «?» - ошибок много, нужна помощь учителя.
Подведение итогов урока
   - О каком признаке имени существительного вы узнали?
   - Все ли вам было понятно?
   - Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
      Учебник: с.61 (правило), упражнение 106 
15