Конспект открытого урока во 2 классе по русскому языку на тему Единственное и множественное число имён существительных (УМК — Школа России)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36
Открытый урок по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России)
Единственное и множественное число имён существительных
Учитель Борцова Ольга Ивановна
(ФИО)
10.03 2016 г
Единственное и множественное число имён существительных.
Цели: познакомить с понятием об изменении имён существительных по числам(первичное); формировать умение определять число имён существительных, умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа имён существительных; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имён существительных – число; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
Оборудование: индивидуальные карточки для самооценки и самоопределения к деятельности, картинки с изображением одного или нескольких предметов, карточки для работы в парах, карточки для групповой работы, смайлики для оценивания (определения качества) своей работы на уроке.
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли тихонько в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
2.Актуализация знаний
а) Орфографическая минутка
сон сом сор сок
- Прочитайте слова!
- Что общего у этих слов?
- Уберите из слов гласную и напишите сочетания букв!
- Какие сочетания вы написали?
- Проверим ! (дети поочерёдно записывают на доске сн см ср ск)
- Оцените свою работу! ( кто написал правильно и красиво –зелёный смайлик,
кто написал не очень красиво или выполнил
неправильно соединение букв – жёлтый смайлик,
кто совсем не смог справится с работой – красный смайлик)
б) Словарная работа(словарный диктант)
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы
Ф…милия, …тец, ул…ца, гор…д, Р….ия, т…варищ, М…сква.
- Проверим и оценим свою работу!
- Прошу напомнить критерии оценивания словарного диктанта.
Фамилия, отец, улица, город, Россия, товарищ, Москва.
- Что объединяет эти слова?
- Что вы знаете об имени существительном ?
- Поделитесь своими знаниями со мной!
3. Самоопределение к деятельности (индивидуальная работа на карточках)
Ф.И. «Я знаю, я умею, я могу!» Мои результаты:
начало
урока конец
урока
1 Я знаю, что такое имена существительные. 2 Я умею находить существительные среди других слов. 3 Я знаю ,что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. 4 Я знаю, что имена существительные бывают собственные и нарицательные. 5 Я смогу различить собственные и нарицательные имена существительные. 6 Я знаю, что имена существительные бывают единственного и множественного числа. 7 Я умею определять число имён существительных. - Оценивание происходит с помощью знаков +, - .- Кто всё знает , умеет, может поделиться своими знаниями - ставит +,
- Кто не всё знает , не всё умеет, не может поделиться своими знаниями ставит –
- У кого возникло затруднение?
- У кого есть - ?-У нас есть проблема ! Так чем же сегодня мы будем заниматься на уроке?
-Кто сформулирует тему урока?
-Чему мы научимся сегодня?
4. Работа по теме урока.
- Откройте учебник на стр.61 и прочитайте тему урока.
а) Работа с наглядным материалом (картинками с изображением одного или нескольких предметов)
- Назовите предметы, которые изображены на картинках.
- Вы встречали подобные картинки на уроках математики ещё в 1 классе. У вас уже есть опыт по этой теме .Вспомните.
- Поделитесь своими знаниями со мной!
- Как вы думаете, в каком числе будет существительное , которое обозначает один предмет?
- Как вы думаете, в каком числе будет существительное , которое обозначает несколько предмет?
б) Работа с учебником (чтение правила с.61)
в) Работа в тетради (первичное усвоение новых знаний)
- Запишем эти слова в тетрадь парами. Первое слово- имя существительное ,которое обозначает один предмет. Второе слово - имя существительное ,которое обозначает несколько предметов.
- Подчеркните в словах изменяемую часть.
-Что меняется в слове ? ед.ч мн.ч. ед.ч мн.ч. ед.ч мн.ч.
Яблоко – яблоки, груша – груши, машина – машины.
- Принято обозначать имя существительное единственного числа – ед.ч. ,имя существительное множественного числа – мн.ч..
- Проверим и оценим себя!
г) Работа с учебником (чтение правила с.62)
(первичное закрепление)
5. Физминутка Ну- ка дети дружно встали, Руки высоко подняли, Сели, встали на носочки И попрыгали немножко, Выше ,выше, высоко. Прыгать на носках легко!
-А теперь ребята похлопаем в ладоши!
-Если я называю имя существительное в единственном числе – хлопок руками вверху с поворотом влево, а если существительное во множественном числе – хлопок руками с поворотом вправо.
Дом, школы, щука, караси, солнце, облака, ученик, родители.
6.Работа по теме урока ( продолжение)
а) Работа в тетради (работа с карточками в парах )-Запиши слова в два столбика, в левый столбик – имена существительные в форме единственного числа, в правый столбик – имена существительные во множественном числе.
Кукла, мамы, ручка, дядя, грибы, ягоды, окно, парты, зонт, корабли.
Образец.
Ед.ч. Мн.ч.
Слон Мыши
- Проверим и оценим себя!
Ед.ч. Мн.ч.
Слон Мыши
кукла мамы
ручка грибы
дядя ягоды
окно парты
зонт корабли
б) Работа в печатной тетради(стр.30 упражнение 63)
(Первичная проверка понимания .Контроль усвоения ,обсуждение допущенных ошибок и их коррекция)
63. Прочитайте. Впишите подходящие по смыслу имена существительные.
Сам придумай
У _________________________ высокий рост.
У____________________ пушистый хвост. У
________________ крепки рожки. У ______ толсты губы,а у __________________ остры зубы. Сам придумай
про ежа, про ужа и про чижа.
А.Бродский.
Слова для справок: ( у) козлёнка, цыплёнка, мартышки, лисы, волка, слона.
.Определите число имён существительных в первых трёх предложениях.
. Составьте своё предложение про ежа или про ужа. Запиши его.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Проверим и оценим свои знания!
Сам придумай
ед.ч
У слона высокий рост.
ед.ч
У лисы пушистый хвост. У
ед.ч ед.ч
козлёнка крепки рожки. У мартышки толсты губы,
ед.ч
а у волка остры зубы. Сам придумай
про ежа, про ужа и про чижа.
7. Рефлексия. (работа в группах с карточками)
Прочитайте, выпишите в два столбика, в левый столбик – имена существительные в форме единственного числа, в правый столбик – имена существительные во множественном числе.
Ель растет перед дворцом,А под ней хрустальный дом;Белка в нем живёт ручная, Да затейница какая!Белка песенки поетДа орешки всё грызет;А орешки не простые,Все скорлупки золотые,Ядра — чистый изумруд;Слуги белку стерегут… (А.С.Пушкин )
8.Подведение итогов урока
повторил… узнал…
я
научился… выяснил…
- Оцените свою работу на карточках и покажите свои результаты с помощью смайликов.- Ведь главное желание А навыки и знания С годами к нам придут
9.Домашнее задание
с.61,62, упр. №106
106. Прочитайте .Измените число каждого существительного.
1. Туфля - туфли, ягода - …, море - …, облако - … .
2. Простыни - простыня, улицы - …, блюдца - …,одеяла - … ..Запишите пары слов. Над каждым словом укажи его число.
.Подчеркни в каждом слове ту часть , которая указывает на то, что имя существительное изменяется по числам.
- Вот и кончился урок Снова прозвенел звонок Отдыхать мы можем смело А потом опять за дело.
Спасибо за урок!