Рабочая программа по ИЗО в 5-6 классах на 2016-2017 учебный год


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.НовыеКарамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
«Рассмотрено»
Руководитель ММО:
_____________/Гордеев В.А../
Протокол № 1 от«29» августа 2016 г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОБУ СОШ с. Новые Карамалы:
____________Никитина З.Д.
«29» августа 2016 г. «Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ с. НовыеКарамалы:
_________/Гордеев В.А./
Приказ № 92 от 29.08.2016 г.
Рабочая программа
учителя высшей квалификационной категории
МОБУ СОШ с. Новые КарамалыГордеева Виталия Александровича
по изобразительному искусству в 5,6 классах
на 2016 – 2017 учебный год
Преподавание курса будет вестись по учебникам:
Изобразительное искусство : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2013;
Изобразительное искусство : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова . – М. : Вентана-Граф, 2016.
с.Новые Карамалы – 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 5, 6 классов. Составлена на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 года №696-з.
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Новые Карамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан", введенная в действие приказом директора от 26.02.2015 г. №17. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013) . Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования РФ
1. Общая характеристика учебного предмета.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,
разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
2. Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:
Углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;
Освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;приемов работы с художественными материалами, инструментами , техниками.
• овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами , которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
Духовное возвышение ребенка.
Действие, радость, увлечение школьника работой.
Живое общение с искусством.
Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
Опора на региональный компонент в обучении.
Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
Раскрытие разных сторон жизни искусства.
Активное творчество самих детей.
3.Ценностные ориентиры содержания.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.
4. Место изобразительного искусства в учебном плане.
В соответствии с учебным планом для основного общего образования .Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 35 учебных недель ).
5. Преподавание курса будет вестись по учебнику : Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2013;
Изобразительное искусство : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова . – М. : Вентана-Граф, 2016
Изобразительное искусство: интегрированная программа :5-8(9) классы/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская./М.: Вентана-Граф, 2013.
Планируемые результаты освоения курса:
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
• различать произведения художников РБ разных эпох, художественных стилей;
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества и своего региона;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
•  анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Выпускник научится:
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;
• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей - для школьного фильма);
• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
Каждый этап обучения в основной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы.
5 класс
Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое - 4 ч.
Тема 1. Природа и человек.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представлений обучающихся о произведениях искусства (живопись, графика), в которых отражён национальный характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт)
Тема 2. Природа и художник.
Развитие фантазии и воображения.Развитие представления о связи искусства и окружающего мира природы. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы «по сырому».
Формирование представления о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции, мелодике, выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике в искусстве
Тема 3. Человек — природа — культура.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, ритуалах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах, песнях, обрядах, праздниках, ритуалах, одежде, оберегах, декоративно-прикладном искусстве и архитектуреТема 4. Пространство и время. Многомерность мира.
Развитие фантазии и воображения.Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира.Формирование представления о пространстве, о трёхмерности мира.
Развитие понятия о том, что каждый человек (особенно художник) мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира.
Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном
искусстве -7 ч.
Тема 5. Зодчество.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления об искусстве проектирования.Развитие интереса и внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. Размышление о том, как с помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают обучающиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают обучающиеся.
Тема 6. Образы старинной архитектуры.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села)
Тема 7. Конструктивные особенности архитектуры.
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар)
Тема 8. Объёмные формы в изобразительном искусстве.
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о линиях построения в рисунке, точках схода, положении линии горизонта; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами
Тема 9. Штрих в изобразительном искусстве.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления о том, что человек воспринимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы
Тема 10. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке).
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Самостоятельная работа по подсказке
Тема 11. Перспектива в открытом пространстве.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Восприятие и изображение перспективы открытого пространства.
Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта
Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции- 5 ч.
Тема 12.Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Экскурсия в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древних культур
Тема 13. Мифы Древней Греции.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы — источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок».
Тема 14. Скульптура Древней Греции.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие художественно-образного мышления обучающихся на материале мифов Древней Греции. Отличие мифов Древней Греции от мифов других стран.Представление греков о работе скульптора (подобно богам, он отсекает лишнее от камня и глины, высвобождая человека из глыбы).
Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии
Тема 15. Рисуем человека по древнегреческим канонам.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о греческом каноне изображения человека
Тема 16. Чернофигурные вазы Древней Греции.Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представления о том, что древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение
Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре- 8 ч
Тема 17. Славянские мифы о сотворении мира.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представлений обучающихся о древних славянах. Представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии
Тема 18. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец
Тема 19. Былинный образ Русской земли.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).Развитие понятия об историческом пейзаже, который запечатлён в устном народном творчестве. Своеобразие российского пейзажа: бескрайняя равнина, простор — тихая грусть, заворожённость, ожидание…
Русский пейзаж в работах художников Ф.А. Васильева, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова и др.
Тема 20. Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Развитие фантазии и воображения.Развитие представления о былине как литературном жанре. «Говорящие» имена былинных богатырей. Отождествление образа русского богатыря Ильи Муромца с языческим богом.
Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах
Тема 21. Народный костюм. Головной убор.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.Формирование представления о форме и характере украшений, используемых в традиционном костюме древних славян. Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»)
Тема 22. Народный костюм. Одежда.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.Формировать представление о праздничной и бытовой одежде крестьян, вселенском образе народного костюма.
Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном)
Тема 23. Народные праздники. Святки.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др. Маска как часть костюма
Тема 24. Масленица.Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы
Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство- 10 ч.
Тема 25. Этнографический музей.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры
Тема 26. Печные изразцы.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.Происхождение слова «изразец» (от слова «резать», «вырезать»).Формировать представление о разнообразии форм изразцов. Зависимость формы и изображения на изразце от назначения. Роль изразца в архитектуре (интерьер)
Тема 27. Расписывание изразцов.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.Формирование понятия о керамической плитке (декоративной керамике), изразце как средстве украшения архитектуры (интерьер, экстерьер).
Развитие представлений об особенностях изготовления изразцов. Виды изразцов
Тема 28. Прядение — вид народного ремесла.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).Формирование представления о своеобразии народного языка, смысловые характеристики образа слова: «прялка» — от слова «прыгать», «пресница» — сосна, «донце» — сиденье (нижняя часть прялки). Украшение прялки: символика, тематические композиции.
Представление о древнем ремесле русских крестьян — прядении и ткачестве. Мифологические образы, связанные с прядением
Тема 29. Прялка.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.Народное декоративно-прикладное искусство. Происхождение, роль и значение прялки в народном быте России. Виды и характеристика прялок разных регионов России. Связь формы прялки с Мировым древом
Тема 30. Кукла как часть народной культуры.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.Формирование представления о кукле как части культуры любого народа. Материал и региональные особенности изготовления куклы. Роль и значение куклы в жизни крестьянина. Народные ритуальные обряды, связанные с куклой
Тема 31. Делаем куклу- «закрутку».
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о том, что тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культуры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада
Тема 32. Ткачество как вид народного искусства.
Развитие фантазии и воображения.
Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев)
Тема 33. Вышивка.
Развитие фантазии и воображения.Вышивка как один из самых древних видов народного искусства в разных странах мира (в Древнем Вавилоне, Иране, Греции, Риме, России). Отличие вышивки крестом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России
Тема 34. Лоскутное шитьё.Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие интереса к народным художественным промыслам (самостоятельная исследовательская деятельность: поиски информации о российских промыслах, ранее не известных обучающимся). Формирование представления о специфике народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства
Глава 5. Проекты и исследования - 1ч.
Тема 35. Великие имена в искусстве.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников А.Г. Венецианова, П.П. Кончаловского, Н.К. Рериха, Э.А.П. Гогена, П. Сезанна.Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими. Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по их творчеству
6 класс
Тема 1. Введение. История развития представлений человека о мирозданииХудожественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Развитие представлений обучающихся об эволюции взаимоотношений человека и природы, изменении взглядов людей на мир в разные исторические эпохи (Древний мир, Средние века, Новый мир и современность) и отражении их мировоззрения в архитектуре
Глава 1. Мифология в народном творчестве - 5 ч.
Тема 2. Мифы творения мираХудожественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Развитие мировоззрения обучающихся через формирование представлений о мифологии, в которой главными являются мифы о сотворении мира. Мифы о происхождении Вселенной у разных народов: общее и различие. Организация исследовательских работ по изучению мифов народов мира
Тема 3. Мифология и символика русской избыРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Мифология и символика русской избы. Разнообразие видов крестьянских домов (полуземлянка, изба, дворовые постройки). Конструкция крестьянской избы, её характерные черты, назначение каждого элемента архитектуры. Различия внешнего вида избы и её украшений в зависимости от региона проживания, климата, традиций
Тема 4. Фантастические звери в русском народном творчествеРазвитие фантазии и воображения.Развитие фантазии и воображения на основе олицетворения могущественных сил природы, вымышленных персонажей народных сказок, былин, сказаний (лев и единорог как символы дня и ночи;
Семаргл — крылатый пёс; Алконост — райская дева-птица; Сирин — дева-птица, посланница властелина подземного мира; жар-птица — олицетворение огня, света, солнца; грифон — мифическое существо, полуорёл-полулев, Стратим — птица-великан, ящер-крокодил, Кот Баюн и др.)Тема 5. Символы в орнаментеРазвитие фантазии и воображения.Развитие представления об орнаменте как виде изобразительного декоративно-прикладного искусства, основу которого составляют символы и знаки.
Геральдическая композиция
Тема 6. Пермская деревянная скульптураРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.Пермская деревянная скульптура — культовая скульптура, являющая частью ансамблей церквей и часовен, — уникальный образец народного искусства.
Фронтальная композиция, симметрия и статика этого вида искусства
Глава 2. Мир архитектуры – 5 ч.
Тема 7. Храмовая архитектураХудожественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).Формирование представления о храме как символической модели мироздания.
Исследования учёного К.Г. Юнга о параллели символики здания (роль этажей), с сознанием и чувствами человека (верхний этаж — сознание и разум, духовная жизнь; первый этаж — здравый смысл и бессознательный разум; подвал — коллективный бессознательный разум и интуиция)
Тема 8. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народовРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.Развитие представления обучающихся о разнообразии стилей и направлений в архитектуре. Характер формы дворцовой архитектуры тесно связан с культурой общества, национальными, историческими, географическими и ландшафтными особенностями местности, в том числе наличием строительного материала (дерево, камень). Значение дворцовой архитектуры: оборонительная и административная функции. Украшение дворцовых построек: башни, скаты крыши, ограда, форма и декор окон, ворот, дверей
Тема 9. Дворянские усадьбы РоссииРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.Формирование представлений о национальных особенностях архитектуры. Дворянские усадьбы — особое явление в архитектуре России.
Характер архитектурных построек, относящихся к усадьбе: небольшая церковь, флигеля и хозяйственные постройки, архитектурный комплекс жилых помещений как единое целое; парадный двор, беседки, павильоны и др. Герб или вензель хозяина усадьбы на барском доме
Тема 10. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространстваРазвитие фантазии и воображения.
Освоение понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». Формирование представления о тесном взаимодействии художника-архитектора и художника-монументалиста; о роли и значении монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Зависимость декоративного украшения архитектурного пространства от формы и назначения здания, городской и ландшафтной среды
Тема 11. Садово-парковая архитектураРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.Формирование способности различать характерные стилевые особенности архитектурных сооружений.Садово-парковая, или ландшафтная, архитектура. Задача данного вида искусства — решение эстетической организации природной среды (около жилой архитектуры).
Своеобразие и общие черты в ландшафтно-парковой архитектуре разных стран (Древнего Востока, Греции, Рима, Японии, России)
Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы – 3 ч.
Тема 12. Дворянский быт, интерьер дворянского домаРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Характерные особенности дворянского быта, архитектурных построек, внутренних жилых помещений. Оформление интерьера в зависимости от назначения
Тема 13. Литературная гостиная и литературный салонРазвитие фантазии и воображения.
История появления первых салонов и их популярность во Франции и России в XVII –XVIII веках (организация и проведение поэтических вечеров, интересных встреч, музыкальных концертов, конкурсов и т. д.)
Тема 14. Музыка в пространстве интерьераРазвитие фантазии и воображения.Формирование представления о характере работы композитора, специфике его жизни и творчества. Развитие понятия о взаимозависимости музыкального произведения и архитектурного пространства, в котором оно исполняется (каждому музыкальному произведению соответствует определённое пространство: камерное, большое, высокое, широкое, сферическое)
Глава 4. Портрет в искусстве – 3 ч.
Тема 15. Костюм как произведение искусстваРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.Формирование представления о костюме как произведении искусства — свидетеле истории. Уметь доказать это положение с помощью ИКТ.
История развития костюма и его роль в жизни общества. Сравнение костюма и архитектуры (общее и различия)
Тема 16. Исторический портрет, парадный портрет Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представлений обучающихся о различных видах портретного жанра
Тема 17. Графический портретРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о гравюре как виде графического искусства. Специфика данного вида художественного творчества, история его появления. Отображение в данном виде изобразительного искусства портретного жанра (исторический и парадный портрет). Гравюры Петровской эпохи. Знакомство с пропорциями человеческого лица и канонами его изображения
Глава 5. Натюрморт – 4 ч.
Тема 18. Декоративный натюрморт Развитие фантазии и воображения.Формирование широкого, объёмного представления обучающихся о жанре натюрморта в изобразительном искусстве. Взаимосвязь изображаемых предметов в натюрморте (диалог предметов). Представление о выразительных средствах, используемых художником в изобразительном искусстве.
Реалистическая манера исполнения натюрморта и отход от реалистической манеры.
Тема 19. Построение геометрических телРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного искусства. Красота окружающего человека предметного мира, в котором отражается культура народа в разные периоды истории человечества. Натюрморт как один из самых древних жанров изобразительного искусства. Развитие представлений о характере изображения геометрических тел в композиции: смысловая связь предметов в композиции, грамотное построение предметов в натюрморте, графические техники изображения предметов, иллюзия передачи объёма изображаемых предметов
Тема 20. Ахроматический натюрмортРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Развитие представлений о хроматической и ахроматической гамме, о технике исполнения живописного произведения с использованием разнообразных оттенков одного цвета. Формирование понятий о разнообразии цветового и тонального решения живописных и графических композиций; освоение понятий: тон и светлота, гризайль
Тема 21. Символика в живописиХудожественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).Формирование представлений обучающихся о символике в европейской реалистической живописи (составляющие украшения интерьера, предметы натюрморта, цвет, священные лики, животные, цветы и др.).Символы в окружающей жизни современного человека
Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России - 4 ч.
Тема 22. Тульский самоварРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Воспитание уважения к традициям народа, интереса к объектам традиционного быта крестьян, их происхождению, значению каждого предмета в крестьянском быту. Самовар — «водогрейный для чая сосуд большей частью медный с трубою и жаровней внутри»
Тема 23. Резьба по камню и костиРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представлений учащихся о видах традиционного народного искусства: резьбе по камню и резьбе по кости — малораспространённых видах народного искусства. Разнообразие материалов народных мастеров-камнерезов и мастеров резьбы по кости. Роль поделочного материала в выборе характера резьбы. Знакомство с наиболее распространённым видом в камнерезном искусстве — анималистическим жанром
Тема 24. Художественная обработка металлаРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.Развитие представления школьников о традиционном декоративно-прикладном промысле. Литьё, ковка, чеканка. Разнообразие приёмов и видов литья из металла, зародившегося в ХVII веке в Великом Устюге, Ростове Великом, позднее в сёлах Мстёре (Владимирская обл.), Красном (Костромская обл.), Казаково (Нижегородская обл.), Касли (Челябинская обл.), а также Поморье и Дагестане.
Произведения мастеров по обработке металла: декоративные решётки, предметы быта (узорчатые стулья, беседки, столы), скульптуры, ограды, фигуры животных, сюжетные композиции.Тема 25. Павловопосадские платкиРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представлений обучающихся о традиционных предметах и вещах русского человека — узорных платках, шалях. Формирование представления о том, что платок — это обязательная часть гардероба православной женщины. История происхождения Павлово-Посадских набивных платков, их промышленного производства
Глава 7. Книга как произведение искусства – 3 ч.
Тема 26. Искусство оформления книгиХудожественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Книга как свёрнутое мироздание. Формирование представлений обучающихся об искусстве создания книги. Элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации
Тема 27. Художественный шрифтРазвитие фантазии и воображения.
Развитие представления о том, что шрифт — это один из важнейших элементов оформления книги, плаката, журнала. Разнообразие видов шрифтов. Отражение в начертании шрифта культурно-исторической эпохи, эстетических и художественных предпочтений автора. Шрифт как визитная карточка эпохи
Тема 28. Шрифтовая композицияРазвитие фантазии и воображения.
Развитие представления обучающихся о шрифте как выразительном средстве графической композиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате
Глава 8. Малые формы в графике – 3 ч.
Тема 29. ЭкслибрисРазвитие фантазии и воображения.
Формирование представления обучающихся о книжном знаке — экслибрисе. Назначение экслибриса, история его появления. Известные художники-графики, специализирующиеся в этом жанре (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, С.В. Чехонин и др.). Сюжет и элементы изображения; передача в экслибрисе характера занятий человека, для которого он предназначается
Тема 30. ЭмблемаРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Освоение нового художественного термина «эмблема». Развитие представления обучающихся о том, что эмблема существует для передачи определённой информации. Условный характер изображения: эмблема — особый визуальный (зрительный) знак (указывает на вид деятельности, например: на предметный кабинет в школе, какой-либо объект). Для знакового изображения существуют определённые требования, которые художник-дизайнер должен учитывать
Тема 31. Марка как произведение искусстваРазвитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представлений об истории и особенностях создания марки и её изменениях в течение исторического времени. Характер использования цвета в почтовых марках
Глава 9. Проекты – 2 ч.
Тема 32. Город будущегоРазвитие фантазии и воображения.Развитие представлений обучающихся о художниках-фантастах. Освоение технологии объёмно-пространственной композиции и работы в группе
Тема 33. Архитектурный проект школы будущегоРазвитие фантазии и воображения.
Формирование представлений об архитектурном проекте, функциональном и эстетическом облике здания. Соотношении архитектурных форм и элементов в пространственной архитектурной композиции
Глава 10. Великие имена в искусстве - 2 ч.
Тема 34. Художник-живописецХудожественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).Художники-живописцы, жившие в разные исторические периоды.Развитие представлений обучающихся о разнообразии видов и жанров живописи, о выразительных средствах живописи и их связи с другими искусствами. Разнообразие техник живописи.
Знакомство с художниками-живописцами: Д.Г. Левицким, Дж. Моранди, В.И. Серовым, Я. Вермеером ДелфтскимТема 35. Художник-графикХудожественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).Художники-графики, жившие в разные исторические периоды.Развитие представлений обучающихся о разнообразии видов и жанров в графическом искусстве, о выразительных средствах графики и их связи с другими искусствами. Разнообразие графических техник.
Знакомство с творчеством художников-графиков Утава Хиросигэ, Г. Доре, В.А. Фаворского, М.К. Эшера
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование 5 класс на 2016-2017 учебный год
(Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2013.)
дата № Тема урока примечание
пф Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое 02.09 1 Природа и человек «Пейзаж, в котором я хотел бы построить свой дом»; 09.09 2 Природа и художникИмпровизация в графическом материале . ТВ. Композиция «Звучащая музыка в картине художника» 16.09 3 Человек — природа — культура Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе».
23.09 4 Пространство и время. Многомерность мира Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество.
Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве 30.09 5 Зодчество
Графическая композиция:
«эскиз космического комплекса на Луне или Марсе» 07.10 6 Образы старинной архитектуры
Создание коллективного альбома зарисовок и фотографий старинных зданий.
Работа в технике цветной графики. 14.10 7 Конструктивные особенности архитектуры
«Сочетание разных геометрических форм» 21.10 8 Объёмные формы в изобразительном искусстве Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки
28.10 9 Штрих в изобразительном искусстве Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка.
11.11 10 Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке) Сочинение натюрморта для литературного персонажа.
18.11 11 Перспектива в открытом пространстве Создание коллективной композиции на тему «Улица, на которой мы жили в древнем городе». Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции 25.11 12 Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира
02.12 13 Мифы Древней Греции Рисование в любой выбранной технике одного из античных чудовищ
09.12 14 Скульптура Древней Греции Создание скульптуры победителя Олимпиады в одном из четырёх видов спорта.
16.12 15 Рисуем человека по древнегреческим канонам Создание коллективной композиции «Люди за работой»,
23.12 16 Чернофигурные вазы Древней Греции Роспись чернофигурной вазы.
Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре 30.12 17 Славянские мифы о сотворении мира Работа по воображению.Создание своего образа Вселенной — стелы, в основе
которой фигура человека.
20.01 18 Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор — гора.
27.01 19 Былинный образРусской земли. Бескрайние просторы Древней Руси: вид с высоты птичьего полёта.
03.02 20 Илья Муромец и Соловей-разбойник Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.
10.02 21 Народный костюм. Головной убор
Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике. 17.02 22 Народный костюм. Одежда Создание графического эскиза народного костюма: мужского или женского (по выбору).
24.02 23 Народные праздники. Святки Изготовление маски к народному празднику Святки.
03.03 24 Масленица Создание макета трёхгранной свечи-фонарика
Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство 10.03 25 Этнографический музей Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве 
17.03 26 Печные изразцы
Создание изразца в объёме с рельефным изображением. 24.03 27 Расписывание изразцов Печь в интерьере дома. 07.04 28 Прядение — вид народного ремесла Зарисовки прялок разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых.
14.04 29 Прялка
Создание эскиза образа Богини-древа 21.04 30 Кукла как часть народной культуры
Создание эскиза куклы (игрушки), 28.04 31 Делаем куклу-«закрутку»
Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров. 05.05 32 Ткачество как вид народного искусства
Создание эскизов рисунка ткани 12.05 33 Вышивка Эскиз рушника
19.05 34 Лоскутное шитьёКоллективная композиция «Лоскутное одеяло».
Глава 6. Проекты и исследования
26.05 35 Великие имена в искусстве Беседы, размышления по поводу творчества художников.
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование 6 класс на 2016-2017 учебный год
(Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2013.)
дата № Тема урока примечание
пф 02.09 1 Введение. История развития представлений человека о мироздании
Глава 1. Мифология в народном творчестве
09.09 2 Мифы творения мира
Создание образа Мирового древа 16.09 3 Мифология и символика русской избы Макет русской избы
23.09 4 Фантастические звери в русском народном творчестве Создание образа фантастического зверя в природной среде
30.09 5 Символы в орнаменте Геральдические композиции. 07.10 6 Пермская деревянная скульптура Выполнение набросков с натуры фигуры человека в статичной позе
Глава 2. Мир архитектуры
14.10 7 Храмовая архитектура Создание эскиза к храму науки
21.10 8 Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов Эскиз дворцового строения.
28.10 9 Дворянские усадьбы России Создание объёмно-пространственного эскиза оформления дворянской усадьбы
11.11 10 Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства
18.11 11 Садово-парковая архитектура Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы
25.11 12 Дворянский быт, интерьер дворянского дома
02.12 13 Литературная гостиная и литературный салон. Проект литературной гостиной 09.12 14 Музыка в пространстве интерьера. Натюрморт с музыкальными инструментами Глава 4. Портрет в искусстве
16.12 15 Костюм как произведение искусства Создание силуэта костюмов разных исторических периодов
23.12 16 Исторический портрет, парадный портрет Создание портрета.
30.12 17 Графический портрет Создание графического портрета.
Глава 5. Натюрморт
20.01 18 Декоративный натюрморт Создание натюрморта
27.01 19 Построение геометрических тел
03.02 20 Ахроматический натюрморт
10.02 21 Символика в живописи Создание натюрморта, воспевающего плодородие и щедрость земли.
Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России
17.02 22 Тульский самовар Рисование с натуры. «Натюрморт с самоваром».
24.02 23 Резьба по камню и кости
03.03 24 Художественная обработка металла
10.03 25 Павловопосадские платки Создание эскизов набивного платка
Глава 7. Книга как произведение искусства
17.03 26 Искусство оформления книги Создание макета книги с учётом всех необходимых элементов
24.03 27 Художественный шрифт Шрифт и текст
07.04 28 Шрифтовая композицияРабота в техниках аппликации и графики
Глава 8. Малые формы в графике
14.04 29 Экслибрис Создание экслибриса для своей библиотеки
21.04 30 Эмблема Создание серии знаков визуальной коммуникации для школы
28.04 31 Марка как произведение искусства Разработка серии марок
Глава 8. Проекты
05.05 32 Город будущего Создание предметно-пространственной композиции
12.05 33 Архитектурный проект школы будущего Создание архитектурного эскиза-проекта
Глава 9. Великие имена в искусстве
19.05 34 Художник-живописец Создание живописного произведения в подражание манере письма известного художника. 26.05 35 Художник-график