Использование нетрадиционной техники рисования на уроках изобразительной деятельности
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза В.Н. Банцекинагородского округа Сызрань Самарской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Использование нетрадиционной техники рисования на уроках изобразительной деятельности»
Выполнила:Куликова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №6
2016г.
г.о.СызраньПлан:
Анализ ситуации.
Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.
Выявление проблемы.
Методология (конкретная цель для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленной цели).
Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Рабочий план реализации проекта.
Предполагаемые результаты и механизм оценки результатов.
Список используемых источников.
1. Анализ ситуации. Изучение положительного опыта деятельности по направлению модернизации начального образования.
Изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребёнок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10-12 лет.
Для первоклассников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако, к концу начальной школы многие дети утрачивают свой интерес к рисованию.
В ходе опроса, который я провела среди детей нашей школы, утративших интерес к данной деятельности, названы следующие причины:
Не получается рисовать – 45%
Не успеваю нарисовать на уроке – 20%
Не понятно как рисовать – 25%
Не знаю – 10%
Приведённые данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие – причинами отказа от изобразительного творчества.
Одна из причин, по моему мнению, неумения учащихся рисовать является ошибочное убеждение некоторых учителей. Что творческие способности даны от природы лишь немногим, что выдающийся талант – это, прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет, большинство реагирует просто: «Конечно, он же гений».
Однако, Моцарт не был рождён гением, его талант развивался максимально благодаря тому, что ему с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.
Кроме этого, в нашей практике всё ещё встречаются случаи, когда учитель даёт задание детям, например, нарисовать натюрморт, без каких-либо объяснений того, как именно следует это сделать. В этом случае целенаправленный педагогический процесс отсутствует, дети заняты самообразованием, и лишь немногие способны успешно выполнить поставленную задачу. Ребёнок не получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
А ведь творчество ребёнка неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения младшего школьника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения.
2. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.
По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90% оригинальных ответов, в семилетнем –20%, а взрослые – лишь 2%. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.
Цифры заставляют задуматься о том, как важно не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить детей видеть и реализовать свои возможности.
3. Выявление проблемы.
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей и их родителей. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращаются в раннем возрасте.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
4. Методология.
Цель: через развитие способностей к зрительному анализу окружающего мира прийти к восприятию предметов изобразительного искусства, а так же к умению абстрактно мыслить, понимать символы и таким образом помочь ребёнку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
Расширение художественно-эстетического кругозора.
Приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусств.
Освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов.
Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
Освоение простейших технологий дизайна и оформления.
5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
В основу данного проекта я взяла принцип построения программы Наталии Вадимовны Дубровской «Приглашение к творчеству». Согласно этой программе система работы слагается из 2-х основных направлений:
Обучение детей непосредственно технике: традиционной и нетрадиционной (репродуктивный блок).
Задания творческого характера (продуктивный или творческий блок). Данная программа используется в дошкольных учреждениях №69 и №16 выпускники, которых в основном приходят в нашу школу. И я решила не прерывать, развивать навыки, полученные детьми ранее.
В рамках данной программы были разработаны приёмы и задания по развитию творческого воображения детей путём использования нетрадиционной техники изодеятельности.
Прогулки на природу. Проведение уроков вне стен школы. На этих занятиях развивается не только внимание, но и ассоциативные мышление, речь.
Типoвыe приeмы фaнтaзирoвaния (Вoлшeбники)
Мoжнo измeнить вeсь oбъeкт, eгo чaсти, свoйствa, мeстo нaхoждeния. Обрaз встрeчaeтся с Вoлшeбникoм, кoтoрый eгo прeoбрaзoвывaeт. Нaпримeр: вoлшeбник Рaзмeрa eщё бoльшe умeньшил Дюймoвoчку. Дeти ищут спoсoб, кaк изoбрaзить мaлeнькую дeвoчку нa бoльшoм листe бумaги, нe нaрушaя прaвил кoмпoзиции. Или вoлшeбник Увeличeния свoйств усилил свист Сoлoвья-рaзбoйникa. Кaк изoбрaзить тaкoй мoщный свист? Вoлшeбник "Нaoбoрoт" измeнил хaрaктeры скaзoчных гeрoeв нa прoтивoпoлoжныe. Кaк тeпeрь изoбрaзить дoбрoгo Вoлкa и злую Крaсную Шaпoчку?
Вместо кисточки рука. Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко.
Узор из точек. Очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Еще сложнее повторить одинаковые изображения несколько раз. Выручат в данной ситуации косметические палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свой тампон.
Рисование на мокрой бумаге или по «сырому».
Выдувание. Развитию фантазии помогает техника выдувания. Это и рисование трубочками и мыльными пузырями.
Эстампы.
Печатаем листьями на бумаге.
Печатаем бросовым материалом (катушками, валиком, спичечными коробками, пробками.
Печатаем листьями.
6. Рабочий план реализации проекта.
Система работы с учащимися представлена по следующим направлениям:
На уроках – индивидуальная дифференцированная работа .Кружковая работа по предмету.
Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель.
Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей.
Участие в творческих конкурсах разного уровня.
Содержание курса
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным .Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
7. Результаты.
Дaннaя систeмa рaбoты oсущeствлялaсь в тeчeниe oднoгo учeбнoгo гoдa и пoзвoлилa выяснить слeдующиe тeндeнции.
Диaгрaммa №1. Пoкaзaтeли, хaрaктeризующиe oтнoшeниe дeтeй к твoрчeству (пo мeтoдикe Н.А. Вeтлугинoй)
Диaгрaммa №2. Пoкaзaтeли кaчeствa твoрчeских дeйствий
Диaгрaммa №3. Пoкaзaтeли кaчeствa прoдукции дeтскoгo худoжeствeннoгo твoрчeствa
Прoвeдeннaя в кoнцe гoдa диaгнoстикa пoкaзaлa, чтo у дeтeй сфoрмирoвaлaсь пoтрeбнoсть в изoдeятeльнoсти, интeрeс к твoрчeскoму пoиску, знaчитeльнo вырoслo внимaниe, нaблюдaтeльнoсть, умeниe зaмeтить прeкрaснoe, вырaзить eгo в рeчи, прaктичeскoй дeятeльнoсти.
8. Список используемых источников.
Горичева В.С. Художественно-дидактические игры. Ярославль: ЯГПУ, 2000.
Лахути М.Д. Как научиться рисовать. М.: Росмэн, 2000
Сэвидж-Хаббард Кетти, Спейентер Роуз. Приключения в мире живописи. М.: Издательский дом «Гамма», 1998
А. В. Копылова «Технология урока искусства», Москва, 2014
Программа для средних общеобразовательных учебных заведений «Изобразительное искусство и художественный труд», Москва, 2012
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.
http://shol55.ucoz.ru/index/0-22http://school631.spb.edu.ru/indexhttp://festival.1september.ru/articles/507791http://nixdorf.org.ua