Статья Здоровьесберегающие технологии на занятиях изобразительной деятельностью
3
« ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ »
Упражнения для оздоровления детей, занимающихся изобразительной деятельностью
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
В процессе занятий изобразительным искусством часто используют разные техники – это и некоторые виды монотипий, роспись и многое другое. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.
Игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
Игровые формы, применяемые на занятиях, разнообразны:
подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
пальчиковая гимнастика.
Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, “играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.
Рассказова Ю. Н. (Учитель изо и математики)
«Сказка
о заколдованном королевстве Цветоведении».
Мы представляем себя волшебниками, а кисточку – волшебной полочкой, с помощью которой мы будем творить чудеса. С помощью магических слов «Крибле, крабле, бум» мы попадаем в сказочное заколдованное королевство, где злой волшебник украл все цвета, кроме красного, желтого и синего (их спасла добрая фея), и заколдовал все сказочное королевство вместе с прекрасной принцессой. Детям очень хочется помочь принцессе, но они не знают, как это сделать. И вдруг с неба (это я незаметно обрываю ниточку) спускается голубь с письмом от старой доброй феи. В нем она рассказывает детям, как можно оживить королевство вместе с прекрасной принцессой: нужно с помощью волшебной палочки получить зеленый, оранжевый и фиолетовый цвета.
Дети дружно берутся за работу. И надо видеть, какой восторг, изумление и радость испытывают дети, когда у них получаются нужные краски. Да при том, сначала тихо-тихо, а затем все громче начинает звучать музыка из балета- сказки Чайковского «Спящая красавица», представляя заколдованное королевство, оживающее вместе с прекрасной принцессой, освобождаясь от чар злого волшебника. Проснувшись, принцесса благодарит детей за помощь и дарит им на память очень важную тайну: с помощью 3 цветов (красного, желтого и синего) можно получить любые цвета; поэтому их называют основными. Принцесса просит ребят никогда не забывать эту тайну и всегда пользоваться ею в стране Рисовании.
«Сказка о мальчике Блике»
Жил-был художник, который рисовал картины как живые. Но у него почему-то не получалось рисовать круглые предметы, и это он тщательно скрывал.
И вот однажды с ним произошла такая история. Сидя в своей мастерской, он в который раз пытался нарисовать яблоки. У него ничего не получалось, да и погода к этому не располагала – за окном лил дождь. Художник уже хотел выбросить свои работы, как вдруг сквозь тучи пробился тоненький солнечный лучик. А он услышал за своей спиной чей-то голосок: «А я знаю, почему у тебя ничего не получается». Художник не обратил на это внимание, подумав, что ему это показалось. А голосок опять: «А я знаю, почему у тебя ничего не получается». Тогда художник обернулся и увидел маленького мальчика в блестящем костюме, сидящего на его стуле.
«Ты кто?» - спросил его художник.
«Меня зовут Блик, а у тебя ничего не получается, потому, что ты не знаком с моей семьей» – ответил мальчик.
«Если хочешь, я тебе расскажу о ней» - проговорил Блик. Художник согласился.
«Так, вот слушай! Моего папу зовут Свет, а маму – Тень. Моя сестренка Полутень очень робкая, и всегда держится за руки папы и мамы. А вот это мой братишка Рефлекс. Он у нас шалун, поэтому он боится папы и всегда прячется за маму. А еще с нами живет бабушка – Падающая тень. Она настолько стара, что всегда лежит. Вот и вся моя семья. Попробуй нас всех изобразить на картине».
Художник сразу же сел за мольберт и на одном дыхании нарисовал натюрморт с яблоками, позабыв поблагодарить Блика за помощь. А когда вспомнил, и посмотрел в ту сторону, где сидел Блик, то там никого не оказалось. И тогда художник выглянул в окно, где уже ярко светило солнце, переливаясь всеми цветами радуги. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Подвижные игры.
Упражнение «Буратино»:
Буратино потянулся,
Руки в стороны развел,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
Упражнение «Ванька-встанька»:
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели-встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
Упражнение «Утро»:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем
А потом наоборот,
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись еще разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз
И за парту вновь садись!
Упражнение «Стрелка»:
Исходное положение – стоя, спина прямая; руки, согнутые в локтях, подняты над головой, ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.
Упражнение «Дружба»:
Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад. Затем плавно опустить руки вниз, очерчивая ими круг, как бы обнимая этот большой прекрасный мир.
6. Упражнение для тренировки мышц глаз, для профилактики близорукости.
Это упражнение разработано доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.
Оно выполняется по схемам зрительных траекторий, которые располагают на стене (передней или боковой) под самым потолком. На схеме с помощью специальных стрелок указаны направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево - вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет: №1 и №2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.
Упражнение «Стрельба глазами».
Нужно вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Игры на внимание
Игра «Зернышко».
Правило игры: показать самый красивый цветок какого-либо растения или дерева.
Дети садятся на корточки, обхватывают руками колени и опускают голову. Это исходное положение. Каждый из них – это «зернышко» какого-либо растения, дерева (вид растения определяем заранее). Затем считаю до десяти, и «ростки» начинают пробиваться, подрастать, и в конце счета распускаются и замирают. Моя задача: выбрать самый красивый цветок на сегодняшний урок.
Это упражнение помогает ученикам будоражить фантазию, отбирать наиболее выразительные жесты, быть кратким и точным в изложении своих мыслей.
Игра «Перекрестные движения».
Правило игры: выполнять движения точно, иначе выбываешь из игры.
Под музыку выполняются перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.
Такая игра активизирует оба полушария мозга, готовит к усвоению знаний.
Игра «Ленивые восьмерки».
Эта игра активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания детей.
Правило игры: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, а затем обеими руками.
Игра «Картина».
Детям предлагается мысленно перенестись из класса в мир образов картины и совершить прогулку по изображенным на картине уголкам природы, интерьеру и т.п. Если есть время на уроке, можно «изобразить» картину, обыграть ее. Непременное условие этой игры: постараться ощутить на себе эмоциональную атмосферу картины, силу воздействия порой непривычного ее колористического решения, вставая на позицию того или иного героя произведения, пережить вместе с ним какое-либо событие или душевное состояние. Получается очень интересно!
Гимнастика мозга.
Обоснование метода: Ученые установили, что выполняя работу попеременно то правой, то левой рукой, начинает работать весь мозг в целом, т.к. правое полушарие управляет левой стороной тела, а левая – правой. В связи с этим созданы специальные упражнения, в которых нужно поработать левой рукой.
Цель: активизировать работу правого и левого полушарий мозга, а так же способствовать их взаимодействию. В результате этих упражнений мозг получает дополнительную порцию энергии.
Особенности проведения: гимнастику мозга можно проводить в качестве физкультпаузы во время уроков. Эти упражнения вы можете менять, придумывая новые, опираясь на работу левой руки, т.к. в основном все дети – правши, можно использовать в режиме ГПД.
Упражнения.
Встаньте рядом со стулом, сложите кисти рук и переплетите пальцы не так, как вы это обычно делаете.
Скрестите руки на уровне груди, а теперь так, чтобы левая рука была сверху.
Покажите, как вы смотрите в подзорную трубу одним глазом. А теперь попробуйте посмотреть другим глазом.
Помашите мне правой рукой, а теперь – левой. Напишите левой рукой в воздухе свое имя.
А теперь в воздухе обеими руками сразу рисуем круг, треугольник, квадрат, ромб.
Дотроньтесь левой рукой до мочки правого уха, а теперь наоборот.
Сядьте на стул. Возьмите левой рукой учебник и положите его перед собой. Откройте левой рукой книгу на странице
Пальчиковая гимнастика
«Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев».
Сухомлинский
Обоснование метода: по представлениям мудрых врачевателей Древнего Востока кисть руки – место концентрации жизненной энергии. Значит, определенным образом воздействуя на ладонь и пальцы рук, эту энергию можно стимулировать, перераспределять в организме, очищать его таким образом и поддерживать здоровье. Исследованиями института физиологии установлено, что уровень развития речи напрямую зависит от сформированности мелких движений пальцев рук.
Цель: помогает сохранять физическое и духовное здоровье, способствует концентрации энергии и мысли; снимает эмоциональное напряжение, беспокойство и стресс, полезна при переутомлении, активизирует умственную деятельность (память, мышление), развивает речь.
Особенности проведения: с пальчиковой гимнастики рекомендуется начинать и заканчивать урок.
Пальчиковая гимнастика состоит из двух этапов:
Самомассаж биологически активных точек (БАТ), находящихся на кончиках пальцев.
Упражнения для пальцев рук (для учащихся 5-11 классов).
Самомассаж БАТ на кончиках пальцев.
Для этого необходимо положить подушечку каждого пальца одной руки между большим и указательным пальцем другой руки так, чтобы подушечка лежала на указательном пальце и вращательными движениями массировать биологически активные точки по часовой стрелке (10 раз), затем в обратную сторону, каждым пальцем по очереди. Таким образом массируются пальцы правой и левой руки.
Упражнения для пальцев рук.
Встряхните кисти, сожмите пальцы в кулаки (10 раз).
Имитация игры на пианино.
Разведение пальцев врозь и сведение их вместе.
Вращение сжатыми кулаками по часовой стрелке и наоборот.
Выгибание кистей рук.
Соприкосновение подушечек пальцев: пальцы одной руки по очереди с большим пальцем этой же руки – пальчики «здороваются».
Упражнения для ног.
Пятки не отрывайте от пола, носки поднимите вверх и покрутите по часовой и против часовой стрелки (по 15 раз каждой ногой).
Перекатывайтесь с пятки на носок (15 – 20 раз).
Разведение пальцев врозь и сведение их вместе.
Пальчиковая гимнастика
«Бабочка на берегу реки»
Около реки бабочка летала.
Летала, летала,
Очень устала.
(Скрестив запястья рук так, чтобы кисти рук оказались повёрнуты друг к другу тыльной стороной – это крылья бабочки. Имитируются махи крыльев бабочки.)
На камешек села.
Посидела, посидела,
(Крылья – кисти рук сомкнуты.)
Дальше полетела.
(Возобновить махи кистями рук - крыльями)
На тыльной стороне кистей рук можно нарисовать кружки, другие элементы украшений крыльев бабочек смывающимися водой красками.
Рисунок 2C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\палитра.jpg