ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бухарова О.А. воспитатель, МБДОУ №8, г. Иркутск
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одно из направлений развития детей, так как от уровня овладения речью зависит, умение выстраивать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, общее интеллектуальное развитие.
Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Поэтому, целью моей работы стало - развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. Ж. Пиаже и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.
Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество, в процессе которого ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.
Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема: «Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста» в настоящее время очень актуальна и дает педагогу возможность для творчества.
Для достижения этой цели мною были намечены следующие задачи:
- развивать способность к речевому и художественному выражению своих чувств, мыслей, идей;
- развивать мотивацию к общению, взаимодействию в художественно-эстетической деятельности, преобразованиям окружающего мира;
- формировать представления о разнообразных способах речевого и художественного выражения своих мыслей, чувств, идей;
- способствовать развитию творческой активности детей, проявлению инициативы в общении, речевом творчестве, художественной деятельности;
- формировать способность адекватно оценивать свое творчество и творчество сверстников;
- расширять словарный запас детей за счет углубленного погружения в художественно-эстетическую сферу деятельности;
- развивать способность к диалогу в совместной художественно-эстетической деятельности.
Затем я приступила к созданию условий для реализации поставленной цели. В группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Определив основное направление в работе, я постоянно искала новые пути создания такой развивающей предметно-пространственной среды, которая бы обеспечивала проявление творческой инициативы детей, возможность ребенку самостоятельно выбирать содержание собственного образования. Имеющийся материал я расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам, выбирая игрушки, пособия, проявлять свое творчество, реализовать свои замыслы.
Для эффективной организации образовательного процесса уделяла большое внимание организационно-методическому аспекту. Составила перспективный план работы, строящийся на принципах последовательности, систематичности в решении образовательных задач, а также подобрала методические материалы, направленные на овладение различных видов речевой и художественно-эстетической деятельности детей. А именно, упражнения и игры на развитие мелкой моторики пальцев и рук дошкольников, конспекты занятий с использованием различных нетрадиционных техник рисования, картотеку техник и приемов нетрадиционного рисования, картотеки пальчиковых игр-упражнений, пальчиковой гимнастики, пальчиковый театр. В образовательной работе с детьми использую: скороговорки, чистоговорки, потешки, прибаутки, рассказывание сказок, рассказов, слушание музыкальных произведений, русских народных песен.
Каждое совместное занятие - это маленькая игра, цель которой - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Использование нетрадиционных техник рисования, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее не только в художественном творчестве, но и в общении.
Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.
Кроме работы, проводимой с детьми в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями. Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Для этого провожу встречи с родителями, где рассказываю о важной роли развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов рисования. Провожу мастер-классы, семейные художественно-творческие проекты, показываю основные приёмы работы изготовления рисунков в домашних условиях. Таким образом, заинтересовываю родителей, вовлекаю в жизнь детского сада, делаю союзниками.
Подводя итоги своей работы, я отметила положительную динамику развития мелкой моторики: пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, исчезла скованность движений, дети показали хорошие результаты развития чувства формы, глазомер, цветоощущения, они хорошо ориентируются на листе бумаги; дети обнаруживают устойчивый интерес к продуктивной деятельности, самостоятельно могут планировать и воплощать замысел, проявлять инициативу и творчество.
У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей. Вот сколько можно достичь, если начать с пальчика! Помните восточную мудрость: «Пальцы – это продолжение ума». Развивайте ум и речь ребенка!
Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат в развитие речи детей.
Список литературы:
1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов - М. : "Астрель", 2003.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В двух частях. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008 .
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М. : "Просвещение", 1978.
4. Журнал "Ребёнок в детском саду". Пальчиковая гимнастика. №6, 2003г., с. 21
5. Журнал "Дошкольное воспитание". Речевое развитие. №11, 2007г., с. 103
6. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М. : Творческий центр "СФЕРА", 2004.
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПБ. : «Каро», 2010.
8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. -М. : "Каро", 2009.
9. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПБ. : "Кристалл", 2005.