Статья Духовное краеведение. Формы и методы работы с одаренными детьми
«Духовное краеведение.
Формы и методы работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я учитель кубановедения Брюховецкого района МАОУ СОШ № 2. С 2006 г преподаю кубановедение Имею высшую категорию. Являюсь руководителем РМО учителей кубановедения Брюховецкого района.
Цель: демонстрация форм и методов работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности . Кубановедение открывает перед учениками мир исторического и культурного прошлого Кубани – нашей малой родиной, которой нельзя не гордиться. За 10 лет работы учителем кубановедения я разработала для себя систему работы по предмету. Ее я разделила на урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность делает преподавание предмета «Кубановедение» более результативным, позволяет достигать поставленных целей, активизирует познавательную деятельность ребенка, повышает интерес к изучению родного края. Именно во внеклассной деятельности удовлетворяются потребности ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.
Объединив вокруг себя ребят увлекающихся историей родного края, культурой и бытом народов, населяющих наш край, я определила некоторые направления моей работы. Уже несколько лет я являюсь руководителем кружка «Краеведение. Туризм». Веду занятия в 2-х возрастных группах. Главное для меня – заинтересовать, увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. А свои силы ребята могут попробовать, участвуя в олимпиадах, викторинах, конкурсах, исследовательских проектах. Таких ребят мы, педагоги, называем одаренными. Они любознательны, настойчивы в поиске ответов, склонны к размышлению. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Они способны классифицировать информацию и опыт, широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Работая с такими ребятами на уроке, и, видя их интерес к предмету, приглашаю на занятия кружка «Краеведение.Туризм». Одним из разделов программы кружка является раздел «Духовное краеведение». Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Именно такими хочется видеть своих ребят.
Восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю.
У каждого учителя есть свои формы, методы и приемы, которыми он пользуется в своей работе. Представляю вам формы, приемы и методы работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности в рамках «Духовного краеведения».
В своей работе с такими детьми предпочитаю следующие методы работы:
исследовательский;
поисковый;
проблемный;
проектный.
Исходя из методов работы нельзя не затронуть и основные формы работы:
работа в парах, в малых группах;
разноуровневые задания;
творческие задания;
консультирование по возникшей проблеме;
дискуссия;
игры.
И, конечно, наиболее важным является тот момент, где раскроются данные способности, в каких видах деятельности:
олимпиады;
конкурсы и викторины;
проектная деятельность;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания.
Остановлюсь на проектном методе. Проект - это исследовательская деятельность. Тип проекта зависит от его цели и, в свою очередь, определяет форму работы, которую будет осуществлять учащийся в ходе своей деятельности. И в итоге – проектный продукт.
Предлагаю рассмотреть игровой тип проекта, который я использую во внеурочной деятельности по теме: «Выдающиеся личности в истории Кубани». Самый известный образ для учителей кубановедения - образ Захария Чепеги. Проектным продуктом у нас будет интервью с человеком (образом), который оставил след в истории Кубани. Чтобы показать учащимся значимость личности Захария Чепеги, нужно определить этапы работы над проектом.
Тип проекта
Проектный продукт Этапы работы над проектом
Игровой (ролевой). мероприятие (игра, состязание, викторина, интервью и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, литературный персонаж). 1.Постановка проблемы
2.Определение цели
3.Планирование
4. Реализация
5.Создание проектного продукта
6.Отчет о проделанной работе 7.Представление проекта(проектный продукт)
Работая над таким типом проекта, создавая проектный продукт, раскрываются индивидуальные способности учащихся. Им даётся возможность применять свои знания, которые они получили. В данном проекте может участвовать от двух и более человек. Представлен проект в виде интервью с человеком, чья фигура значима в истории Кубани. Предшествует представлению данного проекта кропотливая работа учащихся по каждому этапу.
Я представила лишь один из методов работы. Но все эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды для творческой деятельности.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
высокая продуктивность мышления;
легкость ассоциирования;
способность к прогнозированию;
высокая концентрация внимания.
хорошая память
Память — сложный психический процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Особенно испытывают сложности учащиеся при подготовке к олимпиадам. Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти. Я представлю вам некоторые приемы запоминания, которые использую в своей работе с учащимися во внеурочной деятельности при подготовке к олимпиадам.
приёмы запоминания
Схематизация изображения АссоциацииСнежный комБуквенный код
Схематизация изображений — изображение чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации. Развивает зрительную память. Например, при изучении древнегреческой культуры можно использовать этот прием, запоминая типы греческих сосудов. Одновременно запоминается название и тип сосуда. Схематическое изображение сосуда помогает учащимся запомнить основные элементы сосудов.
Ассоциации —установление связей по сходству, смежности или противоположности. Например, прием ассоциации с другими знакомыми цифрами. Этот прием использую, когда нужно запомнить даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Легко запомнить, что памятник А.С. Пушкину в г. Краснодаре был открыт в 1999 г, т.е. через 200 лет после его рождения.
Некоторые слова и фамилии вызывают у нас яркие ассоциации, и если мы хорошо запомним эти образы, то нам будет легко вспомнить сами названия. Если вам трудно запомнить фамилию человека или название какого-нибудь города, то запомните ассоциации, связанные у вас с этой фамилией или городом. Затем, когда вам нужно будет вспомнить фамилию человека или название города, просто вспомните свои ассоциации. Особенно полезен этот метод при запоминании новых фамилий и названий, с которыми вы раньше не сталкивались.
"Снежный ком» Этот прием можно использовать при изучении достопримечательностей нашего края (города, станицы и т.д.). Учащиеся поочерёдно называют достопримечательность предыдущего участника (участников) и добавляет свой; следующий - объекты всех предыдущих и опять свой. Этот прием развивает память. Предлагаю вам запомнить достопримечательности Таманского полуострова (примерные ответы: грязевые вулканы, вулкан Миска, озеро Соленое, мыс Панагия и т.д.).
Задания делать разного уровня сложности (название, дата, архитектор, скульптор и т.д.). Можно запоминать названия географических объектов: гор, озер, городов и т.д.
Буквенный код. Заключается в образовании фраз из начальных букв запоминаемой информации. Т.е. первоначально нужно владеть некоторой информацией, а затем найти прием для ее дальнейшего запоминания. Например, при изучении археологических культур, ребята испытывали трудности в запоминании их хронологического порядка. Подсказали этот прием сами дети, составив фразу «МНДСЯКСр». Зная названия археологических культур, нетрудно догадаться, что:
Майкопская
НовотиторовскаяДольменнаяСеверокавказская
Ямная
Срубная
Я показала вам несколько приемов и методов запоминания материала, рассказала о некоторых методах и формах моей работы с одаренными детьми. Но узнаем мы свой край не только сидя за партами. Наиболее продуктивно дети усваивают информацию тогда, когда можно потрогать, почувствовать, ощутить. Поэтому практикую поездки и походы по краю. Согласитесь, увидев гору Почепсуху и, преодолев высоту 900 метров с рюкзаком за спиной, прошагав 100 км, пересекая Горячеключевской район и Туапсинский, дети навсегда запомнят не только названия мест и достопримечательностей, но больше заинтересуются историей нашего края.
Считаю, что моя система работы достаточно эффективна и подтверждение этому победы моих учеников на олимпиадах и конкурсах различных уровней. За 9 лет работы я подготовила 120 победителей и призеров муниципального, зонального и регионального этапов олимпиады по кубановедению, 23 победителя и призера муниципального этапа викторины по кубановедению.
В 2009, 2014 и в 2016 году мои ученицы были удостоены премии государственной поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Я считаю, что это результат нашей совместной работы и, думаю, на этом наши достижения еще только начинаются!