Рабочая программа по курсу «Культура добрососедства» для 4 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-гимназия №39»
муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым
Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей начальных классов
протокол №1
от «29» августа 2016 г
Руководитель ШМО
__________ «Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
________
«___» ___________20___г. «Утверждено»
Директор МБОУ
«Школа-гимназия №39»
____________
приказ №_____
от «___»__________ 20___ г.
Рабочая программа
по курсу «Культура добрососедства»
для 4 «В» класса
на 2016/2017 учебный год
количество часов в неделю: 1
количество часов в год: 34
Составитель:
учитель начальных классов
Глянь Екатерина Анатольевна
г. Симферополь
5794375184785002016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Планируемые результаты обучения…………………………….3
Содержание курса………………………………………………..4
Календарно-тематическое планирование……………………...7
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 г. , с внесенными изменениями, приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26 ноября 2010г.), доработанная на основе программы интегрированного курса для учебных заведений Республики Крым «Культура Добрососедства» («АнтиквА», г.Симферополь, 2007), и согласно Положению о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по общеобразовательным предметам в МБОУ «Школа-гимназия № 39».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В процессе изучения курса у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Культура добрососедства» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Культура добрососедства» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к малой родине - Крыму.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Основными методическими приемами являются:
Исследовательская деятельность.
Поисковая деятельность.
Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов)
Формами работы:
являются заочные экскурсии;
Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;
Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;
Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;
Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.
создание презентаций,
творческих практических работ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ГОРДИМСЯ КРЫМОМ
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА» ДЛЯ 4-го КЛАССА
Содержание учебного материала Требования к уровню
подготовки учащихся
Вводный урок. Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса. Иметь представление о программе «Гордимся Крымом», ее целях и задачах.
Раздел «Географическая среда» (5 часов)
Географическое районирование Крыма. Крым – своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охрана естественных ресурсов, восстановление и увеличение численности редких животных и растений. Что такое Красная книга Крыма, зачем она нужна. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона. Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма. Музеи природы в Крыму (Никитский ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т. д.). Наш край – самый чистый и красивый. «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержания чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы. Знать географическое положение Крыма, иметь представление о географическом районировании полуострова и его уникальности. Уметь охарактеризовать Крым как уникальную лабораторию, где ведется комплексное изучение природы и ее охрана. Знать названия 5–6 видов эндемиков Крыма и растений, занесенных в Красную книгу. Иметь представление об эндемиках, экзотах и реликтах. Уметь дать характеристику некоторым эндемикам Крыма. Знать все крымские заповедники. Иметь представление об истории возникновения заповедников, заказников и музеев природы в Крыму. Уметь рассказать о значении заповедников и заказников в сохранении природы Крыма. Уметь поддерживать чистоту территории для учебы и отдыха, обустраивать ее.
Раздел «История» (4 часа)
Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция. Знаменитые личности, побывавшие в Крыму, и наши соотечественники, которые прославили Крым. Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или жили в Крыму. Знакомство с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов. Наш край гостеприимный. Что такое туризм, кого называют туристом. Крым как туристический регион: вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристические маршруты и экскурсии. Знать 2–3 исторических события, которые сделали Крым известным в Европе, и уметь рассказать об одном из них. Иметь представление о том, что история нашего полуострова теснейшим образом связана с мировой историей. Знать имена 5–6 знаменитых личностей, приезжавших в Крым, или уроженцев полуострова и уметь рассказать о некоторых из них. Иметь представление о Крыме как уникальной творческой лаборатории, где получали вдохновение многие музыканты, поэты, писатели и художники. Знать содержание терминов «туризм», «турист», названия 3–4 достопримечательностей Крыма и уметь рассказать о них. Иметь представление о развитии туризма в Крыму.
Раздел «Традиционная и современная культура» (10 часов)
Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма. Их внешний облик, назначение зданий, значимость этих памятников сегодня. «Крымская кухня» – это блюда, которые любят готовить крымчане. Какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей. Какие блюда можно попробовать только в Крыму. Ремесла, прославившие Крым. Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были распространены в Крыму раньше. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова. Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма. Знакомство с биографиями и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в Крыму в старину или живущих в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией. Крымские сувениры. Что такое сувенир. Какие бывают сувениры. Сувениры, которые можно сделать своими руками. Конкурс-игра «Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа». Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в моей повседневной жизни. Учимся придумывать и рисовать орнаменты. Художники, которые прославили Крым. Художники, которыми гордятся крымчане, их творчество. Художественные музеи и галереи в Крыму. История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы. Современный театр кукол в Крыму. Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым. Знакомство с жизнью религиозных деятелей, прославивших Крым.
Знать 1–2 памятника архитектуры в своем регионе и в Крыму и уметь рассказать о каком-либо из них или описать его. Иметь представление о богатстве и разнообразии архитектурных построек разных эпох в Крыму. Знать названия 2–3 блюд, которые можно попробовать только в Крыму, и уметь описать их. Уметь составить меню обычного обеда и праздничного ужина для своих гостей. Иметь представление о разнообразии блюд крымской кухни. Знать, что такое ремесло, ремесленник, и уметь назвать 3–4 ремесла, которыми занимались крымчане. Иметь представление о ремесленных изделиях, вывозимых в старину из Крыма. Знать имена 1–2 известных ремесленников или мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в старину или живущих сегодня в Крыму. Уметь рассказать об их работах. Иметь представление о многообразии и необходимости различных профессий и возможности достичь высоких результатов в любой из них. Знать, что такое сувенир. Иметь представление о разнообразии сувениров, изготовляемых в Крыму. Стараться придумать новый крымский сувенир. Уметь сделать сувенир своими руками и подарить его другу Знать виды крымских орнаментов и уметь их охарактеризовать. Иметь представление о символике цвета в крымских орнаментах. Уметь нарисовать или придумать орнамент. Знать фамилии не менее 3 известных крымских художников, названия крымских художественных музеев и галерей. Иметь представление о художниках, прославивших красоты Крыма, и уметь назвать некоторые их произведения. Иметь представление об истории возникновения кукольных театров и их этнических особенностях (о «вертепе», «карагезисе» и др.). Знать, что такое марионетки, перчаточные и теневые куклы, уметь назвать имена 3–4 наиболее известных кукольных героев. Иметь представление об известных религиозных деятелях и подвижниках Крыма.
Раздел «Язык соседа» (4 часа)
Древние способы передачи информации. «Каменная летопись»: надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффити) – это рассказы наших предков о себе. Пергамент и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму. Известные детские писатели Крыма. Поэты и прозаики, прославившие Крым. Посещение литературного музея или проведение мероприятия в библиотеке. Учимся сочинять стихи и рассказы. Поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма – символ республики. Композиторы, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения народов, проживающих в Крыму. Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке. Знать, что такое эпиграфика, граффити, пергамент, летопись. Иметь представление о различных способах передачи информации и уметь рассказать о них. Иметь представление о традициях летописания в Крыму. Иметь представление о творчестве известных детских писателей. Знать наизусть 2–3 стихотворения крымских детских поэтов и уметь составлять простые рассказы или четверостишия. Знать слова и мелодию гимна республики, а также не менее 2 фольклорных произведений или песен о Крыме. Знать не менее 4 фамилий крымских композиторов и названия некоторых их произведений. Знать и уметь использовать лексику гостеприимства не менее чем на двух национальных языках.
Раздел «Аксиология» (5 часов)
Родина и мир. Наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир – жизнь в согласии, спокойствие, отсутствие вражды, ссоры. Отношение к родине и миру в культурах народов Крыма. У каждого народа есть один дом – это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о родине и о мире. Добрососедство как ценность. Зачем нужно быть добрыми соседями. Тема добра, согласия и мира в крымском фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем. Крымчане – радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. Правила приема гостей в разных культурах. Угощения и подарки. Личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.). Игра-ярмарка «Откроем для других наш край родной». Знать отличительные особенности понятий «большая» и «малая родина» и уметь раскрыть их. Иметь представление о том, что мир там, где люди умеют договариваться, понимать друг друга, уступать. Знать не менее 3 фольклорных произведений о родине и мире. Знать и уметь объяснить, что такое добрососедство и почему нужно быть добрыми соседями. Иметь представление об опыте добрососедства в Крыму и уметь привести несколько примеров добрососедства из своего опыта или из опыта своих друзей и близких. Приводить примеры фольклорных произведений этносов Крыма, воспевающих дружеские отношения, трудолюбие, толерантность. Знать основные правила приема гостей в разных культурах и уметь применять их на практике. Иметь представление о необходимых личностных качествах гостеприимного хозяина и стремиться их в себе развивать.
Раздел «Конфликтология» (5 часов)
«Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас люди, и этим они нам интересны. Конструктивное общение. Класс – маленькая модель населения Крыма. Тренинг «Рассказываем вместе». Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы».
Понимать, что нет «лучших» и «худших» культур, а есть «другие», в чем-то непохожие на нас люди, но непохожесть – не повод для ссор. Преодолевать отчужденность в классе, развивать способность действовать по согласованию. Уметь разыгрывать ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела и использовать полученные навыки в реальной жизни.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия Планируемая дата Фактическая дата проведения Примечания
1 Вводный урок. 01.09 2 Географическое районирование Крыма и его уникальность для России 08.09 3 «Красная книга» Крыма. Эндемики Крыма. Экзоты. Реликты. 15.09 4 Заповедники и заказники Крыма. 22.09 5 Музеи природы в Крыму. 29.09 6 Наш Крым – самый чистый и красивый. 06.10 7 Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. 13.10 8 Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. 20.10 9 Наш край гостеприимный. 27.10 10 Самые замечательные (значительные) памятники архитектуры нашего населенного пункта и Крыма в целом 10.11 11 Разнообразие блюд крымской кухни. 17.11 12 Ремесла, прославившие Крым. 24.11 13 Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма 01.12 14 Крымские сувениры 08.12 15 Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. 15.12 16 Художники, которые прославили Крым. 22.12 17 Оркестр народных инструментов Крыма. 12.01 18 Кукольные театры в Крыму. 19.01 19 Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым. 26.01 20 Крымчане – радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. 02.02 21 Крымчане – радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. 09.02 22 Древние способы передачи информации. 16.02 23 Известные детские поэты и писатели Крыма. 02.03 24 Гимн Крыму: поем о нашей родине на разных языках. 09.03 25 Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке 16.03 26 Понятие большой и малой родины. Родина и мир. 23.03 27 Отношение к Родине и к миру в культурах народов Крыма. 06.04 28 Добрососедство как ценность. 13.04 29 Добрососедство как ценность. 20.04 30 «Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур. 27.04 31 «Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур. 04.05 32 Конструктивное общение. Класс-маленькая модель населения Крыма. Тренинг: «Рассказываем вместе». 11.05 33 Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы». 18.05 34 Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы». 25.05