Статья для сборника Материалов Всероссийской (заочной) научной практической конференции ВОИПКиПРО, декабрь 2013г. Сборник Инновационные технологии как средства достижения высокого качества образования по предметам филологического цикла и эффективные мо
Савченко А. В.
Учитель английского языка муниципального казенного образовательного учреждения Лицей № 11 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
Статья
Актуальность технологии проблемного обучения на этапе модернизации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения на примере уроков английского языка.
За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромный спрос на знания иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.
Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации. Более того, сегодня уже совершенно очевидно, что владение одним иностранным языком для решения проблем профессиональной, а значит, экономической и социальной защищенности, недостаточно. В связи с этим общество стало более внимательно относиться к обучению иностранному языку в школе.
Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что и подталкивает учителя к апробированию новых современных педагогических технологий, одной из которых является проблемное обучение. В рамках предлагаемой методики иностранный язык будет изучаться как средство повседневного общения.
Уроки английского языка будут способствовать познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, осознанию личности не только гражданином своей страны, но и членом мирового сообщества.
Английский язык помогает понять красоту и богатство родного языка, оценить культурное наследие народа своей страны, понять образовательные потребности не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, спланировать перспективу личностного роста.
Проблемное обучение на уроках английского языка помогает найти наиболее эффективные пути и способы перестройки репродуктивного мышления на функциональное, так как во главу угла ставит продуктивное, творческое мышление.
Основными причинами появления проблемного обучения в современном образовательном пространстве являются следующие моменты:
- отсутствие навыков исследовательской работы и поисковой деятельности;
- неумение работать в атмосфере сотрудничества;
- недостаток воспитательной работы, направленной на развитие коммуникабельности, способности делать нравственный выбор;
- необходимость формирования у учащихся установок на самообразование, самовоспитание и саморегуляцию.
Современность и актуальность же данной технологии состоит в том, что она будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы на уроке, развитию навыка самостоятельной работы с учебой, справочной и другой литературой, умение целесообразно использовать информационные технологии. При этом применении технология проблемного обучения на уроках иностранного языка способствует созданию для слабых учащихся ситуации успеха посредством привлечения их в дискуссию.
Данная технология призвана научить ученика соотн6осить теоретические знания с жизненными ситуациями; развивать у школьников способности использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира, а также нацелена видоизменить взаимоотношения учителя и учащихся и строить их на основе сотрудничества и взаимопомощи. Учитель не контролер, а наставник, советник, источник информации, который разделяет общую ответственность за результат.
Переход системы образования на ФГОС второго поколения подтолкнул меня к использованию технологии проблемного обучения. В своей работе я опираюсь на идеи деятельностно и личностно ориентированного обучения, которые нашли отражение в трудах ученых Е. С. Полат и Е. Н. Пассова.
Главной целью моей педагогической деятельности являются:
- формирование у учащихся умения гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях;
- умение самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации.
Проблемное обучение – это система методов обучения, при которых учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, простроенных на содержании изучаемого материала.
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Можно выделить четыре взаимосвязанных функции проблемной ситуации: а) стимулирующая; б) обучающая; в) организующая; г) контролирующая. Опыт моей работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность.
Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблемную задачу, которая и призвана обеспечить новые функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.
Для успешного решения обучающих, развивающих, воспитательных задач проблемного обучения школьников на занятиях мною предусматриваются следующие условия:
- создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям учащихся;
- обеспечение школьников совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;
- соответствие возрастным интересам учащихся;
- формирование у школьников операционных умений решения проблемных задач.
Основными этапами реализации проблемных задач являются:
- анализ ситуации;
- выявление проблемы;
- формулировка проблемы;
- осуществление поиска ее оптимального решения.
Как показывает практика, наиболее эффективен такой прием, как совместное решение задач учителем и учащимися. Его целесообразно использовать для уяснения логики, последовательности и этапов решения проблемных задач.
Я стараюсь формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний.
Для реализации основной цели концепции и вытекающих из нее задач мною используются активные методы обучения, которые заставляют мыслить, искать ответы, лично разбираться в фактах, событиях, явлениях действительности.
Для применения активных методов обучения мною выбирается две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая. Объединение учащихся в группы по разноуровневым способностям способствует в процессе общей работы самообучению каждого, развитию чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат, его качество.
Метод учебных дискуссий улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Для повышения интереса учащихся к изучению английского языка, их активности и практической направленности в изучении теоретических проблем я использую занятия, проводимые в форме деловой игры. Деловая игра – это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.
В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях я применяю различные виды ситуаций:
- иллюстрации;
- оценка (учащимся предлагается описание конкретного поступка);
- упражнения (учащиеся проводят на занятиях небольшое исследования).
Проблемное обучение на уроках английского языка приводит к хорошим результатам, оно «учит учиться». Оно создает атмосферу непринужденного общения. Оно вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, так как он используется как средство обучения. Я использую информационные ресурсы сети Интернет, интегрирую их в учебный процесс при работе над проектом для самостоятельного поиска учащимися информации, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой проблемных обсуждений и способствуют развитию навыков аудирования, монологической и диалогической речи. Таким образом, проблемное обучение учит учащихся добывать знания самостоятельно, Иными словами, проблемное обучение ярко отображает изменения сути образования. «От образования на всю жизнь - к образованию через всю жизнь». Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит учеников в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем, оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляет учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.
Список литературы:
Бочарова Г. В. Стратегия модернизации сельского образовательного социума/ Г. В. Бочарова, М. П. Гурьянова// Педагогика. 2005 № 8 с. 32-38
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е. С. Савинов) – 2-е издание, перераб. – М.: Просвещение – 2010 - 204с.
Федеральные государственные стандарты (Электронный ресурс) – htpp//s83.yar.fcior.edu.ru/fgos/index.php
Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык, М., 2002.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.