Выступление Работа по патриотическому воспитанию молодёжи села
Выступление «Работа по патриотическому воспитанию молодёжи сельского поселения Ашкадарский сельский совет»
Подготовила Алимбаева Ф.Р.
«Наша молодость любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».
Сократ, 470-399 гг. до н.э. Я не случайно начинаю своё выступление с высказывания великого философа Сократа. Как много общего оказывается между прошлым и будущим! Уже тогда, "Великие умы" понимали, что молодежь становится всё хуже и хуже, и что надо что-то с этим делать. И видимо делали, если учитывать что человеческая цивилизация всё-таки выжила и устояла. Прошло много веков, а «Наша молодость любит роскошь, она дурно воспитана…». И вот пришла наша очередь действовать. И начинать воздействовать необходимо уже с детского сада. Дети дошкольного возраста тем замечательны, что в этот период они словно «губка» впитывают все «прелести» жизни. Именно в этом возрасте, еще можно влиять на детей и менять их, они словно кусок глины, из которого можно слепить достойного гражданина человеческого общества и своей страны. В последние десятилетия в нашей стране произошли значительные изменения, касающиеся общественной жизни. Некоторые праздники ушли в прошлое, на смену им пришли новые. Со сменой государственного строя нашей страны и стран ближайшего зарубежья началось повсеместное искажение истории; средства массовой информации популяризируют аморальное и преступное поведение, при этом забыв о цензуре, пропагандируют чуждый для нас, западный образ жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса к прошлому России. Поэтому так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.
К сожалению, современные реалии таковы, что такие понятия, как долг перед Родиной, честь, любовь к своему народу и своей истории становятся непрестижными. И это - состояние всего современного общества. А когда в обществе ослабевает патриотизм, становится слабым государство.
Известно, что наше государство считает приоритетными направлениями гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. И это понятно, потому что без патриотизма, как государственной политики, без патриотического воспитания не может добиться успеха ни одна страна.Это значит, что актуальность патриотического воспитания современной молодёжи не вызывает сомнения.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи – одно из важнейших направлений воспитательной работы и нашего сельского поселения. При этом большое внимание уделяется созданию единого воспитательного пространства на селе. Социальными партнерами администрации сельского поселения Ашкадарский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район являются сельский Совет ветеранов, школа с.Новофёдоровское, НовофёдоровскийСДК, сельская библиотека, детский сад, медпункт, родительская общественность.
В 2015 году Советом Администрации сельского поселения Ашкадарский сельский совет была разработана Программа по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
Цель Программы: воспитание молодёжи в духе патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, менталитета российского гражданина и носителя национальной культуры;
приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, формирование чувства уважения к законности и правопорядку;
формирование гуманистически ориентированных мировоззренческих установок, потребности в благотворительной деятельности и милосердии;
воспитание потребности в труде;
формирование стремления к созданию и приумножению ценностей общечеловеческой и духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества;
глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа, воспитание уважения к истории и культуре других народов;
формирование позитивного отношения к армейской службе, подготовка молодых людей к защите Отечества, к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Есть такое высказывание: «Какие дети – такое и будущее». Я понимаю его так: на нас возложена ответственность за судьбу и будущее нашей Родины, за сохранение и развитие нашей страны, жизнь последующих поколений, т.е. за сохранение нации. Поэтому необходимы конкретные дела со стороны тех, кто понимает серьезность сложившейся в обществе обстановки и готов работать в направлении активизации патриотического воспитания молодежи. К таким людям относятся, в первую очередь, учителя, классные руководители, воспитатели, работники культуры, библиотекари.Задачи гражданско-патриотического воспитания решаются только совместными усилиями учрежденийкультуры, школьного образования, дошкольного учреждения, дополнительного образования (станция юных техников, районный дом детского творчества, детско-юношеский спортивный клуб).
В результате взаимодействия школы, дома культуры и специалиста по работе с молодежью и спортупроводится совместная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на основесовместного плана о сотрудничестве на 2015год. Молодежь и подростки села принимают активное участие во всех патриотических и трудовых делах, таких как Вахта памяти, торжественный митинг и концерт на 9 мая, День Памяти22 июня, турнир рыцарей на 23 февраля, концерт на День пожилых людей 1октября.
Организовываются встречи с тружениками тыла, оказывается им шефская помощь. В 2015 году взяты под опеку одна вдова ветерана ВОВ и трое тружеников тыла. Школьники помогают им, участвуя в операциях «Забота»: носят воду, помогают в уборке дома, очищают тропинки от снега (Отв. кл.рук.9класса Максютова М.Ю.). В школе прошла акция «Открытка ветерану» (отв.кл.рук. 5класса Кочеткова Л.В.). Ребята своими руками выполнили поздравительные открытки с 70- летием Победы для ветеранов, тружеников тыла.
Ежегодно по сельскому поселению проходят акции «Георгиевская лента», «Солдатский платок», «Марш парков». На территории СП «Ашкадарский сельский совет» находится обелиск Скорбящей матери и парк в с.Новофёдоровское, детская площадка в д.Максютово. Школьникисодержат их в чистоте и порядке: убирают территорию, производят покраску. К празднику Победы памятник подкрашивается каждый год. В этом году планируем провести акцию «Бессмерный полк». Надеюсь, в проведении акции помогут классные руководители и Кантюков А.Г.
9 мая наш народ будет праздновать большой юбилей – 70-летие Великой Победы. Ведётся большая подготовительная работа.
В день празднования 70летней годовщины Великой Победы нам совместно на должном уровне нужно
- провести торжественный митинг и концерт;
-9мая 2015г открыть мемориальную доску в д.Максютово.
Для этого уже сейчас необходимо начать соответствующую работу со школьниками и молодёжью.
Наша молодежь и школьники регулярно участвуют в республиканских и муниципальных программах, в конкурсах. Имеем призовые места в республиканском проекте «Память поколений» (рук.Алимбаева Ф.Р., Гудкова С.Р.), в республиканском конкурсе, посвящённом Салавату Юлаеву (рук.Мухаметшина А.Х.), муниципальных конкурсах «Арт-фестиваль» (рук-ли Зеброва Н.А., Алимбаева А.Ф.), «Ремёсла Башкортостана» (рук. Кантюков А.Г.), «Социальное фото» (1место Ишимбаев К.Г.) и другие.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование.В школе и СДК работают детские объединения «Рукодельница» (рук. Алимбаева А.Ф.), «Умелые руки» (рук. Кантюков А.Г.), «Весёлые ритмы» (рук. Гудкова С.Р.), «Звонкие голоса» (рук. Аминева А.Н.), одним из основных направлений которых является гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Выставка творческих работ кружка «Рукодельница», посвящённая 70летию Великой Победы, представлена сегодня здесь. На танцевальном кружке разучиваются народные танцы, с которыми воспитанники выступают во время концертов, на районном Сабантуе, участвуют в конкурсах. Творческая группа «Звонкие голоса» - победитель районного и зонального конкурса патриотической песни, Гала-концерта.
В школе созданы необходимые условия для занятий спортом. Коллектив школы взаимодействует в работе по гражданско – патриотическому воспитанию с разными учреждениями района: дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта и другими, которые посещают наши учащиеся, о чем свидетельствует мониторинг занятости, который составляет 94%.
При доме культуры организована работа спортивной секции «Курэш» от ДЮСШ №2 (рук.Аксаков Н.Н.), в которой занимаются 25 школьников: и юноши, и девушки. Воспитанники участвуют в районных, зональных и республиканских соревнованиях по национальной борьбе, имеют большое количество призовых мест.
Некоторые учащиеся школы посещают спортивные секции с.Айгулево (мини-футбол, хоккей). Их, конечно, никто из взрослых не сопровождает на рейсовой Газели.
В зимнее время проводим спортивные соревнования по хоккею между командами молодёжи сёл Новофёдоровское и Айгулево (соседнее СП), в которых принимают участие и старшеклассники. Соревнования посвящаем к знаменательным и памятным датам. Летом проходят соревнования по мини-футболу.
Был организован сплав на байдарках по реке Белой.
Также мы сотрудничаем с Центром трудоустройства населения. Летом подростки, достигшие 14 лет, занимаются через Центр благоустройством (Отв. кл.рук. 8класса Ишимбаев К.Г.)
Наряду с положительной стороной гражданско-патриотического воспитания, имеются и проблемы. При беседе ребята признаются, что большинство из них не смотрят фильмов патриотического содержания, не читают книг на эту тему без настояния учителей, едва ли слышат о патриотизме в семье, думают прежде всего о личном благополучии и удовольствиях. Если мы хотим увидеть ребят патриотами, предстоит много работать. Их состояние – это результат поверхностного отношения к проблеме патриотического воспитания и в семье, и в обществе. Наверное, нужно искать положительные примеры для подражания, говорить о них детям.
Немалое влияние на формирование правильных жизненных позиций оказываем мы, но львиная доля воздействия на наших детей в нынешний век прогресса и всеобщей компьютеризации принадлежит средствам массовой информации, которые воспитывают наше подрастающее поколение. Наряду с приличной телепродукцией ребят буквально захлестывает волна низкопробной, вредной информации. Иногда взрослые не знают, что за передачи смотрит по телевизору их ребенок. Разве можно говорить о полноценном воспитании подрастающего поколения при таком подходе? Какие взгляды формируются при этом? Можно ли говорить после этого об успешной учебе, здоровом образе жизни, любви к окружающим, к своей Родине, о патриотизме? А ведь это – основа нашего национального самосознания. Наши законы не могут запретить показывать по телевизору низкопробные передачи. В школе учат «правильно» смотреть телевизор,«правильно» пользоваться компьютером, но не всякий школьник будет это делать.
Какие же действия необходимо предпринять для решения этой проблемы? Это, наверное:
- определение новых для нашего социума форм работы;
- создание плана их внедрения, при обязательном вовлечении в работу как можно большего числа молодёжи разных возрастных групп;
- привлечение к работе родителей и представителей различных организаций сельского поселения.
Система патриотического воспитания должна быть трехступенчатой: дошкольники, школьники, юношество. Воспитание патриотизма, любви к Родине начинается с воспитания любви к своему селу, собственному роду, знанияистории страны и своих предков. Для этого можно вывозить детей на экскурсии на лучшие фермы, в хозяйства, прививать им любовь к крестьянскому труду. В нашем селе есть люди, которые успешно ведут малое предпринимательство, работая на земле. По нашему сельскому поселению малыми предпринимателями являются выпускники нашей школы Ишимбаев К.М., Тихонов А.И., Улиахметов Г.Г., Казакбаев И.Ф. Хорошо было бы организовать встречу школьников и лучших фермеров, предпринимателей за круглым столом. Я думаю, что детям будет полезно слушать рассказ о секретах работы на земле.
В настоящее время главная проблема села то, что молодёжь не остаётся жить в деревнях. Считают, что нет перспективы, нет жилья. Но ведь существует много молодёжных программ, которые позволяют и помогают заниматься малым предпринимательством, фермерским хозяйством.
Также для молодых семей (если 1 член семьи до 35лет) имеются программы по строительству жилья. Мы - педагоги, работники культуры, библиотеки – должны разъяснить молодёжи об их возможностях, привить любовь к родной земле, удержать их на селе. В городах тоже жильё дорогое и многих ждут только съёмные квартиры…
Итак, подводя итог выступления хочу сказать, что сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.Всем нам необходимо приложить совместные усилия, чтобы молодой россиянин вырос не равнодушным обывателем и потребителем, а настоящим патриотом своей Родины.