Презентация Народы Австралии и Океании
Народы Австралии и Тасмании. Народы Океании.
Австралия и Океания — самая малая часть света, площадь которой составляет только 9 млн. кв. км, из них 7,7 млн. кв. км приходится на австралийский материк, острова же Океании, разбросанные по огромному водному пространству, имеют в совокупности сравнительно небольшую площадь. Невелико и население этой части света (25 млн., из них 14 млн. живет в Австралии и Тасмании).
Континент Австралии был открыт и обследован европейцами позже многих других земель южного полушария. Он получил свое название вследствие ошибочного мнения географов второй половины XVI в., будто Новая Гвинея и открытая Магелланом Огненная Земля являются северными выступами одного громадного материка — «неведомой Южной Земли» («Terra australis incognita»).
Народы АвстралииНаселение Австралии (более 18 млн человек) в настоящее время на 97% состоит из выходцев из европейских стран и их потомков (англоавстралийцев) и лишь примерно на 2% — из коренных обитателей континента — аборигенов. Австралийские аборигены относятся к особой расе (или, по другой классификации, субрасе), именуемой веддо- австралоидной, характерные черты которой — темно-коричневая кожа, черные волнистые волосы, густые бороды у мужчин, крупные черты лица (широкий нос, толстые губы, выступающие надбровные дуги), вытянутая к темени голова, средний или высокий рост.
Народы Австралии
Народы АвстралииАвстралийские языки (их около 500) образуют особую лингвистическую филию (группу языковых семей). Всего лингвисты насчитывают в этой филии до 26 языковых семей. Самая крупная из них — пама-ньюнга. Языки этой семьи раньше были распространены на большей части континента. До 2/3 всех аборигенов, сохранивших в настоящее время знание родного языка, говорят на языках этой семьи.
Народы АвстралииОсновой жизни всех без исключения племен служили охота и собирательство. Нигде в Австралии не обнаружены даже примитивные формы земледелия и животноводства. Орудия труда очень просты и их набор ограничен. У большинства племен жилище как таковое отсутствовало, лишь у некоторых племен принято было сооружать временные хижины из веток и коры, но чаще всего обходились примитивными ветровыми заслонами.
Народы АвстралииДуховная жизнь аборигенов чрезвычайно сложна. Одним из наиболее важных ее аспектов следует считать тотемизм. Отношение к своему тотему отличается особой уважительностью: охота на пего и поедание его нередко ограничиваются запретами (табу). 2 Каждому тотему отведено определенное место, где регулярно совершаются посвященные ему обряды.
Народы АвстралииРождение младенца, по мнению аборигенов, еще не означает появления человека. Полностью стать человеком можно лишь после обрядов инициации (посвящения), совершаемых взрослыми мужчинами над 12—15-летними мальчиками. В ходе этих обрядов мальчики подвергаются испытаниям па физическую выносливость. Их знакомят также со священными мифами (сказаниями, преданиями о мире, его происхождении и его героях). Мальчикам дают настоящие мужские имена и делают на их теле специальные знаки посвящения в виде рубцов на коже, подпиленных передних зубов и т.п.
Очень важное место в жизни австралийцев занимали общественные развлечения — празднества с плясками и песнями, так называемые корробори.Аборигены не признают неизбежности смерти человека, души умерших, по их мнению, возвращаются туда, откуда пришли — в тотемические центры и могут со временем снова воплотиться в людей. Подобного рода представления, содержащиеся в религиозном сознании, именуются в науке реинкарнацией.
ТасманийцыНаселение острова Тасмания отличалось от австралийцев своим физическим обликом. Тасманийцы с их курчавыми круто завивающимися волосами и припухлыми губами походили больше на негроидов-меланезийцев, чем на австралийцев. По уровню развития это было одно из самых отсталых племен, известных науке.
Народы ОкеанииВ отличие от Австралии Океания имеет археологические памятники и даже памятники письменности, но первые еще мало исследованы, а вторые только расшифровываются. Поэтому изучение ее истории опирается главным образом на данные антропологии, этнографии, лингвистики и фольклора.По уровню техники жители всех островов Океании имели много общего. Они не знали металлов, пользовались каменными полированными топорами, костяными ножами, кинжалами и шильями, деревянными мотыгами в виде заостренной палки, палицами и копьями, скребками из раковин. У жителей Меланезии, кроме того, существовали лук и стрелы.
МеланезийцыЖители Меланезии — темнокожие, курчавоволосые негроиды, что и послужило для европейцев основанием дать этой области такое название (от греческого «мелас» — черный и «несос» — остров).Меланезийцы составляют океанийскую ветвь австрало-негроидной или экваториальной большой расы, которая образовалась на стыке между Юго-Восточной Азией и Океанией. Областью ее формирования были, вероятно, восточные острова Индонезии и Новая Гвинея.
У населения Меланезии специалисты выделяют папуасский, собственно меланезийский, пигмейский, новокаледонский и ряд других антропологических типов. Граница между папуасским и сообственно меланезийским антропологическими типами весьма условна. У «типичных» папуасов голова более вытянута к теменной части, нос — более выдающийся, надбровные дуги — более массивные, чем у других жителей Меланезии.
Пигмейский антропологический тип, для которого характерны малый рост, «детские» особенности строения черепа и др., изредка встречается в Меланезии. Его представители — тапиро, песехем, голиаф и др. — как правило, примитивные охотники и собиратели, обитающие небольшими группами в глухих заболоченных местностях.
Общие для народов всей Океании черты культуры сложились в результате сходства географической среды и климата (а в ряде случаев — и в результате общего происхождения).Повсюду в Океании до прихода европейцев господствовал хозяйственно-культурный тип тропического мотыжного (палочного) земледелия примерно с одним и тем же по всему региону набором возделываемых сельскохозяйственных культур: тропические клубнеплоды (батат, таро, ямс), кокосовая и саговая пальмы, хлебное дерево и бананы.
Между общинами существовали постоянные меновые связи: жители деревень глубинной части острова приносили на побережье овощи и плоды, получая взамен рыбу и раковины. Существовало также и некоторое общественное разделение труда: в местностях с залежами хорошей глины изготовляли преимущественно горшки, в других местах — украшенияКрючок для подвешивания рыболовных сетей и домашней утвари. Резьба меланезийцев по дереу. Новая Гвинея.
Родовые вожди накапливали эти предметы как своеобразные деньги, их власть опиралась на это богатство. Укреплению власти выделявшейся родовой верхушки служили так называемые мужские союзы, державшие в своих руках всю деревню. Совершая устрашающие обряды и жестоко расправляясь с противостоящими им, союзы «дук дук» и «ингиет» на архипелаге Бисмарка, «сукве» и «тамате» на Новых Гебридах были первыми зародышами организаций господства и подчинения. На о-вах Новой Зеландии и Фиджи зародились уже классовые отношения; родовая знать захватила в свою собственность землю и держала в зависимости рядовых членов рода. Пленных здесь обращали в рабов.
В религии меланезийцев отразилось расслоение общины. Представление о сверхъестественной силе — «мана» связывалось с влиянием в обществе; мана приписывалась вождям и старейшинам и особенно их предкам. На могилах старейшин ставились деревянные резные изображения, иногда с черепами покойников, им приносились жертвы. Члены мужских союзов надевали маски, представляя умерших вождей, устрашая соплеменников.
Крючок в виде мужской фигурыКультовая деревянная скульптураЦеремониальный щит Соломоновы острова
Известны в Меланезии и такие виды обмена, которые не имеют видимых признаков экономических отношений. Широко известен, благодаря исследованиям Б. Малиновского, ритуальный обмен кула, который заключался в том, что по значительной территории островной области Массим к юго-востоку от Новой Гвинеи циркулировали два вида раковинных изделий: по часовой стрелке — ожерелья (соулава), а против часовой стрелки — браслеты (мвали). Смысл такого обмена заключается, прежде всего, в исполнении ритуала, участие в котором считалось престижным.
в Папуа-Новая Гвинея девочкам начинают оттягивать и скручивать груди, как только они появляются. В идеале они должны стать теми самыми «ушами спаниеля», а невеста с пышной грудью не будет пользоваться успехом у женихов.
Народы МикронезииНаселение архипелагов Микронезии по антропологическому типу и по культуре представляет собою смешанную группу. В физическом облике мякронезийцев сочетаются признаки меланезийского, индонезийского и полинезийского происхождения. По языку микронезийцы входят в малайско-полинезийскую семью.
Земля номинально принадлежала общине, но фактически была захвачена родо-племенной верхушкой, старейшинами знатных родов; на них работали рядовые земледельцы. На Каролинских островах власть и богатство находились в руках старейшин — юросей. Рядовые члены общины, обрабатывавшие землю и занимавшиеся рыбной ловлей, доставляли им большую и лучшую часть урожая и улова. Кокосовые пальмы, например, находились в полной собственности юросей, их плоды было запрещено потреблять рядовой массе. У микронезийцев не было государства, но они стояли накануне его образования.
Народы ПолинезииПервые европейцы, попавшие в Полинезию, были поражены сложностью организации государств на о-вах Тонга, Таити, Гавайи. Полинезийское общество в прошлом было разделено на сословия- касты. На Таити высшей кастой были арики, из числа которых выдвигались вожди, составлявшие сложную иерархию от вождя поселения и воина- дружинника до верховного вождя, или «короля» архипелага. Ниже ариков находились землевладельцы — раатира, еще ниже простой народ — манахуне. В самом низу общественной лестницы находились рабы и зависимые слуги тити.
Из всех народов Океании и Австралии лишь полинезийцы сохранили память о своем прошлом. Данные науки, особенно исследования новозеландского ученого Те-Ранги-Хироа (Питера Бака), дают возможность в известной мере восстановить историю этого народа.У жителей каждой группы островов имеются сказания о своих предках; называются имена, сообщается об их путешествиях. Было установлено, что собственные имена в генеалогиях, передаваемых на разных архипелагах, совпадают между собой и относятся примерно к одному времени.
Техника полинезийцев, впрочем, не была примитивной. Широкое распространение получили у полинезийцев деревянные, каменные или костяные палицы. Некоторые из них представляли собой плоское оружие с острым режущим краем. Они были прекрасно отшлифованы и часто украшены богатой резьбой. Палица из китовой кости. Новая Зеландия.
Религия полинезийцев определяется понятием политеизм. Они поклоняются большому количеству (несколько сот) богов, но главными богами почти на всех островах Полинезии считаются четыре: 1) Тане — солнечное божество, олицетворение мужского начала, бог-творец; 2) Ту — бог войны; 3) Ронго — бог—покровитель земледелия, олицетворение плодородия и 4) Тан- гароа — бог — создатель Земли и людей.