Материал проекта на тему Улицы моего села Чадаевка учащихся 1 и 3 классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЧАДАЕВКА»
ЛЫСОГОРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ)
Автор-составитель проекта –
Бецишор Наталья Михайловна,
учитель начальных классов
2013 год
«В моем сердце уголок найдется
Для тебя, любимый край родной,
Ведь не зря ты малой родиной зовешься,
Ты в душе всегда, всегда со мной!»
Тема проекта: «Улицы села Чадаевка"Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.
Актуальность проекта: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества. Зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания – патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.
Проблема проекта: Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:
отсутствие доступной информации по истории своего края;
отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
слабое умение представить окружающим полученные знания через ИКТ.
Цель проекта:
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном селе.
Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
Создание условий для развития навыков в использовании цифровых технологии (фотоаппаратом, компьютером)
Задачи:
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
Обогащать и систематизировать знания детей о своем селе.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего села.
Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности.
Учить детей пользоваться цифровой техникой (фотоаппаратом, компьютером).
Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
Участники проекта: учащиеся 1и 3 класса МБОУ «ООШ с.Чадаевка», родители учеников.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2012года – февраль 2013 года.
Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой
Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская.
Сфера применения результатов проекта: культурологический, лингвистический, краеведческий.
Форма продуктов проектной деятельности:
фотографии, рисунки
презентация
Информационно-техническое оснащение: библиотеки, интернет, школьный музейный уголок, кабинет истории, архивные материалы школы.
Ожидаемые результаты:
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Принципы реализации проекта:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы и методы реализации проекта:
- Познавательные занятия, экскурсии;
- Продуктивная деятельность;
- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.
Деятельность участников проекта на различных этапах
№ Этапы Задачи Деятельность учащихся и родителей Деятельность учителя
1 Подготовительный Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта,
определение источников информации. Уточнение информации;
обсуждение задания.
Выбор и обоснование критериев успеха. Мотивация учащихся и родителей;
обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями. Помощь по просьбам;
наблюдение.
2 Основной Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта Сбор информации:
посещение библиотеки,
изучение литературы по данной проблеме,
беседы со взрослыми,
Интернет, экскурсионная деятельность.
Выполнение работ;
оформление,
словотворчество "Моя малая Родина"
фотоматериал
«Улицы моего села" Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед о селе "Моя улица", "Дом, где я живу", "Моя семья".Организация экскурсий с родителями в краеведческий музей.
Наблюдение;
советы (по просьбе).
3 Заключительный (рефлексия) Подведение итогов работы над проектом. Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных «Моя малая родина» с целью дальнейшего использования). Оформление результатов деятельности. Благодарность за работу в проекте.
Вступительная часть.В сентябре 2012 года классный руководитель 1 и 3 классов Бецишор Наталья Михайловна дала ученикам творческое задание: подготовить рассказ об улице, на которой каждый из них проживает. Нужно было выяснить: когда появилась улица, почему она так называется, что раньше было интересного на ней, что она представляет из себя сейчас, какие люди в разные годы прославляли ее, рассказать о своей семье.Дети поняли, что без помощи старших с работой не справиться. И тогда они обратились за помощью к родителям, бабушкам, дедушкам, которые живут в селе Чадаевка. Они ответили на вопросы анкеты по теме. В наш современный век без особого труда, воспользовавшись сетью Интернет, можно найти практически любую информацию. Но ни один Интернет не расскажет нам историю улицы, дома, семьи. Это могут сделать только близкие люди – родители, дедушки, бабушки, другие родственники. И надо успеть воспользоваться возможностью общения с этими живыми хранителями истории.Описание полученных результатов.Самым главным итогом работы считаем то, что с помощью личных архивов родственников, их воспоминаний, автобиографических данных выполнили цель исследования: собрали материал об улицах села Чадаевка и о жителях. Тем самым, подтвердили выдвинутую гипотезу: восполнили недостаток информации об улицах и смогли рассказать своим одноклассникам интересные факты из истории селаЧадаевка.В ходе выполнения проекта решили задачи:
Изучили литературу по данной теме.
Подготовили рассказ об улице, на которой каждый из нас проживает, и о жителях.
Выяснили следующее: когда появилась улица, почему она так называется, что раньше было интересного на ней, что она представляет из себя сейчас, какие люди в разные годы прославляли ее.
Провели анкетирование среди родителей, бабушек, дедушек, соседей, жителей с.Чадаевка.
Изучили семейные архивы (документы, фотографии).
Результаты своей исследовательской работы (доклады) представили на итоговом занятии «Путешествие по улицам Чадаевки» с приглашением информантов – помощников.Написали сочинения на тему «Моя улица» по итогам проекта.Выводы:1. В результате проделанной работы учащиеся смогли узнать много нового и интересного о своей улице, ее жителях, о членах своей семьи. 2. По ходу выполнения работы научились брать интервью, работать с семейными архивами, анализировать результаты выполнения своей работы. Оформление результатов исследования. Результаты решения вышеуказанной проблемы оформили в конкретном продукте: - мультимедийная презентация учеников 3 класса по теме «Улицы села Чадаевка» - сочинения учеников 3 класса на тему «Улицы села Чадаевка»
Благодарим за помощь информантов: Близнюкову Раису Ивановну, Курганову Людмилу Анатольевну, Батырову Елену Александровну, Саканова Василия Ивановича, Слепцову Галину Дмитриевну, Муравьёву Татьяну Захаровну, Умнову Евдокию Ивановну, Одинокову Дарью Ивановну, Тарасову Веру Ивановну, Хлебнову Антонину Васильевну.Использованная литература.• Информанты (жители села Чадаевка, родители, родственники, администрация Бутырского муниципального округа, Чадаевская сельская библиотека) • Воспоминания Саканова Василия Ивановича, Слепцовой Галины Дмитриевны, Муравьёвой Татьяны Захаровны, Умновой Евдокии Ивановны, Одиноковой Дарьи Ивановны, Тарасовой Веры Ивановны, Хлебновой Антонины Васильевны.
• Краеведческие альбомы школьного музея «Из истории села Чадаевка», «Есть женщины в русских селеньях», «Мы трудно и счастливо жили», «Труженики тыла», «Наши земляки - ветераны Великой Отечественной войны».
Вопросы анкеты для родителей при подготовке исследования:1. На какой улице ты живешь? Какая она?2. Узнай, как раньше она называлась? Почему она носила такое название?3. Кто из твоих родственников жил здесь? О чем он может нам рассказать?4. Чем интересна улица, на которой ты живешь? (в прошлом и сейчас)5. Твой любимый уголок? Почему он любимый?6. Что бы ты хотел узнать еще из истории твоей улицы и семьи?
Исторические сведения о селе ЧадаевкаСело Чадаевка возникло на левом берегу реки Баланды. Согласно легенде Чадаевка основана крепостными крестьянами из Пензенской губернии Кузнецкого уезда в 1746-48 годах в условиях разложения феодально-крепостнического строя.
Однако старожилы придерживаются другого мнения: Чадаевка основана зажиточными людьми, искавшими свободные плодородные земли по притокам Дона. Одно несомненно: первые жители, основавшие село, были выходцами из Пензенской губернии. Об этом свидетельствуют и письма, приходившие с фронтов Русско-Японской и Первой мировой войны, на которых значилось: с.Н (новая) Чадаевка, а в Пензенскую губернию письма шли на старую Чадаевку. В конце 18 века селом владела жена лейтенанта Ф.В.Чадаева, по фамилии которого получило название село. Так сказано в Очерках истории Лысогорского района авторов В.Д. и С.В.Белопаховых. На основании документов "Списки населенных мест Российской Империи, составленных и издаваемых Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел", явствует, что село Чадаевка (ранее называлось Знаменское, так как одно время власти попытались дать селу официальное название в честь престольного праздника чадаевских староверов "Знамение", но оно не прижилось) относилось к Аткарскому уезду.
В 1862 году оно имело 196 дворов, 735 душ мужского пола, 847 - женского. В селе была одна православная церковь, винокурня, базар. Село - владельческое. За 1911 год по Чадаевке имеются следующие сведения: "... крестьяне, бывшие Бибикова, население - великороссы..." В селе имелась одна церковь православного вероисповедания, три - единоверческого, одна земская школа, один врачебный пункт, одна почтовая контора, базар, постоялый двор, где останавливались приезжие купцы и парни, прибывавшие на призывной пункт из других сел, так как Чадаевка была волостным селом и в начале века была одним из самых больших населенных пунктов Аткарского уезда.Пояснение:
Волость и село
Самой мелкой административно-территориальной единицей царской России была ВОЛОСТЬ, объединяющая несколько сел и деревень. Во главе ее стоял ВОЛОСТНОЙ СТАРШИНА, избираемый на три года СЕЛЬСКИМ СХОДОМ. Волостной старшина вместе со своим помощником ВОЛОСТНЫМ (или ЗЕМСКИМ) ПИСАРЕМ возглавлял волостное правление, состоявшее из сельских старост и других выборных должностных лиц. Старшиной был, как правило, состоятельный, знавший грамоту крестьянин.
Число дворов местного (приписного) населения - 447, число душ мужского пола -1194, женского -1246. Постороннего населения - три двора, одного мужчины и шестерых женщин.
Чадаевская волость.
Села Чадаевка и Симоновка – бывшие помещичьи, основаны более 100 лет тому назад. Крестьяне переведены владельцами в первое – из Кузнецкого уезда, а во второе из Рязанской губернии.
Деревня Алексеевка. Когда возникла – неизвестно, крестьяне переведены из с Алексеевка Скопинского уезда.Первая церковь была построена в 1758 году. Следующая церковь с колокольней во имя Знамения Божьей Матери построена в 1833 году на средства прихожан. На 1912 год церковь строится вновь, поэтому богослужение производится во временном храме – доме. Штат притча: священник и псаломщик. Дома общественные. Жалованье священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. Имеется земская школа.
Духовенство Знаменской церкви с. Чадаевка… 1867 – 1872 - священник – Корнилов Иван
1873 – 1874 - « Подольский Петр
1874 – 1895 - « Аткарский Александр Степанович
… 1867 – 1889 - псаломщик – Тиорлов Иван
1867 « Ильинский Алексей
… 1895 - … « Уреевский Алексей Иванович
Ближайшие церкви: в Симоновке и в Монастырском. В 1799 году к сей церкви причислена д.Алексеевка.
В приходе сей церкви на 1895 год в с. Чадаевка:
статских 10 жит
военных 273 жит.
мещан 64 жит( 63 жен.пол)
крестьян 1705 жит.
Всего населения 2052 жителя в 367 дворах
На 1912 год в приходе 2318 жителей в 431 дворе. Старообрядцы (раскольники) – 684 жителя в 125 дворах. В Чадаевке было еще 3 единоверческие церкви.
Площадь посева у крестьян в десятинах 3342, в том числе на надельной земле -1439, на купленной - 1009, на арендованной - 894. На одно хозяйство приходится 7,5 десятин. Посевы заняты рожью, пшеницей, овсом, просом, подсолнечником.
Пояснение:
ДЕСЯТИНА - основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. н. казенная).
Количество голов скота: рабочего (лошадей и быков) - 505, молочного (коров) - 484, гулевого (жеребят, телят, бугаев) - 737, мелкого (свиней и овец) - 3507. Количество усовершенствованных сельскохозяйственных орудий труда: плугов железных - 355 штук, жнеек - 7 штук, молотилок - 2 штуки, веялок -180 штук.В старое время в селах часто случались пожары. Чадаевка не являлась исключением. Самый большой и страшный пожар случился летом 1903 года. Была жатва, стоял зной. Все взрослое население было в поле. Загорелся один из домов, где оставшиеся без присмотра дети набедокурили с огнем. Пламя, охватившее дом, быстро перекинулось на соседние дома. За считанные часы Чадаевка выгорела дотла. Уцелела лишь почта и один из домов, стоявший поодаль от других. Погорельцы с уцелевшим скарбом поселились на холме, так как пепел, гарь, поднимаемые ветром в низине мешали дышать. Жили в шалашах и прямо под открытым небом. Земское и волостное управление пришли на помощь погорельцам, выделили лес для строительства новых домов. Помогали и просто сердобольные люди из окрестных деревень, как правило, из религиозных общин той или иной единоверческой группы.
К концу лета срубы домов у многих были готовы. Застройка села после пожара велась не как попало, а по плану, представленному волостным управлением. Лучшие места, а таковыми считались пространства вдоль холма (у его подошвы), предоставлялись зажиточным крестьянам. Остальные им завидовали, так как окна домов (фасадная сторона) выходили на солнечную юго-восточную сторону. За улицей прочно закрепилось название Завидовка.
И только в девяностых годах двадцатого века улицу переименовали в Зеленую.
По другую сторону дороги располагалась подошва глинистого холма. Эта улица называлась Глинка. (Сейчас – улица Мирная). Ее пересекала улица "Голый конец", так как заканчивалась она на склоне холма, где было голо, то есть ничего не росло, кроме низкорослой травы (теперь эта улица Центральная).
Дома в селе стали строиться по строго указанным правилам, особенно после пожара. На строительство каждого дома выделялось 9 сажень (сажень - 2,13м.).
Улицы разбивались на кварталы проездом ("проулком", как говорили в старину, искажая слово "переулок"). До большого пожара квартал включал в себя 9 домов, после него каждые 5 домов разделялись проездом. Так было предусмотрено правилами пожарной безопасности.
В архитектуре Чадаевки присутствуют строения различных типов. Из самых старых остались только два крепких добротных здания, возраст которых около 250 лет.
Дом купца Угланова. В советское время в нем располагалось правление колхоза и Сельский совет. Сейчас в нем располагается частный магазин. Несколько лет назад в село приезжал предок Угланова, чтобы посмотреть на фамильный особняк.
Пространство, прилегающее к магазину, называли Красной площадью, и улица, начинавшаяся отсюда, именовалась Красной слободой (как известно, исстари на Руси красивое, значимое называли словом "красный"). К западу от этой улицы находилась православная церковь. Сохранившееся название "Попово озеро", "Поповы луга" - свидетельствуют о том, что местный батюшка был так же заядлым крепостником - землевладельцем. Теперь эта улица является центром села и называется Набережная, так как часть ее находится на левом берегу реки Баланды.
На улице, где стоял магазин, жили слепые чудаковатые братья Федор и Илья Кондаковы, и эта улица называлась Кондаковка. Сейчас на ней остался один нежилой дом, все остальные дома разрушены и снесены и улицы не существует.
Улица Кочетовка получила свое название по причине возникновения на ней очень частых пожаров (пустить красного "кочета" - петуха - значило поджечь). Теперь эта улица называется 2-й Тихий переулок.
А вот улица Земляновка возникла гораздо позже, когда отделявшиеся от семьи взрослые сыновья получали право селиться на новой земле. Выходит она прямо к лесу и сейчас именуется Лесной.
Из истории нашей школы
Школа в селе Чадаевка была открыта в 1863 году. Она была начальная двухгодичная земская. Земские школы отличались от церковно-приходских лучшей организацией учебного процесса, в них преподавали профессиональные педагоги. Основными учебными предметами были: "Азбука", "Родное слово" Л.Н. Толстого, "Книга для чтения" К.Д.Ушинского, "Наш друг" Н.А. Кофра. Обучение было платным. Состоятельные родители платили по одному рублю в год. Не все дети поэтому могли обучаться в школе, а тем более успешно её заканчивать: многие по причине болезней, загруженности домашней работой, а также невозможности оплатить учёбу. Но наиболее одарённые и отлично успевающие дети освобождались от оплаты, расходы на них брали на себя волостные правления. Несмотря на это, количество учащихся с каждым годом росло. В 1907 г. в Чадаевке обучалось 75% мальчиков и 15% девочек. До 1899 г учебники детям выдавались бесплатно, а затем земское собрание постановило отменить бесплатную выдачу учебников и открыть в г. Аткарске книжный магазин.
Школа, в которой мы учимся сейчас, самая старая в районе. Она построена в 1924 г. Но и сейчас ещё достаточно прочная. За эти годы она была начальной, семилетней, восьмилетней, а теперь именуется основной общеобразовательной.
В 1957 г. вокруг территории школы был разбит пришкольный участок и кленовый сад. Сад разросся, образовав чащу, его пришлось частично вырубить. И теперь это группы деревьев, каждая из которых неповторима. Мы любим фотографироваться здесь: деревья обнимают нас, мы обнимаем деревья. Среди клёнов посажены молодые саженцы яблонь. интересное получится соседство плодовых и дикорастущих деревьев!
За всё время своего существования школу не обошло ни одно важное событие в жизни села и в целом страны. В голодном 33-м году она одна из немногих в районе не прекратила обучение и даже выдавала детям на завтраки жидкую похлёбку. Школьники активно помогали колхозу в уборке и сохранении урожая. В поле была своя школьная делянка, продукция с которой шла на питание школьников и целиком ими обрабатывалась. До войны при школе была кролиководческая ферма. Замечательные люди трудились в разное время в нашей школе.
Гордость школы Аристова Валентина Александровна 1888 г.р., работавшая в 30-е годы в нашей школе, одна из первых награждённая Орденом Трудового Красного Знамени, Галкина Александра Сергеевна 1920 г.р.- директор нашей школы в 50-е годы, единственная в районе получившая почётное звание "Заслуженный учитель школы РСФСР"(имеется ввиду за году советской власти), Козлов Николай Фёдорович-директор школы конца 50-х годов, создавший в школе краеведческий музей.
Мы хотим, чтобы наше село всегда было чистым, красивым и гостеприимным!