Проектная работа по историческому краеведению на тему Литература, история и культура родного края
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
На тему:
«Литература, история и культура родного края»
Выполнил:
Учитель истории и географии
МОУ «Приветненская школа»
города Алушты
Канар Арсен ИсметовичПриветное – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. 3
Исторический очерк Крыма…………………………………………… 4
Литература по истории и культуре Крыма………………………….. 12
Литература, история и культура села Приветное...………………….16
Этимология названия поселка и его ранняя история………....16
Письменные источники о «нашем Приветном»……………....19
Заключение…………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………………...22
Приложение А…………………………………………………………………23
Приложение Б…………………………………………………………………25
Приложение В…………………………………………………………………27
Введение
Актуальность данной проектной работы. Появление данной работы обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, сложность экономической, политико-правовой, этнической и конфессиональной ситуации сложившейся в Крыму требует тщательного изучения исторического прошлого народов, ранее населявших полуостров и проживающих ныне на его территории. Во-вторых, в последнее время интерес к историческому краеведению чрезвычайно возрос, что обусловило выход в печать многочисленных работ по истории Крыма, а в частности и об истории отдельных населенных пунктах Крымского полуострова, или же об отдельных его событиях.
Цель данной работы – дать краткий исторический очерк и историографический анализ Крымского полуострова и родного села Приветное.
Исходя из цели работы, автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Кратко раскрыть историю Крыма
2. Раскрыть вопрос об источниковедческой базе по истории и культуре родного края.
3. Кратко светить широкому кругу читателей об истории и культуре села Приветное (г.Алушта).
Объем работы составляет 29 страниц.
Структура проектной работы обусловлена актуальностью, целью и задачами. Проектная работа состоит из введения, трех глав, заключения, перечня использованных источников и приложений.
Исторический очерк Крыма
Крым никогда не был обделен вниманием историков. Общеизвестно, что первыми из них были арабские и античные авторы, в том числе такие известные и авторитетные, как Геродот и Страбон. Интерес этот не угасал и в «темные» века, и в средневековье, и в Новое время. Исторические судьбы населения небольшого по площади полуострова представляют собой в силу ряда специфических причин заманчивое поле деятельности для специалистов по истории войн, экономики, дипломатии, а также для этнографов, филологов, искусствоведов.
Человек появился в Крыму уже в раннюю и среднюю эпохи палеолита (около 150 тыс. лет назад). Неандертальские стоянки были обнаружены во многих местах полуострова (Ак-Кая у Белогорска, Староселье в Бахчисарае и пр.). Некоторые из них (Киик-коба) принадлежат к числу древнейших на территории нашей страны.
Древнейшими обитателями Крыма, известными нам по ассирийским и античным источникам, были киммерийцы (XII в. до н. э.). Память о них сохранилась в некоторых географических названиях. Так, Керченский пролив в древности назывался Боспор Киммерийский. Киммерийцы (Прил. А, рис. 1).
VII век до н.э. на исторической арене появляются скифы, пришедшие из степей северного Причерноморья и Кавказа. Это был народ кочевников и воинов. Они оттесняют киммерийцев из степей в предгорье и горы Крыма. Скифы (Прил. А, рис. 2).
Здесь же, в предгорном и горном Крыму, а также на Южном берегу, обитали тавры. От тавров и происходит древнее название горной и прибрежной части Крыма – Таврия, Таврида. До наших дней сохранились остатки укрепленных убежищ и жилых построек тавров, их кромлехи – кольцеобразные ограды из вертикально поставленных камней и таврские гробницы – «каменные ящики».
В период правления царя Атея (IV в. до н.э.) причерноморская Скифия достигла наивысшего расцвета. Царь Атей, объединив скифов в солидное войско, предпринял ряд дерзких набегов на земли соседей.
Но после поражения, нанесённого скифам Филиппом Македонским и стоившего Атею жизни, а также под натиском сарматов, скифам пришлось оставить степи между устьями Дуная и Дона. Они основали свое государство в Крыму, столицей которого в III в. до н.э. стал Неаполь Скифский (современный Симферополь). Государство достигло расцвета при царе Скилуре и его сыне Палаке (II в. до н.э.). Скифы стремились завоевать выходы к морю и потеснить греков на побережье. Вспыхивали войны. Для подавления натиска скифов на западе херсонеситы попросили помощи у понтийского царя Митридата VI Евпатора. Его войска привел талантливый полководец Диофант, в битве с ним скифы потерпели поражение, а Херсонес попал в зависимость от Понта.
Около двух с половиной тысяч лет назад завязываются торговые отношения между местными племенами и древними греками-мореходами и торговцами из Малой Азии. В VI-V вв. до н. э. на крымском побережье возникают древнегреческие колонии, среди которых наибольшее значение приобрели Пантикапей (Керчь), ставший столицей Боспорского государства, и Херсонес (близ нынешнего Севастополя). Они поддерживали связи с Малой Азией и Грецией, с одной стороны, а с другой - с племенами Северного Причерноморья и Приазовья. Греки (Прил. А, рис. 3).
В первой половине V в. до н. э. на берегах Чёрного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них – демократическая рабовладельческая республика Херсонес (полуостров) Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Другое – Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы»). Акрополь этого города находился на горе Митридат.
Греческие колонисты привезли на берега Киммерии-Таврики своё искусство строить корабли, выращивать виноград, оливковые деревья и другие культуры, воздвигать прекрасные храмы, театры, стадионы. В Крыму возникают сотни греческих поселений-полисов. Античные греки создают великие историко-литературные памятники о Крыме.
В 63 году после Рождества Христова в Херсонесе появляются римские легионеры, приглашенные жителями полиса для защиты от нападений со стороны варваров. Свидетельствами римского присутствия в Крыму служат развалины крепости Харакс на мысе Ай-Тодор, дорога, проложенная через перевал Шайтан-Мердвень. Около трёх столетий Рим имел на крымском побережье опорные пункты и держал свои гарнизоны. На восточном побережье для укрепления Боспора римляне построили крепость Илурат. Римляне (Прил. А, рис. 4).
Скифское государство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами, которые появились здесь (по преданию), из Скандинавии примерно в начале III в. Пребывание в крымских степях готов продолжалось сравнительно недолго. Под мощным натиском гуннов в IV в. н.э. они были вынуждены уйти в гористые места Крыма, где постепенно смешались с потомками тавро-скифов. Около в 370 г. гунны разгромили города Боспорского государства и, перейдя по льду Керченский пролив, напали на Пантикапей. Готы и гунны (Прил. А, рис. 5 и рис. 6).
Начиная с IV в. в степной полосе Крыма преобладающее положение заняли тюркоязычные племена.
После распада Римской империи (VI в.) Крым попадает в сферу влияния Византии. Византийский император Юстиниан I, стремясь упрочить свои позиции в Тавриде и оградить византийские владения на побережье от степняков-кочевников, превращает Херсонес в мощную крепость, на южном берегу Крыма сооружает новые крепости – Алустон (Алушта) и Горзувиты (Гурзуф). На подступах к Херсонесу через горный Крым он воздвигает мощные укрепления: Сюрень, Эски-Кермен, Мангуп, Инкерман и др.
Во второй половине IX в., после ослабления Хазарского каганата, в Крым проникают угры-мадьяры.
В конце VIII - начале IX вв., после возникновения государства Киевская Русь, киевские князья, преследуя политические цели, которые были связаны с торговлей, организуют походы в Крым, на южное побережье. Славянская колонизация достигает Керченского пролива. Там в X веке образовалось Тмутараканское княжество, входившее в состав Киевской Руси. Победоносный поход киевского князя Владимира на Херсонес в 988-989 гг. ещё более укрепил позиции Руси в Крыму. Важнейшие крымские центры того времени – Херсонес, Боспор, Сугдея – имели русские названия: Корсунь, Корчев, Сурож и играли важную роль в экономических, политических и культурных взаимоотношениях Руси с Византией и Востоком.
Однако Киевские князья постепенно утрачивают позиции в Таврике. В XII в. большая часть полуострова стала половецкой (кыпчаковской). Имя кыпчаков еще в XIX в. носили 23 крымские деревни. Название горы Аю-Даг (Медведь-гора) многие исследователи возводят к половцам. Оттуда же - знаменитый Артек (от имени Артык или Артук - сына половецкого хана). Половцы (Прил. А, рис. 7).
В XII веке в юго-западной части Крыма возникло феодальное государство Феодоро со столицей Мангуп, расположенной на столовой горе и обнесённой крепостными стенами. Государственной религией Феодоро было православие.
Хазары (Прил. А, рис. 8) издавна интересовались богатыми таврийскими степями. Орды хазар, половцев, печенегов волнами прокатывались по полуострову, сменяя друг друга. Но в XIII-XIV вв. в Крыму прочно осели монголо-татары, которых привёл Батый, внук Чингисхана. Таврика вошла в состав образованной великим ханом Золотой Орды. Монголо-татары (Прил. А, рис. 9).
Татарское нашествие XIII в. прервало тесные и плодотворные связи Крыма с Русью. На побережье основали свои колонии и опорные пункты крупнейшие торговые республики средневековья – Венеция и Генуя. Генуэзцы (Прил. А, рис. 10).
В 1434 году хан Хаджи-Гирей I начал борьбу за независимость Крымского ханства. При поддержке литовского князя через 9 лет ему удалось захватить крымский престол, за который боролись самые влиятельные семьи Золотой Орды. Независимым Крымское ханство оставалось недолго, уже при втором правителе – Менгли-Гирее – оно стало вассалом Турции. Зато династия Гиреев правила Крымом более 300 лет.
Турки, вторгшись в 1475 г. в Крым, захватили побережье с генуэзскими укреплениями и основали там свои крепости: Ени-Кале в окрестностях Керчи, Инкерман (принадлежавшая княжеству Феодоро Каламита, вблизи современного Севастополя), Гезлев (современная Евпатория) и пр. Турецкие янычары (Прил. А, рис. 11).
Султанская Турция сделала Крым плацдармом для своей агрессии против России и Украины. С середины XVI в. началась активная борьба русского и украинского народов против Крымского ханства и Турции.
С 1575 по 1637 гг. запорожские и донские казаки совершили около 20 походов по Чёрному и Азовскому морям. В 1628 г. 4-тысячное казацкое войско под предводительством гетмана Дорошенко прорвалось в Крым. В 1630 г. казаками был разгромлен Карасубазар (Белогорск), а в 1637 г. донские казаки при участии запорожцев захватили турецкую крепость Азов.
Для того чтобы проложить выход к Чёрному морю и одновременно прекратить грабительские набеги «крымцев», Россия неоднократно вступала в войну с Турцией. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. закончилась разгромом турецкой армии и флота, а также подписанием Кучук-Кайнарджийского мира, по условиям которого Крымское ханство получало независимость. Русские воины времен Крымской войны (Прил. А, рис. 12).
В средние века, расположенный на перекрёстке важнейших торговых путей, Крым играл видную роль в международной торговле. Но до присоединения Крыма к России вся торговая и другая экономическая жизнь полуострова сосредотачивалась на восточном побережье вокруг сначала генуэзской, а после захвата Крыма турками – Османской Кафы. Тогда Кафа была центром турецких владений на северном берегу Чёрного моря.
В апреле 1783 года, желая одним ударом решить проблему Крыма, Екатерина II объявляет манифест о «принятии Крыма, острова Тамани и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Это был конец Крымского ханства.
После присоединения Екатериной II Крыма к России (в апреле 1783 г.) он стал не только большим портом для международной торговли, но и основным местом отдыха высшей русской знати. На полуострове началось строительство новых городов – Симферополя и Севастополя.
В Крыму разыгрались главные события одной из крупнейших войн XIX в. – Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг., в которой участвовали с одной стороны Россия, а с другой – Англия, Франция, Турция, Сардиния.
Россия проиграла войну, но героическая оборона Севастополя является примером величайшего мужества защитников города. После разрушений, причинённых войной, экономика Крыма медленно возрождалась.
Подлинный расцвет Таврической губернии начался после того, как императорское семейство принялось строить на побережье летние дворцы и дачи. Вслед за Романовыми в Крым потянулись родовитые дворяне, богатые промышленники и фабриканты. Состоятельные землевладельцы вкладывали деньги в экономику региона.
Первый санаторий для больных туберкулёзом был открыт в 1901 году усилиями русских писателей Антона Чехова, Максима Горького и других прогрессивных деятелей.
Годы первой русской революции отмечены в Крыму массовыми политическими выступлениями, такими как восстание на броненосце «Потёмкин» в июне 1905 г. и восстание матросов и солдат в Севастополе в ноябре 1905 г.
Очередным потрясением – и не только для Крыма – явилась Октябрьская революция 1917 г. Борьба Советов за установление господства на территории полуострова была длительной и кровопролитной. Большевики, союзные войска, отряды Добровольческой армии, партизаны, татарские формирования – власть менялась, словно в калейдоскопе. Окончательное утверждение Советской власти в Крыму произошло в конце 1920 г.
Гражданская война закончилась, и уже через месяц Лениным был подписан декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся», согласно которому дворцы, особняки и дачи богачей передавались под санатории и дома отдыха.
18 октября 1921 года была образована Крымская АССР как составная часть СССР.
Грозные годы Великой Отечественной коснулись и Крыма. В истории навсегда останутся мужественная оборона Севастополя в 1941-1942 гг., Керченско-Феодосийская десантная операция. Огненная земля Эльтигена, подвиг Аджимушкая, героизм партизан и подпольщиков. Крым был освобождён в мае 1944 г. Население полуострова сократилось вдвое, города лежали в руинах, народное хозяйство было разрушено. Кроме того, сталинскими указами часть национально-этнических групп крымского населения были депортированы. В 1945 г. Крымская АССР была преобразована в Крымскую область.
В феврале 1945 г. в Ялте состоялась Крымская (Ялтинская) конференция руководителей трёх союзных держав – Советского Союза, США и Великобритании, на которой были приняты решения по завершению войны с Германией и Японией, согласованы политика в отношении побеждённой Германии, принципы, на которых должен быть установлен мир, а также основы создания международной организации по обеспечению мира, безопасности и свободы народов.В 1954 году Крым по распоряжению Н. Хрущёва входит в состав Украинской ССР. Постепенно восстанавливалось народное хозяйство региона.
В 1960-1970 гг. сооружён Северо-Крымский канал, по которому в Крым пришла вода из Днепра, что помогло разрешить извечную проблему нехватки пресной воды, но нанесло ощутимый вред экологии полуострова. В Крыму строится множество санаториев и баз отдыха. Крым наряду с Кавказом становится общесоюзной здравницей.
С конца 80-х гг. началось массовое возвращение депортированных народов на родные земли. Большой вред виноделию Крыма был нанесён в ходе горбачёвской антиалкогольной кампании. К счастью, элитные виноградники удалось частично сохранить.
В 1991 году после развала Советского Союза Крым становится Автономной Республикой в составе Украины.
В 2014 году 16 марта Республика Крым и город Севастополь, по итогам референдума входят в состав Российской Федерации и становятся ее субъектами.
Литература по истории и культуре Крыма
Данная глава посвящена литературе, которая познакомит читателей с историей и культурой полуострова. Здесь так же представлены путеводители со всесторонней характеристикой, в том числе описаниями природы, архитектуры, жизни, развития республики на современном этапе. И, разумеется, книги не только по истории Таврики в целом, но и об отдельных городах, поселках и селениях.
В. Е. Возгрин «История крымских татар: в 4-х томах» (Прил. Б рис. 1). Ярким примером такой литературы является книга «История крымских татар» под редакцией Валерия Возгрина. В четырехтомнике представлена этническая история коренного населения Крыма с древнейших времен до 1940-х гг., когда в результате депортации крымских татар полуостров впервые был лишен носителей сложившейся здесь уникальной культуры. Исследование опирается на опубликованные источники и материалы ряда отечественных и зарубежных архивов, а также на труды, посвященные истории Крыма и отчасти стран, входивших с ним в отношения различного характера.
Сочинение разделено на четыре тома по хронологическому принципу. При этом основная часть первого тома посвящена периоду, когда крымское население жило по законам ханства, второй – когда оно подчинялось законам Российской империи, третий – советским законам, четвертый – когда крымскотатарский народ был фактически объявлен вне закона – сначала немецкими оккупантами (октябрь 1941 г.), а затем советскими освободителями (18 мая 1944 г.).
В.П. Дюличев «Рассказы по истории Крыма» (Прил. Б рис. 2). Следующим примером является замечательная книга Валерия Петровича Дюличева – «Рассказы по истории Крыма», которая в доступной форме повествует об историческом прошлом полуострова. Книга написана на основе научных источников, исторической литературы, краеведческих публикаций, содержит большой фактический материал, подкрепленный легендами, преданиями, многочисленными иллюстрациями, картами. Много внимания уделено описанию быта и традиций народов, населявших Крым. Автор адресует это издание в первую очередь школьникам и учащимся средних учебных заведений, а также всем, кто интересуется прошлым Крыма.
Д. Прохоров, Н. Храпунов «Краткая история Крыма» (Прил. Б рис. 3). Книга знакомит читателя с основными вехами самобытной и многообразной истории Крыма. Авторы, профессиональные историки, постарались в доступной форме представить панораму многовекового прошлого полуострова – с момента появления здесь людей каменного века и до сегодняшнего дня.
В главах книги представлены сюжеты, связанные с историей многочисленных этносов Крыма, – тавров, скифов, греков, армян, крымских татар, караимов и многих других; с их повседневностью, культурой и верованиями в эпоху чередующихся завоеваний и влияний со стороны крупнейших государств древнего и средневекового мира – Греции, Рима, Византии, Золотой Орды, Османской империи. Освещены ключевые моменты истории Нового времени – войны, в эпицентре которых оказался Крым после изменения политической ситуации в конце XVIII в. и выхода на арену Российской империи, этнические миграции и переселения, становление полуострова как курортного региона. Значительное внимание уделено культурным и экономическим изменениям, которые пережил Крым в насыщенном трагическими событиями и конфликтами XX веке.
Книга предназначена для самой широкой аудитории, интересующейся историей Крыма, его прошлым и настоящим.
И. Храпунов «От киммерийцев до крымчаков» (Прил. Б рис. 4). Книга представляет собой ряд очерков о народах, населявших Крымский полуостров с древнейших времен до конца XVIII в. Авторы, преимущественно ученые Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, в популярной форме рассказывают об истории этносов, проживавших и проживающих в Крыму. Книга предназначена для преподавателей, студентов, учащихся средних школ, всех интересующихся историей Крыма.
Российская военно-историческая библиотека «История Крыма» (Прил. Б рис. 5). Крымский полуостров, легендарная Таврида, средоточие мировых культур и религий, всю свою многотысячелетнюю историю был ареной бесчисленных войн. Этот цветущий край, о котором А.С.Пушкин писал: «Земли полуденной волшебные края», привлекал нескончаемые полчища завоевателей. Кто только ни хотел контролировать этот Богом избранный уголок – греки и римляне, готы и гунны, хазары и воины Золотой Орды, крымские ханы и турки. И даже после того, как в 1783 году Императрицей Екатериной II был подписан Манифест о присоединении Крыма к Российской империи, потребовалось еще два с лишним века, чтобы судьба полуострова определилась окончательно. В военную историю России Крым навечно вписан как символ неувядающей воинской славы, героического и трагического боевого прошлого. Каждый метр крымской земли полит кровью наших солдат, павших во время русско-турецких, Крымской, Гражданской и Великой Отечественной войн. В этой книге, написанной высокопрофессиональным коллективом российских историков, – кандидатов и докторов исторических наук, прослеживается вся история Крымского полуострова с древнейших времен и до наших дней, первая в новой России подлинно научная и объективная ИСТОРИЯ КРЫМА. В основу коллективного исследования положена самая широкая источниковедческая база, включающая как опубликованные, так и неопубликованные документы. Архивные источники по крупицам собирались авторами как в российских, так и в зарубежных архивах. Воссоединение Крыма с Россией в 2014 году вызывает неподдельный читательский интерес к книгам об истории легендарного полуострова. Предисловие к книге написано министром культуры России В.Р. Мединским.
«Легенды и предания Крыма» (Прил. Б рис. 6). Предлагаемый Вам сборник «Легенд и преданий Крыма» включает уникальную подборку из фольклорного наследия прошлого, оригинальную по своему художественному богатству, простоте и правдивости. В книгу вошли лучшие легенды, собранные и обработанные известными учеными, писателями, путешественниками: Н. Марксом, В. Кондараки, Е. Марковым, И. Буниным, К. Паустовским и др.
Н.И. Шейко «Крым. Путешествие за здоровьем» (Прил. Б рис. 7). В путеводителе рассказывается о богатейшей истории Крыма, наиболее известных его городов, поселков и станиц. Вы узнаете о самых знаменитых людях, живших и созидавших на этой земле, о важнейших событиях в судьбах местного населения как в прошлом, так и в настоящем Книга рассказывает о том, что и где в Крыму вы сможете посмотреть, ответить на вопросы, возникшие у вас относительно местных памятников или любопытных мест. Вы узнаете не только об исторических достопримечательностях края, но и о природных. Есть в путеводителе и необходимая информация о том, от каких болезней, как и где вы сможете подлечиться на крымских курортах.
А. Меснянко «Пещерные города и монастыри Крыма» (Прил. Б рис. 8). Путеводитель состоит из семи частей. В первых трех разделах содержится общее описание пещерных городов и монастырей Крыма, хронология основных событий средневековой истории полуострова, а также небольшой очерк истории исследования укрепленных поселений Юго-Западной Таврики. Следующий раздел включает в себя подробные рассказы о каждом пещерном городе. Экскурсии по древним городам предгорного Крыма объединены в девять поездок. Это поможет вам выбрать для себя оптимальный маршрут.
Литература, история и культура с.Приветное
Этимология названия поселка и его ранняя история
Самые первые истоки происхождения названия нашего села Приветное уходит в далекую древность, когда еще в Крыму находились древнегерманские поселения и готы. «Ускут» происходит от древнегерманского языка и переводится как «-усть» – удобное, и «-гот» – место. Действительно, село Приветное раскинулось в обширнейшей балке, беря свое начало в Ускутском каскаде и до самого берега Черного моря.
Река Ускут в стремительном беге к Чёрному морю протекает через село которое с незапамятных времён носит название этого населённого пункта (Прил. В рис. 1). Ус, уст, уску – слова, переводимые с тюркских языков как «верхний, верхняя часть, наверху» , а вот кут – «счастье», а в некоторых наречиях, вообще «жизненная сила». Счастливый верх, добрые верховья... Да месторасположение поселка соответствует этим понятиям. Но иной раз там, у моря, речка с красивым названием проявляла свой нрав и смывала виноградники и даже дома, причиняя беды людям. Но с тех времен люди научились строить свои жилища на возвышенности (Прил. В рис. 2).
Есть еще одна версия названия поселка – «Искут» в переводе значит: стой! Название это дано деревне в незапамятные времена толпою, искавшею выгодной местности для поселения и когда искатели спустились с гор к этим роскошным полям, предводитель их, убежденный в невозможности найти более удобного и красивого для жизни места, крикнул – «искут!» и велел селиться. И то верно, поселок с одной стороны обрамляет море с другой горы. Важным являлось и возможность выйти к главному торговому городу Крыма – Карасубазару по дороге через перевал Кок Асан Богаз (небесный Асан), через который гнали невольников в порты Солдайи (Судак) и Кафы (Феодоссия). А дорога вдоль моря соединяла города от Кафы до Алустона (Алушты).
Время возникновения Ускута неизвестно. Есть мнения, что село существует несколько тысяч лет. Нам доступна недалекая история.
Земли нашего края в XIV веке принадлежали итальянцам по договору с золотой ордой (этот договор был подтвержден и крымским Ханством). Властвовали здесь помещики из рода ди Гуаско, владевшие селами Скути (Ускут), Тасили и Карагач. Старший сын дона Антонио ди Гуаско – влиятельнейшего вельможи Италии – Андреоло, превратил родовое поместье чуть ли не в самостоятельное королевство. Здесь были введены им особые налоги, посты по сбору платы с проходящих по его владениям. Он учредил собственный суд и даже поставил на видном месте символ своей судебной власти: виселицы в Скути и позорные столбы в Тасили. Семейство ди Гуаско обзавелось даже отдельным каменным укреплением, которое было выстроено в Тасили, недалеко от Капсихора. (Сохранившаяся башня этой крепости известна сегодня под названием Чобан-Кале). Чобан-Кале (Прил. В рис. 3).
По данным разных источников, в деревне Скути до нашествия Золотой Орды жили древние племена тавров. Местное население занималось гончарным ремеслом и земледелием. Из историко-краеведческого очерка Васили Петровича Довгова: «Немногим более четверти века назад при поднятии плантажа под пальметный сад при въезде в Приветное, наши трактористы подрыли огромный пифос емкостью более 300 литров. Этот глиняный сосуд откопали школьники, в целости и сохранности доставили его в старую школу и он был украшением кабинета истории. Свою находку мы пытались передать в Алуштинский краеведческий музей, но при проведении ремонта школы его разбили и находка бесследно исчезла. Таких размеров пифоса я не встречал ни в одном музее Крыма. Проводя поднятие плантажа у самого края реки Ускут, тракторист по неосторожности превратил в одни черепки еще несколько закопанных вертикально в землю пифосов более мелких размеров. Даже сейчас после естественных стихийных процессов – мощных селевых потоков, можно встретить, кроме боеприпасов минувшей войны, археологические находки в виде орудий труда и быта людей, живущих здесь в давние века.»Трехсотлетний период господства Золотой Орды оставил свой неизгладимый след в истории и демографических показателях. Еще большие изменения произошли во времена Крымского ханства Гиреев и протектората Турции, в период, когда Крым стал частью Российской империи.
К началу XX века село было одним из самых больших на Восточном южнобережье. До 1917 г. жители, в основном крымские татары, выращивали виноград, фрукты, овощи, табак. Земля находилась в частной собственности и была распределена на 15 тыс. мелких наделов. Фрукты, особенно груша сорта Берабоск, поставлялись для продажи не только в города Крыма, но и за его пределы. Село Приветное (Прил. В рис. 4).
В 1930 г. в селе был организован колхоз имени Сталина. Коллективизация проходила при нежелании местных жителей вступать в колхоз. В конце 1929-начале 1930-х в Крыму в ходе насильственной коллективизации повсеместно шло наступление на традиционное крымскотатарское сельское крестьянское хозяйство. Объявленные «кулаками», жители Крыма выселялись в северные районы страны. Политика массовых депортаций проходила таким образом свою первую трагическую апробацию. Она вызвала сопротивление крымских татар и даже крестьянские восстания (Алакатское на южном берегу Крыма), жестоко подавленные и повлекшие за собой новые волны репрессий.
В октябре 1929-ноябре 1930 г.г. сотни жителей деревни Ускут, поддавшись на провокацию, оказались в застенках ГПУ. В роли провокатора органы использовали некоего П.Попова из Карасубазара (Белогорск), которому грозила тюрьма. В обмен на свою свободу он сотрудничал с органами НКВД и занимался выявлением противников советской власти в Ускуте и ближайших деревнях. Он убедил местных жителей готовиться к выступлению против коллективизации и составил списки жителей, не желавших идти в колхозы. По тем спискам провокатора были арестованы 800 человек, из них 250 жителей села увезли морем в Севастополь, а затем в симферопольскую тюрьму. 42 человека были расстреляны, других лишили свободы на 10 лет и сослали в Сибирь. Только троим из алакатской группы удалось бежать сначала в соседние деревни, затем добраться морем до Сухуми, а оттуда – до Турции, где до сих пор и живут их потомки.
Случившаяся в Ускуте трагедия – искусно спланированная органами НКВД провокация против жителей села, не желавших идти в колхозы и лишаться своего имущества, не желавших новых советских порядков, нарушавших их национальные обычаи и религиозные традиции.
19 декабря 2009 года силами местных жителей смонтирован на постамент памятник скульптора Айдера Алиева, посвященный Алакатской трагедии (Прил. В рис. 5).
Письменные источники о «нашем Приветном»
В. Фазылов «Ускют ве Ускютлилер» (Прил. В рис. 6). С начала массового возвращения крымскотатарского народа на свою Родину, стали организовываться ежегодные встречи односельчан. Итогом этих встреч является вышедшие издание краеведческого направления: Ускют ве Ускютлилер («Ускут и Ускутцы»). В книге на основе воспоминаний очевидцев и архивных материалов описаны история села, её географическое положение, основные занятия жителей, приводятся названия улиц, список жителей по именам и фамилиям. Популяризация этих изданий позволяет по-новому взглянуть на прошлое, вспомнить имена тех людей, которые внесли неоценимый вклад в развитии духовную жизни народа.
В.П. Довгий «Наше Приветное (Ускут)» (Прил. В рис. 7). Историко-краеведческий очерк о Приветном и приветненцах, Ускуте и Арпате. В данной книге описана природа нашего поселка, его история. Рассказывается из первых уст о Ускутцах и Приветненцах, о нашей доброй школе и о трагических событиях во время Великой Отечественной войны.
В МОУ «Приветненска школа» города Алушты под руководством Голубевой Валентины Владимировны функционирует «комната-музей боевой и трудовой славы села Приветное», где собранно огромное количество письменных материалов о нашем благодатном уголочке. Рукописная экспозиция «музея» (Прил. В рис. 8).
Заключение
На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы: интерес историков к истории Крымского полуострова никогда не угасал. С давних времен до нынешнего времени в истории Крыма посвящены множество книг, статей, публикаций как отечественных, так и зарубежных.
В работах этих историков содержаться множество теорий, научных гипотез, догадок и домыслов.
Я понял, что нельзя познать историю своего государства, не зная прошлого и настоящего своей маленькой родины, земли, где родился и вырос.
В ходе исследования я узнал много нового и интересного о нашей республике, о людях, которые прославили и воспели наш край, о том, как богата история нашей страны.
Я горжусь тем, что родился и живу в Крыму, в селе Приветное. Хочу, чтобы Приветненцы любили своё село, стремились делать его чистым, красивым, сохраняли памятники истории и культуры.
Список использованных источников
Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар.- М.:Мысль, 1992. – 446 с.
Довгий В.П. «Наше Приветное (Ускут)». Историко-краеведческий очерк. – Симферополь: «Марко», 2009. – 66 с.
Андреев А. Р. История Крыма. – М., 1997. – 254 с.
Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь.: Таврида, 1990. – 64 с.
Поляков В. Е. Крым: Судьбы народов и людей. – Симферополь.: Таврида, 1998. – 270 с.
Непомнящий А. А. История и этнография народов Крыма. – Симферополь.: Доля, 2001. – 816 с.
Меметов А. А. Крымские татары. – Симферополь., 1993. – 215 с.
Храпунов И. От киммерийцев до крымчаков. – Симферополь: Доля, 2010. – 577с.
Прохоров Д., Храпунов Н. Краткая история Крыма. – Симферополь: Доля, 2013. – 623 с.
Ускют ве Ускютлилер. Акъмесджит. – Доля, 2007. – 60 с.
Приложение А
Рис. 1Рис. 2Рис. 3
Рис. 4Рис. 5
Рис.6 Рис. 7 Рис. 8
Рис. 9 Рис. 10
Рис. 11 Рис. 12
Приложение Б
Рис. 1 Рис. 2
9144034925
Рис. 3 Рис. 4
lefttop
Рис. 5 Рис. 6
Рис. 7 Рис. 8
Приложение В
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6 Рис. 7
Рис. 8