Мокрое валяние картин, как инновационный способ развития творческого мышления детей 5-6 лет.
Инновация педагогического опыта на тему:
Мокрое валяние картин, как инновационный способ развития творческого мышления детей 5-6 лет.
Актуальность: Формирование творческого мышления личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным и инновационным средством ее решения является мокрое валяние в детском саду. Мокрое валяние картин – один из самых творческих видов деятельности. Шерсть овечий разного цвета используется как материал для валяния картин, а инструментом для работы с этим служат ладошки и пальчики ребенка, а именно руки детей подготавливаются к овладению учебным и трудовым умениям. Помимо этого нужна теплая вода хозяйственное мыло. Сам материал-цветная шерсть, позволяет получить большое удовольствие как от самого процесса раскладывания основы для работы, так и собственно от самого мокрого валяния. Для детей процесс валяния является - релаксирующим средством отдыха, а также ее массирующий эффект является хорошей рефлексотерапией, что способствует повышению у ребенка устойчивости к стрессам. Техника мокрого валяния проста и доступна для детей старшего дошкольного возраста.
Валяние самый древний вид текстиля. Есть легенда, что самый первый валяный ковер появился на ковчеге Ноя. Овцы, плывшие на нем, терлись друг о друга, шерсть падала на палубу, намокала и утаптывалась копытами, а животные покинули ковчег, на судне остался нетканый ковер.
И действительно, валяние – имеется в виду создание тканей путем механического свойлачивания шерстяных волокон во влажной среде – более древний способ производства тканей, чем ткачество.
Цель: Развитие у детей художественно творческих способностей, фантазии, воображения средствами мокрого валяния.
Задачи
Учить детей инновационному виду деятельности как использовать шерсть для мокрого валяния;
Расширить представление о многообразии видов шерсти;
Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при мокром валянии;
Развивать творчество и фантазию.
Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
Активизировать детей при выборе тематики;
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремление прийти на помощь друг к другу.
Предполагаемый результат: научить детей самостоятельно решать инновационные творческие задачи, выбирать материал и технику для работы, получать удовольствия от результатов работы.
Форма самообразования: В современном мире особенно глубоки традиции валяния у народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Известны также войлоки Финляндии, Норвегии и Перу.
В нашей Республике валянием начали заниматься в последние пять лет. Я только в прошлом году научилась этому мастерству индивидуально. Для меня этот вид деятельности является инновацией. Сама от этого занятия получаю море позитива, творчески валяю тапочки, шляпу, картинки.
В прошлом году привлекала валянию своего четырехлетнего внука. Вместе валяли тапочки, шапки с разными рисунками. Внук мой от процесса валяния получал удовольствие. Творчески поразмышлял свои суждения. В результате совместной деятельности получилась интересная картинка «подснежники». Эту работу выставляли на Международном конкурсе «Бриллиантовые нотки». В итоге конкурса, внука наградили дипломом Лауреат первой степени . Таким образом валянию можно и нужно привлекать с дошкольного возраста, чтобы у ребенка развивались творческие мышления, способности .
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Изучение методической литературы ресурсов по теме.
Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ.
Посещение педсоветов, семинаров, конференций.
Самоанализ и самооценка НОД в своей группе.
Проведение открытых мероприятий.
Мастер классы.
Изготовление буклетов, брошюр, презентаций по теме самообразования.
Выставка работ и детей.
Участие в улусных, республиканских, российских конкурсах.
Публикации опыта работы в СМИ
Методы и приемы обучения мокрого валяния шерстью.
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки во время раскладывания шерсти.
4. Проговаривание последовательности работы.
5. Педагогическая диагностика.
Методические рекомендации.
Организуя занятия по мокрому валянию из шерсти важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.
Рекомендации для воспитателей:
Провести родительское собрание на тему « Мокрое валяние картин как способ инновационного развития творческого мышления детям 5-6 лет».
Провести мастер – класс «Мокрое валяние картин».
Анализировать развитие творческого мышления у детей 5-6 лет.
Привлекать детей к валянию, научить получать от процесса валяния удовольствие.
Давать достаточное количество времени для выполнения задания и усложнять их в случае необходимости.
Использовать любимые подвижные игры, хорошо знакомые каждому из детей: «Море волнуется», «Совушка», «Удочка», «У медведя во бору», «Тише едешь дальше будешь».
Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.
Вовлекать детей в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Подбор оборудования и материалов по возрасту.
Применения методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.
Разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Игра для детей второй младшей группы: Топайте вот так.
Ход игры .Играющие становятся по кругу .Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно ,с расстановкой ,давая детям возможность сделать то ,о чем говорится в стихотворении:
Топайте ногами вот так
Хлопайте руками вот так
Кивайте головой вот так
Руки поднимайте вот так
Руки опускайте вот так
С этими словами дети держатся за руки , образуя круг. Далее они продолжают :И бежим по кругу,
И бежим по кругу.
Останавливаются по сигналу воспитателя хлопком.