Методика реализации дидактической системы межпредметных связей в процессе обучения физике.

Методика реализации дидактической системы межпредметных связей в процессе обучения физике.
Один какой-нибудь предмет (будь то физика, химия или биология) без использования межпредметных связей своим содержанием не в состоянии обеспечить целостного представления о явлениях природы в силу ограниченности и специфичности изучаемой формы движения материи. Общее представление можно получить лишь путем объединения знаний в определённой системе, отражающие современные научные знания. В этом плане несколько в обособленном положении находится курс обществоведения. Но и этот предмет невозможно изучать без знания основ наук, поскольку факты, взятые из курсов естественнонаучных дисциплин, являются той основой, которая служит фундаментом широких мировоззренческих обобщений; физика, химия и другие естественные предметы дают обществоведению отдельные факты, законы, теории, которые, объединяясь с фактами, законами и теориями гуманитарных дисциплин, например истории, являются фоном, общим материалом, иллюстратором проявления общих философских законов. Несмотря на то, что каждая в отдельности учебная дисциплина не в состоянии сформировать мировоззрения учащихся, тем не менее, оно должно вносить вклад в решение этой важной общей проблемы. Известно, какую большую роль играет физика, биология, химия для развития научного взгляда учащихся на природу. Однако решать задачу по формированию целостного представления учащихся о явлениях природы можно успешнее, если объединить усилия преподавателей этих дисциплин.
Необходимо выводить учащихся на философский уровень познания, формируя у них диалектическое мышление. Разумеется, при изучении конкретного химического или физического материала, особенно в 7-9 классах средней школы, невозможно пользоваться полноценно философской терминологией или объяснить сущность общих философских законов и категории. Возможно лишь усвоение определенного количества фактического материала и формирование посильных для учащихся обобщений, сущность которых состоит иллюстрации на ряде примеров вечности, неуничтожимости материи, движения и др. Но в старших классах методология научного познания должно лежать в основе учебного процесса в явном виде.
Естественнонаучная картина мира, формируемая у учащихся в процессе реализации принципа межпредметных связей, не является чем-то застывшим. В процессе развития она прошла ряд этапов своего становления и в настоящее время продолжает совершенствоваться. В соответствии с ходом развития системы естественнонаучного образования, позволяющей формировать у учащихся научную картину мира, разливается и межпредметная структура учебных знаний школьников. Начало это сугубо эмпирические знания, затем первое широкое обобщение на уровне атомистики, следующий этап- обобщение на уровни строения атома и т.д. Каждый из этих теоретических этапов есть отражение определенных взглядов на мир. Важно подчеркнуть, что любые современные взгляды, отражающие научное видение мира, являются ограниченными рамками той или иной теории, того или иного стиля мышления.
Изучение химии и физики в 10-11 классах позволяет перевести знания учащихся на более высокий теоретический уровень строения атома. Школьники усваивают новые факты, характеризующие свойства веществ: электропроводность растворов, образование ионов и химических связей, радиоактивность и др., которые наглядно показывают сложное строение атома. При этом в сознании учащихся происходит усложнение картины мира, созданной на первом этапе изучения химии и физики. Они узнают, что, кроме атомов и молекул, в природе существуют ионы, электроны и другие частицы, взаимодействие которых определяет многообразие веществ и их свойств.
При освоении новой физической картины мира происходит отрицание старых законов. Но теоретически понятное отрицание предполагает не только ликвидацию старых, но сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях процесса познания реального мира, без чего невозможно движение вперед в познавательном плане. В этом смысле учебный материал, связанный с атомистическими взглядами является методически очень ценным, так как позволяет проследить за процессом развития научных представлений о мире и включать учащихся в познавательный процесс.
На новом теоретическом этапе развития атомистических идей школьники знакомятся с такими явлениями, при которых изменяются коренным образом представление о самих атомах, которые распадаются на более элементарные частицы, являющиеся мельчайшими структурными элементами вещества. Поэтому представления о неуничтожимости атомов, полученные на первом теоретическом уровне, преобразуются в обобщенные представления о неуничтожимости вещества на втором этапе изучения физики и химии.
Параллельно с вопросами строения вещества учащиеся знакомятся с энергетическими процессами в химии и физике. Объединение знаний, характеризующих энергетические эффекты процессов, вывод на основе такого объединения всеобщего закона сохранения энергии, справедливого для всех без исключения химических и физических явлений, имеет большое мировоззренческое значение. Она состоит в том, что перед учащимися открываются общие законы, управляющие всеми процессами в природе, объединяющие их, позволяющие обнаружить эквивалентность перехода одного вида энергии в другой. Изучение энергетики процессов скрывает глубокую внутреннюю связь ее со строением вещества. Свойства веществ, определяемые их строением, проявляются в тех процессах, которые происходят с ними. В рамках химических явлений такая взаимосвязь хорошо прослеживается.
На уроках физики также можно выявить зависимость свойств веществ от их строения. Примером может служить изучение изменения агрегатного состояния веществ с различными типами кристаллических решеток, электропроводности проводников и полупроводников в зависимости от типов кристаллов и многое другое. Объединения знаний о структуре вещества и энергетики процессов приводит к важному выводу, имеющему большое мировоззренческое значение - выводу о вечном сохранении в природе материи и энергии.
В 11 классе на уроках физики рассматривается вопрос о связи между массой тела и энергией. Теория относительности, созданная Альбертом Эйнштейном, приводит к выводу о глубокой взаимосвязи между этими характеристиками материи. Формула E=mc2 указывает на эквивалентность массы и энергии. Однако эта эквивалентность не означает ни взаимопревращаемости массы в энергию, ни их тождественности, а прежде всего, указывает на связь массы и энергии, имеющую точное количественное выражение. Неразрывная связь между массой, энергией и импульсом в новом свете представляет вопрос о соотношении знаков сохранения собственной массы системы и знаков сохранения энергии и импульса. Ранее они рассматривались как совершенно независимые обособленные друг от друга. Теперь независимыми и обособленными их признать нельзя. Если в Ньютоновской физике мы имеем три самостоятельных закона сохранения (массы, энергии и импульса), то в СТО они объединяются в один закон - в единый закон сохранения собственной массы, энергии и импульса.
Таким образом, диалектическое учение о взаимосвязях и развитие форм движения материи составляет методологическую основу интегративных тенденции в науке и межпредметных связей в обучении. Существующая предметная система обучения отражает традиционно сложившиеся разделение научных областей на естественные, технические и гуманитарные. Стремление к интеграции знаний в процессе обучения не должно принимать гипертрофированные формы. Следует учитывать объективную необходимость не только в интеграции знаний, но и в их дифференциации. Вопрос может стоять лишь о приоритетности этих двух тенденций - интеграции и дифференциации. Поэтому межпредметные связи призваны решать не проблемы объединения учебных предметов в целостную дисциплину, а сформировать у учащихся умение выходить за рамки любого предмета через раскрытие диалектических связей между знаниями различных дисциплин, исходя из принципов единства материального мира и всеобщей связи явлений.