Урок «Одомашнивание животных. Дикие и домашние животные». 1 класс


Урок «Одомашнивание животных. Дикие и домашние животные». Окружающий мир. 1 класс
Тип урока: урок введения нового знания.
Цель - ознакомление с началом одомашнивания животных.
Задачи:
Познавательные: на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.
Развивающие:
1. Развивать:
- умение устанавливать причинно - следственные связи, сравнивать и обобщать
- умение высказывать собственное мнение, вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета
- логическое мышление, творческое воображение
- умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли
- память, внимание, артистичность- интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению.
2. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
3. Формировать умения работать в группах.
Воспитательные:
- прививать бережное отношение и любовь к природе, формировать основы экологического воспитания.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование умений определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;- оценивание жизненных ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки;- объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценивать как хорошие и плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;- научиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрациями учебника;- научиться работать по предложенному учителем плану;- научиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
Познавательные УУД:
- научиться ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного;- научиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации, таблицы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;- научиться перерабатывать полученную информацию; делать выводы, сравнивать и группировать предметы и их образы.Коммуникативные УУД:
- научиться доносить свою позицию до других;- научиться договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;- научиться слушать и понимать речь других.
Организует деятельность учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Для дружбы, для улыбок и для встречВ наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречьИ Землю удивительную эту.
- Добро пожаловать, ребята, на урок.
- Ребята, прочитайте слова, записанные на доске.
Ж В Т И О Н Е Ы и Л Д Ю И
- Почему не можем прочитать?(это просто буквы)- А разве этого недостаточно, чтобы прочитать слова? (нет)- Попробуйте составить из этих букв слова. Что получилось?(Животные и люди)- О чем мы сегодня с вами будем говорить?(О людях, животных, природеСоздает проблемную ситуацию, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов:
- На какие группы делятся животные? (дикие и домашние)- Назовите известных вам диких животных.- Кто из вас видел диких животных?- Почему мы их называем дикими животными? (Живут на воле, сами добывают себе корм)- Кто сегодня утром пил молоко?- А откуда берётся молоко?- А где живут коровы?- Кто сегодня ел яичницу?- Откуда берутся яйца?- А где живут куры?- А из чего связали свитер? - Где взяли шерсть для ниток?- Где живут овцы?- Как вы думаете, о каких животных я вас спрашивала? (о домашних)- Ребята, а всегда ли были домашние животные?- Как вы думаете, о чём мы сегодня узнаем на уроке? (Домашние животные. Одомашнивание диких животных.)Как вы думаете, как дикие животные превратились в домашних?Вспомните произведение Редьярда Киплинга «Кошка, которая гуляет сама по себе».Что в этом произведении правда, а что вымысел? (правда - одомашнивание, вымысел - разговор животных, колдовство)Какое животное человек приручил первым?Что сказала ему женщина?
Ученик: Пойди помоги моему Мужчине ходить за добычей, стеречь эту Пещеру по ночам, и я дам тебе столько костей, сколько тебе будет нужно.
Какие породы собак вам известны?
Ученик: Русская борзая, доберман, пудель, овчарка, колли, пекинес и т. дКак называются детёныши собаки?
Ученик: Щенки
А где живут собаки?
Ученик: В конуре, в будке
А у кого есть собаки? Поднимите руки. Кто может рассказать о своём питомце: какой он, что любит делать?
Вспомните, какое животное было одомашнено после собаки? Что сказала ему женщина?
Ученик: Лошадь – конь – Первый Слуга склони свою дикую голову и носи, что я надену на тебя, – носи, не снимая во веки веков, и трижды в день ты будешь есть эту дивную траву.
Предком домашней лошади был тарпан – это дикая лошадь. Тарпан ещё не так давно обитал в южных русских лесах.Для каких целей человек использует лошадь?
Ученик: Для перевозки людей
Как называются детеныши лошади?
Ученик: ЖеребятаГде живут лошади? В конюшне
Кто из вас видел лошадь? Где вы видели?Кто катался верхом на лошади?Вспоминаем сказку Р. Киплинга. Какое животное одомашнила Женщина после лошади? Предком домашнего крупного рогатого скота был дикий бык –Тур
Ученик: Корову-Подательницу Хорошей ЕдыКак называются детёныши коровы?
Ученик: ТелятаКто из вас видел корову? Где вы ее видели?Как вы думаете, приручение происходило также как в произведении Киплинга?А как же тогда?
Работают с информацией (текст учебника)
Откройте учебник на стр.19(чтение текста)
А еще во время охоты люди убивали животных, а маленьких детёнышей забирали с собой. Со временем, подрастая, детёныши привыкали к человеку и оставались у него. Люди ухаживали за ними.
- Что значит ухаживали?Как человек заботится о животных?Строит специальные помещения (жилье)КормитОхраняет от нападения диких хищниковЗаботится о потомстве (детёнышах) животных
Ребята, у вас на столах карточки. Вы будете работать в парах. Рассмотрите их.Как вы считаете, в какой колонке расположены дикие, а в какой домашние животные, слева или справа.
Соедините домашнее животное с дикимУчащиеся работают в группах
Озвучивают результат работы.
Как вы думаете, когда на нашей планете жили муфлон, тарпан, банкивские куры, тур?- Кем они являются для барана, лошади, кур, коровы?
Ученик. Предками
- Где мы можем узнать точное значение слова «предки»?- Я ребята нашла значение слова с помощью Интернета.Предки-древние предшественники по роду.
- Отгадайте загадки и скажите, каких ещё животных одомашнили люди?
1. Кто имеет пятачок,Не зажатый в кулачок?На ногах его копытца,Ест и пьет он из корытца.
2. По лужку он важно бродит,Из воды сухим выходит.
3. Всех я вовремя бужу,Хоть часов не завожу.
4. По горам, по доламХодит шуба да кафтан.
А на нашей планете везде одинаковый климат?Так значит одинаковых животных одомашнил Человек?
- Каких животных в разных местах Земли потребовалось одомашнивать человеку? (слонов, волов, ослов, верблюдов)
- Ребята, перед вами домики, в них живут животные. Напишите рядом для чего нужны они человеку?
Человек выращивает домашних животных для получения продуктов питания, а также для езды и перевозки грузов.
Производят самооценку своей деятельности.
- Какова же была тема нашего урока?
С какой целью люди занимались одомашниванием животных?Как же люди должны относится к животным и природе в целом?Ребята, если Вы на уроке узнали много интересного – поднимите солнышко,Если многое еще осталось неизвестным, то облачно.
Стихотворение.
Дерево, цветок, трава и птицаНе всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни.Нор звериных, птичьего гнездаРазорять не будем никогда.Пусть птенцам и маленьким зверятамХорошо живется с нами рядом.
Приготовьте рассказ о своем домашнем животном (внешность, повадки).
Повелители огня.
Первые люди страшно боялись степных и лесных пожаров. Исходящий от них жар, дым и треск пламени пугали их так же, как и всех животных.
Однако со временем первобытные люди научились не бояться огня. Возможно, поначалу они увидели страх других животных перед огнём и стали ловить их в момент, когда те убегали от пожара.
Сначала люди, хотя и пользовались огнём, но добывать его не умели. Они отыскивали ветки на лесном пожаре, а затем приносили их на свою стоянку.
Иногда они носили с собой горячие угли от предыдущего костра и с их помощью разжигали огонь на новой стоянке.
Огонь помогал выжить в сильные холода. Когда в пещере горел костёр, люди могли наслаждаться теплом и светом даже по ночам.
В какой-то момент, очевидно, первые люди обратили внимание на то, что мясо животных, погибших в пламени пожара, гораздо вкуснее сырого. Тогда – то и стали бросать мясо в огонь, чтобы оно как следует прожарилось.