одомашнивание животных. дикие и домашние животные 1 класс
МБОУ Новонукутская СОШ
Урок
окружающего мира
1 класс
Учитель:
Агапитова Елена Викторовна
2015 г.
Тема: Одомашнивание животных. Дикие и домашние животные.
Тип урока: решение учебной задачи.
Педагогическая цель: познакомить учащихся с тем, как происходило одомашнивание животных; расширить и углубить знания учащихся о диких и домашних животных.
Планируемые результаты:
Предметные. Обучающийся научится: различать диких и домашних животных; объяснять, как происходило одомашнивание животных; получит возможность научиться: описывать наблюдаемые объекты, выделять их существенные признаки.
Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные. Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая; словесный, наглядный, практический.
Оборудование: учебник, карандаши, клей, ножницы, листы А-4, конверты с картинками животных, презентация.
Ход урока:
I. Эмоциональный настрой учащихся на урок
- Как живёшь?
- Как идёшь?
- А бежишь?
- Ночью спишь?
- Как молчишь?
- А сидишь?
- Наши ушки на макушке, глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
II. Наблюдаю мир вокруг меня
- Кто сегодня хочет поделиться своими необычными, удивительными наблюдениями? Мы послушаем с большим интересом.
III. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы урока и постановка целей урока
- Ребята, кто сегодня утром пил молоко?
- А откуда берётся молоко?
- А где живут коровы?
- Кто сегодня ел яичницу?
- Откуда берутся яйца?
- А где живут куры?
- А из чего связали свитер?
- Где взяли шерсть для ниток?
- Где живут овцы?
- Овцы, куры, коровы – это какие животные? Домашние
- Ребята, всегда ли были домашние животные? Всегда ли человек жил с этими животными, ухаживал за ними?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня узнаем на уроке?
- Да, сегодня мы узнаем, как эти животные стали домашними, как их одомашнивали.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Стадия осмысления
Назовите известных вам диких животных.
Кто из вас видел диких животных?
Почему мы их называем дикими животными?
(Живут на воле, сами добывают себе корм)
2. Рассказ учителя
Давным – давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу, и поэтому они охотились на диких животных, чтобы использовать их мясо в пищу. Иногда люди загоняли часть стада диких животных в построенный загон. В загоне у диких животных рождались детёныши. Со временем эти животные становились ручными, не боялись людей. Их потомство также вырастало ручным, и вскоре появлялось стадо домашних животных. Люди ухаживали за стадом, кормили его, защищали от диких животных. Они пили молоко домашних животных и забивали их, когда им нужны были мясо и шкуры. Так община из охотников превратилась в скотоводов.
- Как человек заботится о животных?
- Чем домашние животные отличаются от диких?
(Домашние – разводят люди. Люди кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.) Дикие – живут на воле, сами себе добывают пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жильё, выводят потомство)Физкультурная пауза
Вы, наверное, устали? Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели.
Пошипели, помолчали.
И, как зайцы, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
3. Самостоятельное чтение текста на стр.19
- Ребята, откройте учебник на стр.19 и поработайте с текстом. Повесить таблицу. Читайте про себя текст и сразу делайте пометки карандашом.
- Скажите: загнав животных в загон, что заметили люди?
- Кто стал первым верным помощником для людей?
4. «Подумай и поразмышляй»
- Каких животных потребовалось одомашнить человеку в разных местах Земли для езды и перевозки грузов?
Север – олень, собаки
Юг – верблюды, ослы, буйволы, быки, лошади, слоны
5. Работа с карточками в группах
- Вы готовы поработать в группах? Что самое главное при работе с товарищами? Самое главное думать, обсуждать и не ссориться.
- Выньте из конвертов их содержимое и распределите на 2 группы. Можете указать продукты, которые человек получает от них.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Представитель от каждой группы выходит, прикрепляет свою работу и рассказывает, что сделала группа.
- Молодцы! Животные делятся на диких и домашних.
6.Сравнение домашних животных и их предков
- Перед вами, ребята, лежат листы жёлтого цвета. Рассмотрите иллюстрации и соедините линией домашнее животное и его предка.
- Они одинаковые или чем-то отличаются? Чем?
- Для каких целей используют этих животных?
Корова – молоко (сливки, сметана, кефир, творог, сыр, простокваша, ряженка, йогурт, сгущёнка), мясо, жир; кожа – одежда (куртки, пальто), сумки, обувь, ремни; копыта и рога – клей, желатин (мармелад).Конь – тягловая сила, верховая езда, мясо, молоко (кумыс); шкура – кожа – ремни, сумки, упряжь.Овцы – мясо (баранина), молоко (сыр, брынза), шерсть (ткани для пальто, костюмов), пряжа (носки, варежки); шкура с шерстью – полушубки, дублёнки; шкурки ягнят – каракуль (шапки, воротники, шубки).Козы – мясо, молоко, кожа.
Свиньи – мясо, жир, сало; щетина – сапожные щётки; кожа – обувь.
Кролики – мясо, шкурки – шапки, шубки.
Гуси – мясо, пух – подушки, перины, пуховики; жир.
Утки – яйца, пух, мясо.
Куры – яйца, пух, мясо.
Кошка – мышелов, друг человека.
Собака – сторож, пограничник, пожарник (спасает детей), милиционер (поиск преступников, наркотиков), сапёр (ищет мины), пастух, охотник, ездовые собаки, друг человека.V. Подведение итогов
- С какой целью человек одомашнил диких животных?
- Как он это сделал?
- Скажите, вы справились с поставленной целью?
- Оцените свою работу: кому было легко на уроке? Кто испытывал трудности от того, что что-то не знал? Покажите как вы все вместе поработали.
- Я, ребята, хочу сказать вам спасибо за урок. Вы замечательно работали. И я надеюсь, что сегодня вы порадуете родителей своим рассказом об одомашнивании животных.
VI. Домашнее задание
- На следующем уроке, ребята, вы расскажите о своём домашнем животном, особенно о его внешности и повадках.
Все домашние животные не так уж безобидны. Ведь не стоит забывать, что предки домашних животных – дикие. Иногда домашние животные могут быть очень агрессивными, поэтому при обращении с домашними животными нужно быть осторожными – и об этом мы поговорим на следующем уроке. И помните: Мы в ответе за тех, кого приручили!
Игра « Отгадай детёныша»
- Я называю взрослое животное, а вы должны хором назвать детёнышей этого животного:
Корова – телята
Утка – утята
Гусь – гусята
Лошадь – жеребята
Овца – ягнята
Кошка – котята
Курица – цыплята
Собака – щенята
Индейка – индюшата