Презентация по истории на тему: История Евреев


евреи История евреев в АстраханиВозможно, первые евреи появились в Астрахани (тогда, впрочем, она называлась Хаджи-Тархан) еще в 13 или 14 веках, когда город находился под властью Золотой Орды, а затем и местных ханов. Однако, точные сведения о наличии здесь еврейской общины имеются лишь с середины позапрошлого века, когда в Астрахани стали селиться отставные «николаевские солдаты» - евреи-кантонисты, отслужившие в армии 25 лет при Николае I, но не утратившие связи с иудаизмом и даже организовавшие тайный молитвенный дом. Они-то и стали первыми членами первой известной нам астраханской еврейской общины, официально зарегистрированной в 1866. Тогда же была построена и ныне действующая астраханская синагога. Она была рассчитана на 200 человек. В синагоге хранились 44 свитка Торы, в том числе и подаренный библиотекой армянской семинарии уникальный свиток, который ряд специалистов относит к хазарским временам. Эти реликвии пережили войну, все годы советской власти, но были похищены в девяностые годы. Вскоре к первой астраханской общине прибавились еще три. Тогда же было заложено и еврейское кладбище, существующее по сей день. Костяк тогдашней общины составляли ашкенази. Одновременно с этим, в Астрахани появились и сефарды, пришедшие с юга России и из Закавказья. Это были купцы и рыбопромышленники. Из-за возникших разногласий они в 1875-м построили свою синагогу, но не утратили связи с хоральной. Вскоре ашкенази и сефарды столкнулись с еще одной, крайне необычной для них группой иудеев - герами, обращенными в иудаизм русскими крестьянами. Астраханская губерния стала одним из центров движения геров, в городских синагогах появились типично русские лица. Кстати, геры, до сих пор живущие в окрестностях Астрахани, когда бывают в городе, стараются зайти в синагогу. В хоральной синагоге проводился свадебный обряд под хупой, регистрировались новорожденные. За образцовое ведение актов гражданского состояния раввин Б. Шухер был представлен правительством к медали «За усердие». По торжественным случаям в синагоге зажигались серебряные семисвечники - меноры; при здании находился и бассейн для омовения - миква. Во дворе собиралась еврейская молодежь. При хоральной синагоге было также похоронное братство. Особенно много покойников было в период холеры 1891 года, о чем напоминает братская могила на городском еврейском кладбище. Возрождение общины началось лишь в 90-е годы. Из Пятигорска приехал кантор Сергей Израев, и религиозная жизнь возобновилась. Одновременно начался и численный рост общины, получившей название «Сфард». В начале 90-х в ней насчитывалось около 700 человек. Сейчас община, по данным еврейских активистов, насчитывает около 3 тысяч (а по некоторым прикидкам и 5 тысяч) человек. Значительную часть новичков составляют горские евреи - переселенцы из Дагестана и Чечни, бежавшие в Астрахань от ужасов войны. Первоначально между представителями двух этнических групп существовали некоторые трения - «горцы» даже пытались создать отдельную общину - но затем они постепенно сошли на нет. Недавно синагогу реконструировали (до этого последний раз ее ремонтировали в 1906 г.): деревянный фасад здания облицевали камнем и заново отделали изнутри. Надо сказать о том, что у общины установились хорошие отношения с властями, которые регулярно поздравляют евреев с праздниками. В последнем таком поздравлении, в частности, отмечалось: «Астраханские евреи внесли неоценимый вклад в историю и культуру нашего Отечества и региона, исполняя свой духовный и гражданский долг, постоянно, несмотря ни на какие испытания, воплощая в жизнь заповеди священных книг. Большинство верующих евреев являются последователями иудаизма (иудеями). Термин «иудаизм» происходит от греч. йуда́исмос, который восходит к ивр. ‏яхадут‏‎‎‎ (יהדות), однокоренному с йехуди — еврей / иудей.Священная книга еврейского народа — Танах (еврейское Священное Писание) (Танах — аббревиатура: Тора́ ивр. ‏תורה‏‎‎‎, Невии́м ивр. ‏נביאים‏‎‎‎, Ктуви́м ивр. ‏כתובים‏‎‎‎ — Пятикнижие, Пророки и Писания). Танах является частью Священного Писания христиан (Ветхий Завет) и почитается в исламе.Религия Как известно, существует довольно много еврейских общин во всем мире, чьи традиции могут несколько разниться. Именно такой традицией является праздник, который носит название Мимуна и отмечается в последний день одного из самых крупных еврейских празднований, а именно Песаха. Мимуна празднуется североафриканской еврейской общиной. Главной идеей данного праздника является приход весны. Кроме того, важным элементом Мимуны является возможность вновь употреблять продукты, в состав которых входит закваска, поскольку вся подобная пища находится под строжайшим запретом во время празднования Песаха. Что касается происхождения названия данного праздника, то оно доподлинно неизвестно, однако самой распространенной версией является то, что основой его послужило одно из слов, которое в переводе с одного из арабских наречий обозначает «счастье».Мимуна В еврейских кулинарных традициях все подчинено законам кашрута, потому существует множество ограничений и запретов на те или иные блюда, а также на их непосредственное употребление. Например, категорически нельзя смешивать мясные и молочные продукты, более того, они даже в холодильнике не должны соприкасаться, а посуда, в которой они хранятся или готовятся, должна быть четко разделена. То есть нельзя, например, использовать одну и ту же кастрюлю для варки молочной каши и супа, даже в том случае, если после готовки она будет самым тщательным образом вычищена. Запрещенные блюда Кроме того, между употреблениями мясной и молочной пищи должно пройти не менее шести часов. Еще одним правилом, касающимся запрещенных блюд, является то, что два человека, сидящие за одним столом, не могут принимать пищу в том случае, если у одного из них блюдо их молочных продуктов, а у другого мясное. Данное ограничение снимается в том случае, если стол будет четко разделен. Например, если будут постелены две разные скатерти для каждого из трапезничающих, или же между блюдами будет поставлен какой-либо предмет, который не является привычным для стола. Необходимо заметить, что правило, согласно которому разделяются молочные и мясные блюда распространяется также и на сыр. Кроме того, для таких блюд предусмотрены также и раздельные солонка и перечница. В том случае, если блюдо из мяса приготовляется с использованием растительного молока, например, соевого или миндального, то необходимо положить туда сою или миндаль, то есть должно быть очевидно, что для приготовления использовалось не животное молоко. Нельзя приготовлять на молоке какие-либо блюда, если их хотя бы теоретически можно использовать в пищу с мясом. Например, это хлеб. Немало запретов касается и фруктов с овощами. Например, если на них есть червоточины, то их необходимо удалять до самой глубины фрукта. В том случае, если это невозможно, есть такой фрукт нельзя. Также нельзя использовать «нечистую» воду которая не была процежена. Если что-то было приготовлено с применением подобной воды, то запрет налагается и на само это блюдо. Кроме того, рекомендуется очень тщательно проверять овощи и фрукты, а также орехи, перед готовкой, на предмет червей. национальный костюмы Принято считать, что еврейскому движению в начале перестройки положил начало Первый съезд ВААДа СССР в Москве в декабре 1989 года. Однако Красноярское общество еврейской культуры «Гаскала» было создано еще раньше, в мае 1989 г. Поэтому можно считать, что оно было одним из первых в Союзе.Еврейское национальное культурное общество "ГАСКАЛА" (Просвещение) Одним из главных инициаторов создания Общества был Олег Ильич Фирер. В конце 80-х годов он прочитал в одной из центральных газет статью, где сообщалось о регистрации еврейского общества им. Михоэлса при содействии Еврейской культурной ассоциации в Москве. Тогда у него и возникла идея собрать оргкомитет по организации «Общества еврейской культуры», в который вошли, Лев ШомерАркадий Краверский и Лилиан Унгар,Эзре Давидович Левин, Евгения Рума, Борис Галин, а также Владимир Соломонович Лурье какзнатокрелигиозных традиций и идиша. Активное участие в создании нашего Общества принимала армянка Лилиана Микаэлян. (Кстати, вслед за еврейской общиной появилась армянская автономия в Красноярске). Были разработаны Программа и Устав Общества оргкомитетом (к сожалению, не сохранились). 25 мая 1989 года Красноярское общество еврейской культуры было зарегистрировано, что было подтверждено решениемисполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов, которое гласило: «Рассмотрев Устав и программу «Гаскала» исполком решил: «Зарегистрировать Красноярское городское общество еврейской культуры «Гаскала» как добровольное любительское объединение, ставящее своей целью сохранение и развитие еврейской культуры». Разнообразны по содержанию культурные и общинные программы: воскресная школа, библиотека, вокальная и танцевальная студии и др.Первым директором общинных программ стала М.Мазуровская.Деятельность автономии стала происходить в следующих направлениях: благотворительные, культурные и общинные программы. Для малоимущих, больных и пожилых людей работает бесплатная столовая, организована развозка обедов на дом, ежемесячно и к праздникам выдаются продуктовые наборы, проводится патронажная и медицинская помощь, выдается реабилитационное оборудование, отпускаются медикаменты и т.д. Благополучателями являлись более пятисот семей. Библиотека – гордость общины (около 4 тыс. томов). Эта лучшая на всю Сибирь и Дальний Восток библиотека по качеству фонда, книгообороту и по организации работы. Первым библиотекарем былаРута Рубинштейн. Долгие годы возглавляет библиотеку опытный профессионал Кира Григорьевна Фрадкина, постоянный участник ОФЕКов. 1 марта 2000 г. был создан музей истории еврейских общин Красноярского края. В фонде музея хранится более 1 тыс. ед.хр. Выставочная работа является одним из главных направлений деятельности музея. В последние годы стало доброй традицией проведение практики студентов-историков КГПУ им. В.П. Астафьева в еврейской общине, в течение которой молодые люди знакомятся с историей итрадициями еврейского народа, встречаясь с интересными людьми. Студенты принимают участие в комплектовании экспонатов и создании выставки, посвященной участникам Великой Отечественной войны.Огромное внимание коллектив «Гаскала» уделяет участникам Великой Отечественной войны не только в праздники, но и будни. В настоящее время коллектив «Гаскала» слаженно работает под руководством Бориса Богуславски и В.Я. Сикорского, продолжая традиции, начатые предшественниками. Работа ведется по разным направлениям.