Конспект урока по музыке на тему Музыкальные инструменты.4 класс


Оборудование и материалы: компьютер, проектор, фрагмент художественного фильма «Марья искусница», музыкальное оформление МР 3«Золотые барабаны», СD «150 любимых мелодий» (диск 4),наглядные пособия – изображения и фотографии разных видов ударных инструментов, виды ударных инструментов, камни.
Оформление доски: тема урока, иллюстративный материал.
Цели урока:
Научить учащихся самим делать ударные инструменты.
Развивать внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность, мыслительную деятельность, интерес к слушанию музыки, умение публично выступать.
Расширение кругозора учащихся, представление о разнообразии музыкальных инструментов, в том числе ударных.
Воспитывать музыкально-познавательные потребности и интересы, приобретать основы музыкально-исторических знаний.
Формирование потребности в восприятии музыки.
Тип урока:интегрированный.
План урока:
Организационный момент.
Музыкальная разминка.
Объяснение нового материала.
Игра «Определи ударный инструмент».
Практическая работа. Изготовление барабанных палочек из древесины.
Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.
Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Доброе утро, 4 класс, начинаем наш урок!
2. Музыкальная разминка.
- Музыка не сразу стала такой, какой мы слышим ее сейчас. Многие тысячи лет прошли, и люди стали замечать, что окружающие их предметы тоже могут издавать музыкальные звуки.Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое еще не могло дать музыки, но уже могло произвести ритм, сохранилось в быту у некоторых народов до наших дней: например, у аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента.
4 класс играет на камнях.
- Если музыкант работает не один, если их трое или более, то такая группа носит красивое название «ансамбль», что обозначает вместе.
3. Объяснение нового материала.
- Ребята, уже несколько уроков мы с вами знакомимся с различными музыкальными инструментами. Вот мы с вами и подошли к знакомству с самыми древними инструментами. То, что производит звук с помощью удара, называют ударными инструментами. Ударные гораздо старше всех остальных инструментов: почти все исследователи сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия. Эту большую, пеструю, разнохарактерную группу объединяет общий способ извлечения звука – удар по натянутой коже, металлическим пластинкам или деревянным брускам. Их главное назначение – подчеркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра, дополнять и украшать ее различными звуковыми эффектами.
В Африке разнообразные барабаны и барабанчики самых разных размеров и форм составляют основу африканских инструментов. Музыка африканских стран подтверждает мысль, что пейзаж страны очень влияет на характер национальной музыки. Пейзажи центральной Африки богаты вертикальными линиями (пальмами, деревьями), создающими ритмическийрисунок. И музыка Африки, прежде всего, ритм.
Прослушивание мелодии африканских музыкальных инструментов.
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)
Просмотр видеофрагмента художественного фильма «Марья искусница».
Барабан – один из самых распространенных инструментов. Две разновидности барабана – большой и малый – уже давно входят в состав симфонического оркестра. Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Малый барабан имеет сухой, отчетливый звук. Его дробь хорошо подчеркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нем двумя палочками. Многие считают, что играть на барабане – проще простого. Хочу привести вам пример: когда исполняется “Болеро” Равеля, малый барабан выдвигают вперед и ставят рядом с дирижерским пультом, потому что в этом произведении Равель поручил барабану очень ответственную роль. Музыкант, играющий на малом барабане, должен выдержать единый ритм испанского танца, не замедляя и не ускоряя его. Постепенно музыка становится взволнованной, прибавляются все новые и новые инструменты, барабанщика тянет играть чуточку быстрее. Но это исказит замысел композитора, и у слушателей впечатление получится уже другое.
Прослушивание «Болеро» Морис Равель (1875- 1937)

4. Игра «Определи ударный инструмент»
- Назовите ударные инструменты (бубен, тарелки, ложки, барабан, трещотки, металлофон,джембе,ударная установка.)
5. Практическая работа. Изготовление барабанных палочек из древесины.
- Какой же барабан без барабанных палочек. Сегодня мы с вами изготовим барабанные палочки из древесины. Барабанные палочки используются для игры на ударных инструментах, наиболее востребованными и популярными среди барабанщиков. Деревянные головки дают тёплое, мягкое звучание дерева. Основным их минусом является изнашиваемость (стачиваемость). Чаще всего барабанные палочки изготавливаются из сухой древесины.
Существуют определенные параметры, которые влияют на выбор палочек:
- дерево, которое идет на изготовление палочек;
- плотная или мягкая структура дерева (влияет на износ палочек);
- степень неровности (если такова есть);
- центр тяжести (зависит от того как изготавливали).
Деревянные палочки изготавливают из следующих пород древесины:
- Орех обладает способностью эффективно гасить вибрации, передаваемые от ударов рукам. (плотная структура, средний вес);
- Дуб (плотная структура, ощутимый вес); Палочки из дуба самые тяжёлые, плотные и прочные. Дуб нечасто применяется для изготовления палочек.
- Клён используются преимущественно для негромкой или быстрой игры. Поскольку клён достаточно неплотный и мягкий материал, палочки из него быстро изнашиваются или ломаются.
- Граб (средняя плотность структуры, вес средний, хотя порой может колебаться).
Вводный инструктаж. Рассмотреть и изучить технологическую карту для изготовления барабанных палочек. Изготовлять барабанные палочки мы будем из древесины сосны. Сосна прочная, умеренно легкая, мало усыхает, легко обрабатывается, ударные нагрузки переносит удовлетворительно.
Технологическая карта.
Изготовления барабанных палочек.
№ п\пПоследовательность выполнения Эскиз Инструменты и приспособления
1 Выбрать заготовку размером 340х15х15 с учетом припуска на обработку

340 Измерительная линейка, карандаш, подкладная доска
2 Разметить заготовку по чертежу

40300 Измерительная линейка, карандаш, угольник, рейсмус, подкладная доска
3 Срезать углы и придать заготовке восьмигранную форму



5 Измерительная линейка, карандаш, подкладная доска, нож-резец
4 Придать ручке круглую форму, зачистить поверхность

Шлифовальная шкурка
5 Разметить головку

35 Измерительная линейка, карандаш, подкладная доска
6 Придать головке нужную форму Измерительная линейка, карандаш, подкладная доска, нож-резец
7 Выполнить окончательную отделку изделия Шлифовальная шкурка
8 Проконтролировать размеры и качество изделия Правила техники безопасности при работе:
Работать в спецодежде;
Не отвлекаться во время работы;
Выполнять работу внимательно и аккуратно;
Не работать с ножом в направлении к своему телу;
Крепко держать рукоятку ножа;
Использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты;
Следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими;
Не пытаться поймать падающий нож;
Нельзя сдувать стружки и шлифовальную пыль и сметать их рукой, нужно пользоваться щёткой- сметкой.
По окончании работы убрать свое рабочее место,
Способ проверки палочки на ровность.
Выбранную палочку, прокатите по ровной поверхности, например по столу. Если палочка ровная, то она свободно покатиться прямо по столу. Если палочка замедляется и дребезжит, то она определенно неровная, в таком случае выбираем себе новую пару. Только никогда не проверяйте палочки на стекле (стекла при выплавке никогда не бывают ровными).
Текущий инструктаж. Задания учащимися выполняют вместе с учителем Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.
Заключительный инструктаж. Разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызывавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в дальнейшем изучении технологии обработки древесины.
6. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.
7. Домашнее задание.
Доделать дома барабанную палочку.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением
отдельных предметов» Ново - Савиновского района г. Казани
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
ТЕМА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Добрынина О.М. классный руководитель 4 «В» класса МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново - Савиновского района г. Казани
2012-2013 учебный год