ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОСЮЖЕТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОСЮЖЕТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЕ
Абрамова Г?В?: автор УМК по чувашскому языку для русскоязычных школ
Абрамов А?С: преподаватель спецдисциплин ЧМТТ
Формирование и развитие монологической речи находится в центре внимания обучения чувашскому языку в русскоязычной школе? Достижение этой цели становится возможным при таких условиях: где учащимся предоставляется возможность проявлять познавательную активность и испытывать желание участвовать в общении на изучаемом языке?
Большую роль в поддержании мотивов к изучению чувашского языка играет использование на уроках визуальной информации? Главная идея создания фотографических оригиналов для учащихся 5 класса заключается в том: чтобы на их базе повысить эффективность обучения чувашскому языку: стимулировать школьников к общению на изучаемом языке: пополнить имеющихся у них знаний о Чувашской Республике новой информацией: более расширенной?
Содержание фотографий соотнесено с интересами детей: их социальными знаниями и опытом? Доступность языкового материала позволяет использовать фотографии для обучения аспектам языка и различным видам речевой деятельности% аудированию: чтению: говорению и письму?
Приведем несколько заданий: направленных на развитие говорению в монологической форме?
1? Просмотрите фотографию всем знакомого овоща - огурца? Расставьте слова в нужном порядке так: чтобы получилось предложение? Опираясь на полученные предложения: расскажите об этом овоще?
1? а) пахча =им.= б) тёрёхла в) хёяр
2? а) нумай ё) т.рл. в) витамин г) хёярта
3? а) сывлёха ё) =ир.плете==. в) витаминсем
4? а) салат ё) тёва==. в) т.рл. г) хёяртан
5? а) =ие==. ё) хёяра в) ачасем г) юратса
6? а) хёяра ё) \стере==. в) теплицёсенче
7? а) хёяр ё) йёрансене в) ларта==. г) калчисене
8? а) хёвёрт ё) ёшё в) \се==. г) вырёнта
2? Просмотрите фотографию курицы? Выберите и обведите правильный ответ? Расскажите об этой птице: опираясь на полученные предложения?
1? Чёх =ынна ______ парать?
а) чечек ё) =ёмарта
2? Чёх какай. ______ ?
а) кётра ё) усёллё
3? Чёх какайне ______ ?
а) п.=ере==. ё) \стере==.
4? Чёхсене пысёк фабрикёсенче ______ ?
а) ларта==. ё) =ит.нтере==.
5? +ёмартасене малтан инкубатора ______ ?
а) вырна=тара==. ё) шутла==.
6? Фабрикёра чёх ч.пписене витаминлё апатпа ______ ?
а) пара==. ё) тёрантара==.
7? Ёшё клеткёра ч.псем хёвёрт ______ ?
а) \се==. ё) сута==.
3? Просмотрите пейзаж: где показан великая река России - Волга? Выберите правильно составленное предложение из трех предложенных? Расскажите о Волге: пользуясь этими предложениями?
1? (пысёк: =ынна: Атёл: пулёшу: парать)
а) Атёл =ынна пысёк пулёшу парать?
ё) пулёшу Атёл =ынна пысёк парать?
б) пысёк Атёл =ынна пулёшу парать?
2? (шывне: эпир: Ат=л: .=етп.р)
а) Атёл .=етп.р эпир шывне?
ё) ,=етп.р шывне эпир Атёл?
б) Эпир Атёл шывне .=етп.р?
3? (=утё: ГЭСсем: =ынсене: ёшё: пара==.)
а) Ёшё ГЭСсем =ынсене =утё пара==.?
ё) ГЭСсем пара==. ёшё =ынсене =утё?
б) ГЭСсем =ынсене =утё: ёшё пара==.?
4? (Атёл: =ынсем: х.рт.не==.: х.рринче)
а) Атёл х.рт.не==. х.рринче =ынсем?
ё) Атёл =ынсем х.рринче х.рт.не==.?
б) Атёл х.рринче =ынсем х.рт.не==.?
5? (ун: эпир: шывне: .=етп.р)
а) Ун .=етп.р эпир шывне?
ё) Эпир ун шывне .=етп.р?
б) Ун эпир .=етп.р шывне?
4? Просмотрите фотографию девочек в чувашском наряде? Расскажите о чувашском национальном головном уборе - тухъя: праздничном наряде девушек? Отметьте крестиком правильный ответ? Расскажите о чувашском наряде: пользуясь полученными ответами?
1) Чёваш тум. м.нле?
илемл. телейл.
2) Х.рсем вёййа м.нпе тухнё?
тухьяпа хушпупа
3) Тухьяна м.нпе илемлетн.?
сехетпе шёр=апа
4) Чёваш х.рарём.н тум. м.нле?
капёр вёйлё
5) Пу=а х.рарёмсем м.н тёхённё?
хушпу тухья
6) Уявсене чёваш халёх. м.нле тумпа =\рен. ?
капёр тумпа ылтён тумпа
5? Просмотрите фотографический ряд о втором хлебе - картофеле? Подчеркните нужные слова: данные в скобках? Пользуясь с полученными предложениями: расскажите о картофеле?
1) +.р улми усёллё: (й\=.: тутлё) пахча =им.=?
2) Ёна пурте юратса (=ие==.: вула==.)?
3) Унра (витаминсем: ылтён): микроэлементсем пур?
4) +.р улмине (п.=ере==.: савёна==.): ёшала==.?
5) Вёл пир.н икк.м.ш (=ёкёр: =у)?
6) +ынсем =.р улмине пахчасенче (лашапа: .непе) ларта==.?
7) Пысёккисене ачасем (пулёша==.: .=ле==.)?
8) Уйсенче =.р улмине (самолетпа: тракторпа) ларта==.?
9) Ёна к.ркунне копалкёпа (ларта==.: кёлара==.)?
10) +ынсем =.р улмине алёпа (пу=тара==.: п.=ере==.)?
Опоры в виде готовых кластеров: таблиц: планов и схем также помогают учителям научить вести школьникам несложный монолог по темам: подсказывая им соответствующую лексику и общее направление монолога? В процессе работы с кластерами: таблицами и схемами совершенствуется речевая подготовка школьников? Данный подход позволяет снять многие трудности: с которыми сталкивается учащийся при составлении монологических высказываний?
Некоторые примеры?
1? Просмотрите фотографию цапли? Используя план: расскажите об этой птице?
1) Кайёк м.н ятлё?
2) Вёл м.нле?
3) Ё=та пурёнать? (Вёрманта-и: уйра-и: садра-и?)
4) Ми=е =ул пурёнать?
5) +ут =анталёка м.нле усё парать?
2? Просмотрите фотографию интерьера кондитерской фабрики и заполните таблицу нужными словами% нумай: пылак: =ие==.: т.рл.: тёва==.? Впишите в последнюю строку правильный перевод предложения% Нельзя есть много сладости? Пользуясь полученными предложениями: расскажите о кондитерской фабрике?
1?
Кашни
ача
=им.=
юратать
2?
Пылак
=им.=е
кондитер
фабрикинче
3?
Кондитер
фабрикинче
специалист
.=лет
4?
+ынсем
пылак
апат
юратса
5?
Пылак
апат-=им.=а
=имелле
мар
Перевод%
1) Пылак апат-=им.=е пит. нумай =имелле?
2) Пылак апат-=им.=е нумай =имелле мар?
3) Пылак апат-=им.=е нумай та: сахал та =имелле?
3? Просмотрите фотографию деревенского пейзажа? Рядом с вопросительным знаком запишите конец предложения? Расскажите о дереве: пользуясь полученными предложениями?
1) +ын 2) +ынсем 3) Йывё= 4) Йывё=сёр
йывё=ран =ын =.р пурнё=.
=уртсем: =инче пурнё=.нче йывё=па
пысёк пурнё= савёт-сапа:
вырён тачё
?
?
с.тел-пукан ?
?
Подсказка% =ук: =ыхённё: тёва==.: =ыхённё?
4? Просмотрите 2 фотографии: выполненные в жанре интерьера и экстерьера культурно-выставочного центра? Перескажите их: пользуясь данными вопросами?
1) «Радуга» чёвашла м.нле пулать?
2) Культурёпа выставка центр.нче =ынсем м.н тёва==.?
3) Картинёсемпе камсем паллаштара==.?
4) Экскурсоводсем м.н =инчен каласа пара==.?
5) Центрта час-часах камсене курма пулать?
6) +амрёк художниксем кунта м.н тёва==.?
7) Центрта т.л пулусем час-часах ирте==.-и?
8) Т.л пулусенче =ынсем м.н тёва==.?
Приведенные упражнения свидетельствуют о том: что на основе фотографий можно развивать следующие коммуникативно-речевые умения?
№
Коммуникативно-речевые умения
1?
Осуществлять поиск информации?
2?
Отделять основную информацию от второстепенной?
3?
Фиксировать необходимую информацию из увиденного?
4?
Участвовать в беседе: обсуждении: научить выражать свое мнение?
5?
Запрашивать необходимую информацию: обмениваться информацией?
6?
Составлять рассказ на основе полученной информации?
7?
Пересказывать видеосюжет?
Успех реализации заложенного в вфотоматериале образовательного потенциала во многом зависит от умения учителя чувашского языка методически грамотно организовать работу с ним? Учитель может составить свой комплекс упражнений на базе фотографий для формирования умений монологической речи?
15