Проект Профилактика правонарушений у несовершеннолетних через ознакомление детей с правами человека Старший дошкольный возраст
Проект
«Профилактика правонарушений несовершеннолетних через ознакомление детей с правами человека»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Выполнила педагог-психолог
Ягина Л.Н.
структурного подразделения «Детский сад№16 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
2014год
«Закон это то, что не мешает,
а помогает гражданину жить,
поэтому детям нужно знать
свои права и обязанности».
Проблема.
Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Численность детей с асоциальным поведением неуклонно растет. Если раньше «проблемными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги применяют выражение «трудный ребенок». Отклоняющееся поведение детей важная проблема, для решения которой назрела острая необходимость активных педагогических действий в организации его профилактики, начиная с дошкольного возраста. В дошкольном детстве закладываются предпосылки возможных поведенческих отклонений (А.С. Белкин и др.), и именно этот период является сенситивным к педагогическим воздействиям. Следовательно, в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические меры.
Чтобы избежать многих правонарушений в детской среде, ребенку необходимо знать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Где бы ни жил, в каких бы условиях ни воспитывался ребенок, он должен знать, что может найти ответы на волнующие его вопросы. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения. Очевидно: если мы хотим жить в государстве, в котором соблюдаются права и свободы человека, где толерантность станет не абстрактным идеалом, а реальным фактом, важно поднять уровень правовой культуры в обществе. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты.
Знание прав это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности.
Человеческое достоинство это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Потенциал ребенка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. Учитывая все это, я признаю значимость выраженной проблемы.
Цель проекта: способствовать формированию основ правовых знаний детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
2. Развивать Я-сознание ребенка, свободу самовыражения и самопрезентации.
3. Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
4. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
5. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
6. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия(в том числе внешнего облика, физических недостатков), к достоинствам другого человека.
Принципы построения проекта.
-Доступность предлагаемого материала.
-Систематичность и постепенность его усвоения.
-Наглядность и практическое применение.
-Индивидуальный подход.
-Учет возрастных особенностей.
-Коллективное взаимодействие.
-Гуманизация (сотрудничество с ребенком, учитывая точку зрения, не игнорировать его права и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера).
В качестве средств, правового воспитания используются: сказочные персонажи, игровые формы, чтение художественных произведений с последующим обсуждением, создание проблемных ситуаций и проекта выхода из них, рассматривание картин, беседы о жизни детей в разных странах.
Система работы по формированию правовых знаний носит развивающий и профилактический характер, способствует развитию социальной уверенности ребенка и предупреждению социально неуверенного поведения.
В системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в нашем ДОО мы используем следующие формы:
-просветительская (оформление информационного стенда, памятки для родителей, выступления на родительских собраниях и др.);
- консультативная (оказание помощи семье по вопросам правового воспитания);
- практическая (анкетирование, организация совместных выставок, привлечение родителей для участия в деятельности ДОО, импровизации, инсценировки по мотивам сказок, моделирование и анализ ситуаций, беседы по правовому воспитанию старших дошкольников и др.).
Ожидаемые результаты:
- активизировать деятельность детей,
- стимулировать их готовность отстаивать свои права,
- защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умение их реализовывать.
Условия для успешной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений:
1. Профессионально и психологически подготовленный педагогический коллектив.
2. Достаточная материальная база и научно-методическое обеспечение.
3. Принятие и понимание педагогом личности ребенка.
Календарно-тематическое планирование по правовому воспитанию
Для реализации поставленных задач наметила работу по двум направлениям:
-с детьми
-с родителями
Тематическое планирование мероприятий по правовому воспитанию.
№
Мероприятия с детьми
Мероприятия с родителями
Сроки проведения
1
2
3
Занятие-беседа «Я - человек» Беседа о сходстве и различии людей, игры «Вопрос-ответ», «Посмотрите на меня» Домашнее задание: Рисование на тему «Автопортрет»
Занятие с детьми на тему: «Естественные права» Цель: Познакомить детей с правом на достойное существование, с правом на любовь и заботу, воспитывать в детях доброту, внимание к людям.
Художественная деятельность рисование на тему «Моя семья»
Лекторий для родителей «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей»
Оформление информационного стенда по правовому просвещению родителей (нормативно-правовые документы (выписки из Конституции РФ,
Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного Кодекса РФ, Закона об образовании и др.),
октябрь
4
5
6
«Что такое права человека» Цель: Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы, игра «Для чего этот предмет»
Домашнее задание:
Придумать вместе с родителями и нарисовать эмблему к макету книги «Конвенция о правах ребенка».
Тема: « Дом» Цель: Развивать правовое мировоззрение. Познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социально- нравственному развитию
Игра «Свой, знакомый, чужой»
Изготовление папки-передвижки «Профилактика жестокости и агрессии в семьях»
Статья в информационном уголке «Скажем жестокости «Нет!»
Родительское собрание «Поощрения и наказания в практике семейного воспитания»
ноябрь
7
8
9
Занятие на тему: «Толерантность» Цель: научить различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, возраста, роста. Воспитывать в детях доброту, внимание к людям.
Тема: «Доброта» Цель: Воспитывать в детях доброту, внимание к людям. Учить рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Развивать нравственные представления.
Чтение сказок «Серая шейка», «Гадкий утенок» обсуждение.
Беседа «Это важно помнить родителям»
Статья в информационном уголке «Куда можно обратиться за помощью и за поддержкой»
декабрь
10
11
12
Тема: «Жизнь» Цель: Воспитывать в детях доброту, уважение, внимание к близким людям, прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением. Учить рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Беседа «Здоровый образ жизни - что это такое»
Художественная деятельность «Рисуем счастливый мир»
Выставка детских рисунков на тему «Я -радуюсь когда .»
Деловая игра «Забота о здоровом образе жизни»
январь
13
14
15
Тема: « Долг» Цель: Совершенствовать знания детей о социальных нормах, развивать нравственные представления. Учить разграничивать понятия «могу», «хочу», «должен», «обязан».
Беседа «Осторожно улица» (опасные случаи на улице) Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.д.)
Чтение художественной литературы: сказки «Лиса и заяц», «Дикие лебеди», «Теремок», «Кот в сапогах», «Кукушка»
Родительское собрание «Охрана здоровья и безопасность детей»
Статья в информационном уголке «Будь ребенку другом»
Тест «Какой вы родитель?»
февраль
16
17
Тема: « Ответственность» Цель: Познакомить с понятием ответственность». Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Обсуждение и анализ художественных произведений В.Катаева «Цветик-семицветик», В.Гаршина «Лягушка- путешественница», сказки «Волк и семеро козлят»
Консультация «Воспитание без физического наказания»
Изготовление стенда детских рисунков «Я имею право»
март
18
19
20
Тема: « Труд» Цель: Дать детям представление о профессии взрослых. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей. Учить понимать важность и значимость профессиональной деятельности взрослых, как для общества, так и для самих детей.
Беседа «Если меня обижают родители»
Обсуждение и анализ художественных произведений «Снежная Королева», «Красная Шапочка», «Хаврошечка»
Консультация «Типы родительской любви».
Изготовление папки-раскладушки « Пять рецептов избавления от гнева»
апрель
21
22
Тема: « Дружба» Цель: Воспитывать доверительное отношение друг к другу, развивать чувство ответственности за другого человека, формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении.
Обобщающая беседа «Знаете ли вы свои права?» Цель: Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство уважения к другим
Родительское собрание «Чужих детей не бывает»
Оформление плаката «Мы против насилия»
Буклет «Наши дети – это наша старость»
май
Приложение
Занятие № 1
Тема: «Я - человек»
Программное содержание:
Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Оборудование и материалы: фотографии детей группы, ватман, маркеры, магнитофон с аудиозаписью танцевальной музыки.
Ход занятия:
Дети садятся в круг, педагог-психолог просит каждого ребенка назвать свое имя, рассказать о своих любимых вещах. После выполнения этого задания детям предлагается игра.
Игра «Вопрос - ответ»
Дети под музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос:
«Твои любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сестры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?»
По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».
Педагог: Все дети планеты Земля очень похожи друг на друга, ведь, несмотря на внешние различия, у всех людей одинаковое строение тела. Назовите части тела человека. (Ответы детей.)
А теперь послушайте шуточное стихотворение про парные части тела.
Шепчет ротик: «Эй, послушай!
Что ты, носик, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил?».
Грустный носик отвечал:
«Разве ты не замечал?
Ушек двое, глазок двое,
Две руки и две ноги.
Только мы живем с тобою
В одиночку, чудаки».
«Ты напрасно, носик, тужишь.
Говорил тебе не раз.
Если мы с тобою дружим,
Значит, тоже двое нас?».
Игра «Посмотрите на меня»
Ребенок (хорошо, если это будет новенький или долго отсутствовавший ребенок) ложится на длинный лист бумаги. Педагог обводит контуры его тела. Затем дети по очереди, глядя на ребенка, добавляют к силуэту детали и объясняют, что они рисуют: цвет волос, черты лица, одежду.
Социальный педагог: Дети, а что можно пожелать нашему герою. Как это можно изобразить на плакате? (Дети рисуют вокруг портрета улыбки, солнышко, цветы, игрушки и т.д.)
Педагог: Ребята, а если бы вы пришли в новый детский сад, то, как бы вы хотели, чтобы к вам относились? Как сделать так, что бы никто в нашей группе не чувствовал себя одиноким.
Итог занятия
Вывод: у детей разных стран гораздо больше общего, чем различий. Относиться к другому человеку надо так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Домашнее задание: Рисование на тему «Автопортрет»
Занятие N 4
Тема: «Что такое права человека»
Программное содержание:
Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.
Оборудование и материалы: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых, на образование, макет книги «Конвенция о правах ребенка», старые вещи для игры «Для чего. Этот предмет».
Ход занятия
Педагог-психолог: Ребята, в помещении нашей группы в разных местах спрятано что-то очень ценное, нарисованное на альбомных листах. Давайте займемся поискам.
Заранее, перед приходом детей, необходимо спрятать картинки. Нашедшего картинку воспитатель просит объяснить, что на ней нарисовано. (Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все картинки.) По окончании игры картинки выставляются на стенде.
Педагог-психолог: На этих картинках нарисовано самое важное, что необходимо ребенку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребенка. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.
Игра «Для чего этот предмет»
Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т.д.). Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.
Педагог-психолог: дети, в этой игре вы все использовали свое воображении, фантазию. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все, с момента рождения, обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.
Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка».
Педагог-психолог демонстрирует детям красиво оформленный макет «Конвенции о правах ребенка». «Конвенция» - эта международный договор по специальному вопросу. Конвенция о правах ребенка - эта международный договор о защите прав всех детей.
Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!
Педагог-психолог: Ребята, а что значит, не нарушать права другого человека? Что для этого нужно делать? (Ответы детей.)
Итог занятия
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: права необходимы ребенку для счастливой жизни, они записаны в Конвенции о правах ребенка, никто не должен их нарушать.
Домашнее задание: Придумать совместно с родителями эмблему к макету «Конвенция о правах ребенка».
15