Конспект урока Народная медицина и здоровье
Народная медицина и здоровье.
Имя существительное.
Значение и разряды имён существительных.
Количество часов – 2
Цели – развивать умение распознавать имена существительные в текстах и
речи;
– активизировать познавательную деятельность учащихся,
стимулировать и развивать мыслительные процессы;
– воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Тип обучения: урок систематизации знаний, умений и навыков
Оснащение: 1. Сборник текстов для практических занятий по русскому
языку;
2. Учебное пособие по русскому языку для студентов
неязыковых вузов. КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова.
Алматы, 2009г.;
3. Тексты, таблицы.
Что должен освоить студент: основные формы и методы народной
медицины.
Что должен знать студент: употреблять имя существительное в текстах.
План занятия: 1. Организационный этап
2. Актуализация
3. Формирование новых понятий и способов действия
4. Применение. Формирование умений и навыков
5. Подведение итогов занятия
6. Этап информации о домашнем задании
7. Комментирование оценок
Ход занятия
I. Организационный этап
Приветствие. Проверка присутствующих на занятий. Запись на доске даты и названия темы занятия.
II. Актуализация
Проверка домашнего задания
(устный опрос учащихся по предыдущей теме)
III. Формирование новых понятий и способов действия
Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопросы кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?
Например: 1. – Кто это?
– Это врач (терапевт, хирург, инженер, писатель)
2. – Что это?
– Это дом (город, больница, лаборатория)
К одушевлённым также относится имена существительные типа группа, народ, толпа, детвора, студенчество и т. д.
Собственные существительные являются названиями единичных предметов.
К существительным собственным принадлежат не только имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных. Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы, а собственные – с большой буквы.
Собирательные существительные обозначают множество однородных предметов как неделимое целое.
Например: молодёжь, студенчество, березняк, листва.
Предметно – вещественные существительные называют конкретные предметы – вещи (стол, стул, книга, портфель), а отвлечённые существительные – различные отвлечённые понятия (добро, зло, правда, ложь). Каждое существительное в русском языке относится к одному какому – нибудь роду – мужскому, женскому или среднему.
К мужскому роду относится:
– существительные, оканчивающиеся на согласную
твёрдая основа – мозг, желудок
мягкая основа – геморрой, профилакторий
К женскому роду относятся:
– существительные, оканчивающиеся на – А
твёрдая основа – дёсна, губа
– существительные, оканчивающиеся на – Я
мягкая основа – доля, петля, малярия
К среднему роду относится:
– существительные, оканчивающиеся на – О
твёрдая основа – лекарство, тело, ухо
– существительные, оканчивающиеся на – Е
мягкая основа – лёгкое, сердце, ожирение
Имя существительные в русском языке изменяется по числам. Большинство существительных употребляется и в единственном, и во множественном числе. В единственном числе существительные обозначают один предмет: книга, студент, преподаватель, во множественном числе – два или несколько предметов: книги, студенты, преподаватели. Показателем множество числа является окончание.
Существительные мужского рода во множественном числе
Он Она
студент
музей
словарь
преподаватель студенты
музеи
словари
преподаватели
диалоги
учебники
успехи
этажи
карандаши
врачи
товарищи
– г, – к, – х,– ж, – ш, – ч, – щдиалог
учебник
успех
этаж
карандаш
врач
товарищ
Существительные мужского рода на твёрдый согласный имеют во множественном числе окончание – ы.
Существительные мужского рода, оканчивающиеся на – й и – ь, имеют во множественном числе окончание – и.
После г, к, ж, ш, ч, щ никогда не пишется ы, а пишется и.
Существительные женского рода во множественном числе
Она Они
карта
буква
статья
аудитория
тетрадь карты
буквы
статьи
аудитории
тетради
книги
ручки
портнихи
калоши
передачи
рощи
– г, – к, – х,– ж, – ш, – ч, – щкнига
ручка
портниха
калоша
передача
роща
Существительные женского рода на – а имеют во множественном числе окончание – ы.
Существительные, оканчивающиеся на – я, – ь и – ия, имеют во множественном числе окончание – и.
Существительные мужского и женского рода с основой на г, к, ж, ш, ч, щ во множественном числе имеют окончание – и.
Существительные среднего рода во множественном числе
Оно Они
окно
письмо
море
имя
время
племя
знамя окна
письма
моря
имена
времена
племена
знамёна
Существительные, имеющие форму только единственного числа
Это существительные, обозначающие:
а) вещества: железо, медь, хлор, кислород, водород;
б) продукты: молоко, рис, рыба, масло, сахар;
в) чувства и некоторые абстрактные понятия: любовь, ненависть, красота,
радость, молодость, внимание;
г) совокупность предметов и лиц (собирательные понятия): молодёжь,
студенчество, человечество, одежда, обувь, посуда, мебель, сырьё:
д) названия лекарств, болезней, трав: аспирин, анальгин, грипп, зверобой;
е) некоторые овощи, фрукты и ягоды: картофель, капуста, свёкла, морковь,
лук, виноград, смородина;
ё) названия стран света: север, юг, запад, восток;
ж) названия месяцев: январь, май, сентябрь;
з) собственные имена существительные: Алматы, Индия, Абай Кунанбаев,
Александр Пушкин;
и) некоторые действия: помощь, борьба, плавание.
Существительные, имеющие форму только множественного числа
Только во множественном числе употребляются:
а) некоторые существительные, обозначающие продукты и вещества:
консервы, сливки, духи, дрова;
б) существительные, обозначающие парные предметы: ножницы, очки,
весы, грабли;
в) существительные, обозначающие названия промежутков времени,
состояние природы, событий, игр: сумерки, сутки, каникулы, прятки,
шахматы, проводы, заморозки;
г) собственные имена существительные, обозначающие географические
названия: Гималаи, Карпаты, Сокольники, Жигули.
Падежи имён существительных
В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? что?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чём? Падежные вопросы кто? что? кому? кем? о ком? задаются к одушевлённым существительным, а вопросы что? чего? чему? чем? о чём? к неодушевлённым существительным. Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:
1. найти слово, к которому относится существительное;
2. поставить от этого слова к существительному вопрос.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
Задание 1 по сборнику текстов для практических занятий по
русскому языку.
Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже.
Смех лечит
О (влияние) положительных эмоций на ход различных (заболевания) врачи знали ещё в XVI веке. Английский учёный Сиденгам писал: «Прибытие паяца в город значит для (здоровье) его (жители) больше, чем десятки и нагруженных (лекарства) (муллы)».
Н. И. Пирогов утверждал, что у (победители) раны заживают скорее, чем у побеждённых. А спортивные врачи давно заметили, что у (футболисты) победившей команды травмы проходят быстрее, чем у проигравшей.
Когда человек радуется, в его (организм) более интенсивно происходят жизненные процессы.
Жизнь и выздоровление больного во многом зависят не только от правильного (лечение) и тщательного (уход), но и от хорошего (настроение), веры в успех (лечение). Добрая шутка (лекарство) помогает.
При (обследование) долголетних (жители) выявлено, что у них почти у всех жизнерадостный характер.
Задание 2 по сборнику текстов для практических занятий по
русскому языку.
Допишите окончания существительных. Определите их род, число, падеж, склонение. Укажите, какие из них являются дополнениями.
Строение и функции кожи
Участвуя в теплорегуляции…, кожа играет большую роль в обмен… веществ и энергии… Представляя собой наружный покров тел…, она несут защитную функции… . Через многочисленные рецепторы кож… устанавливается связь организма с внешней сред… .
Кожа состоит из двух сло…: наружного, получившего название надкожиц…, и внутреннего – собственно кож… . Надкожица образована многослойным эпителии… и делится на поверхностный слой и глубокий.
Поверхностный слой состоит из мёртвых ороговевших клеток. Клетки глубокого слоя имеют вытянутую форму… и большие ядра. В их протоплазм… происходит отложение пигмента (красящего вещества).
Надкожица защищает организм от проникновения бактерии… . Собственно кожа обладает элостичност… и состоит из клеток и большого количества волокон соединительной ткани… . Она вдаётся в надкожиц… многочисленными выступами – сосочками, которые снабжены большим количеств… кровеносных сосудов. В сосочк… оканчиваются нервы и лежат рецепторы.
Под кож… находится подкожная жировая клетчатка. Она состоит из пучков волокон соединительной ткани.
V. Подведение итогов занятия
1. Что такое имя существительное? Приведите примеры.
2.
VI
VII