урок по ИКБ на тему:Участие башкир в заграничных походах русских войск.
Тема урока: Участие башкир в заграничных походах русских войск.
Задачи:
1. Проанализировать участие башкир и других полков края в заграничных походах русских войск
2. Рассмотреть башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 г.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Тема нового урока:
1.В начале 19 века башкир превратили в военных людей. Вместо уплаты налогов они отныне должны были нести военную службу. Башкиры охраняли восточные границы Русского государства. Вместе с русскими войсками они участвовали во всех войнах России. Самый большой след оставили башкирские конники в Отечественной войне 1812 года. Башкирские полки приняли активное участие в сражениях и в период вторжения Наполеона в Россию и в период заграничных походов русских войск.
Башкиры были вооружены ружьями, пистолетами, саблями, пиками, луками и стрелами.
Военное обмундирование башкир в то время отличалось от формы русской армии. Воин башкир носил суконный сэкмэн (кафтан) синего и белого цвета. Широкие шаровары синего цвета с красными лампасами, белую остроконечную войлочную шапку, сапоги из конской кожи, ременный пояс, кожаную портупею для сабли и подсумок. Под кафтан надевалась кольчуга.
Башкиры мастерски стреляли на большое расстояние в цель. Обычно стрела, выпущеннаявоином, могла пронзить на 15 саженей (30 м) не только человека, но и лошадь.
Участие народов Башкирии в заграничных походах России в 1812-1817гг.
Иррегулярные полки из Башкирии участвовали и в заграничных походах. 2-й башкирский полк в составе корпуса генерала П.М.Волконского 27 января 1812 года вступил в Варшаву. Затем он сражался на подступах к Береславлю. С января 1813 года в осаде и штурме Данцига активно участвовали восемь башкирских, 2-й тептярский, калмыцкий, Оренбургский атаманский казачий полки. Из них своим воинским искусством отличился 1-й башкирский полк. Его были награждены орденами. Так же 1-й башкирский полк принимал участие в сражениях под Берлином, 8-й. 12-й, 13-й, 16-й башкирские полки совместно с регулярными частями осаждали крепость Глогау. 4 и 7 октября 1813 года 4-й, 5-й, 9-й и 14-й башкирские полка участвовали в сражении под Лейпцигом, известном под названием «Битвы народов». В этой битве французы назвали «амурами» за хорошее владение луками. В честь подвига русских войск под Лейпцигом был сооружен памятник. За отвагу и мужество башкирские воины были награждены орденами
Освобождая Германию, башкирская и казачья конницы вместе с армейской кавалерией помогали русским войскам выбить французов из Гамбурга, Эрфурта Берлина, Веймара. Франкфурта на Майне. Участвуя в наступлении армии полки башкирских и казачьих победоносно вступили в Париж. Все воины полков получили серебряные медали.
В отечественной войне 1812 года ярко проявилось братское содружество народов России.
Башкиры охраняли восточные границы Русского государства. В Отечественной войне 1812 года Башкирские полки приняли активное участие в сражениях и в период вторжения Наполеона в Россию и в период заграничных походов русских войск. Башкиры сами вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки и охотно шли на службу, они даже были готовы умереть за землю русскую.
Башкирский народ помогал и деньгами и отдавал своих самых хороших коней.
За свою храбрость и неустрашимость им были вручены медали.
Во время войн башкиры встали на защиту Родины и внесли большой вклад в дело разгрома врага.
2. Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года, где они доказали преданность и усердие отечеству. В боях за свободу России крепла боевая дружба народов Башкирии.
У башкирского народа было бесценное богатство, в правдивость которого верил каждый, богатство, не отраженное ни в каких ведомостях, а живущее с самим народом и в самом народе; богат ство вдохновляющее, с верой в будущее, это – песня народная.
Венгерский ученый Вильгельм Проле, собиравший в 1901 году в Башкирии народные песни, пришел к заключению, что «башкиры известный как поэтически и музыкально высокоталантливый народ, и их песни поются повсюду в соседних областях».
В башкирском фольклоре чрезвычайно богато представлена на родная песня (йыр). Являясь сокровищницей башкирской музыкально-поэтической культуры, песни, наряду с кубаирами и эпическими поэмами, занимают выдающееся место в художественном творчестве народа. Содержание башкирского устного народного творчества, особенно песен, как эпических, так и лирических, представляет собой, в сущности, опоэтизированную историю и быт народа. В них в наиболее совершенной художественной форме выражен национальный характер народа, раскрыт высокий уровень его музыкально-поэтического творчества.
В народной песне, целостность которой достигается синтезом поэтического текста и мелодии, заложена особая сила идейно-эстетического воздействия. Русские краеведы и этнографы, интересовавшиеся бытом и культурой башкир, высоко оценили их музыкально-поэтическое творчество. Музыкант-этнограф С. Г. Рыбаков, который в конце XIX в. очень много сил вложил в собирание и изучение башкирских народных песен, писал, что они «музыкальны, эффектны и дышат какой-то особенной ширью и размашистостью; веет от них своеобразной прелестью и чувствуется стремление к чему-то неопределённому, мечтательному В со держании башкирских песен заметен элемент житейской философии, склонность к философским взглядам на вещи».
По своей тематике и содержанию старинные башкирские на родные песни чрезвычайно богаты и разнообразны. Можно сказать, что все или почти все они, по всей вероятности, созданы в период, охватывающий XVII – XIX века. Более древние песни (точнее - поэтические тексты песен) трудно установить: они просто не дошли до нас, а если и дошли, то в процессе различных изменений потеряли признаки конкретной эпохи, стали неузнаваемыми.
Башкирские народные песни можно разделить на следующие группы: 1) исторические песни: об исторических событиях и личностях; о местных правителях и других начальниках; 2) о жизни и быте; о родной стороне; 3) о ссыльных и беглецах; 4) о любви и женской доле; 5) обрядовые песни; 6) шуточные песни; 7) плясовые песни (такмаки). Следует оговориться, что понятие «историчность» относится не только к собственно историческим песням. Историчность в той или иной мере присуща всем песням, потому что они, к какой бы группе не были отнесены, – плод определенного исторического отрезка времени. В песне так или иначе отразились особенности социально-политической и культурно-бытовой жизни определенной эпохи, в ней выражены характерные для своего времени переживания и мечты человека, его взгляды и отношение к жизни. С этой точки зрения все песни, который заслужили право сохраниться в памяти народа, переходить от одного поколения к другому, – исторические.
Исторические песни о войне 1812 года, рожденные в условиях огромного и душевного подъема на первый план ставили изображение народных масс: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились его мысли и чаяния.
Отечественная война 1812 года, явившаяся суровым испытанием для всей России, укрепила дружбу башкирского и русского народов. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем и героический дух солдат пронизывают башкирские народные песни о войне с наполеоновской армией. В песне «Кутузов» воспевается слава великому русскому полководцу, в составе армии которого сражались и башкирские воины. Радость одержанной победы над врагом выражена в кавалерийской песне «Любизар»: Наполеона знали мы, Да и Париж видали мы, Когда французов побеждали, Землю потрясали мы. Любезники, любизар, Молодчина, молодец! Образ воина-героя, наделённого яркими национальными чертами, показан в песне «Командир Кахым», посвященной командиру одной из башкирских частей. Он изображен энергичным, умным и волевым руководителем солдат. Напев узун кюй вольный, свободный, и начинается он с фазы диапазоном почти в две октавы, как бы намечающей широкий горизонт песни. И на этом фоне выражается печаль солдат по поводу безвременной утраты командира (Кахым-туря после войны, возвращаясь со своей частью на родину, по неизвестной причине умирает в городе Владимире). Конь вороной Кахым-тури был славен, Дугою шею гнет он на ходу. Когда Кахым-туря сей мир оставил, Его сменил майор на том посту.Не прочь коня Кахыма взять майор бы, Да не дается конь тот вороной. Рыдают триста человек, и в скорби Нет сил могилу рыть в земле чужой.Был под Кахымом серый конь всегда, вай-кем, Колечками спадал вихор со лба. Когда Кахым-туря приказ давал, вай-кем, То правою рукой курай сжимал В популярной песне «Баик» рассказывается о последнем этапе Отечественной войны – о том, как башкирский народ с радостью и ликованием встречал возвратившихся домой воинов славной кутузовской армии-победительницы. Ох, французов миллион,Царь у них – Наполеон,Подошел уже к столице,На её пороге онОй, Ой, Ой, Ой, Ой какой француз герой.Ой, Ой, Ой, ОйС нашей кончил он страной.Ухмыляется в лицо,Ногу поднял на крыльцо.Азаматы, словно львы:Быть врагу без головы!Свет в глазах у львов лучится,Повидали много львы.Эй, эй, эй, эйМёду сладкого налей,Льва – батыра одобряя,Хлопни по спине сильнее. В первой половине XIX века в знак благодарности башкирским поискам за их военные заслуги, в Оренбурге началось строительство Караван-сарая. Печальная история с его постройкой легла в основу народной песня «Караван-сарай», замечательной по своей мелодии, глубине мысли и непревзойденному поэтическому мастерству. Качает и крушит, плечи расправив, хай, плечи расправив, Ломает камни для дворца, хай, в горах. Майор сказал – зданье для нас, хай, зданье для нас, Так как героями были в войне, хай, на полях сражений . Так начинается песня, а звучащее дальше глубокое разочарование народа, обманутого царизмом, имеет свою историю. С Караван-сараем, возводившимся по проекту архитектора А. П. Брюллова, связывалась надежды народа на учреждение в Оренбурге культурного центра. (Во дворце должны были разместиться гостиница для приезжих башкир, а также школа для башкирских детей). Расходы по строительству Караван-сарая целиком были возложены на плечи народа. Были собраны крупные пожертвования, в сооружении дворца приняли участие десятки тысяч башкир. Но мечта народа не сбылась: в 1841 году, после окончания строительства, Караван - сарай был занят под канцелярию командующего башкирскими войсками и частично под казармы Любопытно, что в одной исторической рукописи высоко оценивается доблесть башкирских войск, участвовавших в Отечественной войне 1812 г., сообщается, что о ратной храбрости башкир с большим интересом писали некоторые немецкие и французские поэты, писатели, а также художники. В ней же утверждается, что башкирские кавалеристы посетили театр в городе Веймар, где их приветствовал великий немецкий поэт Гёте. В ответ башкиры подарили ему лук со стрелами. Гёте хранил их дар в своей квартире и, будучи уже в преклонном возрасте, во время прогулок в саду, тешил себя стрельбой из этого лука. В рукописи сообщается также, что друг поэта Эккерман в свое время писал об интересе, проявляемом Гёте к башкирам, а через них – к другим восточным народам. Некоторые из владеющих грамотой башкирских воинов и сами пытались оставить память о великой войне против наполеоновской армии, чаще всего прибегая к форме стихотворных посланий. Войсковой мулла Якшигул, сын Зианчуры, отправил из Парижа послание на родину, некоему Мусе, сыну тархана Кучука. В стамбульской рукописи приводится четверостишие из этого письма, муна-жата по своему содержанию: Скорбь какая! С родиной разлучила ты нас судьба, Каждый день бога мы без устали молим возвратить нас домой Богу мы доверяясь, пустились в опасный путь, Ангел пусть нас защитит, разверзнув свое седьмое небо Патриотические чувства и мысли, так образно выраженные в устно-поэтическом творчестве, естественно, вызваны беззаветной преданностью людей родине, постоянной заботой о ее защите. В то же время идею патриотизма трудового парода, живущего под социальным и национально-колониальным гнетам, было бы неправильно рассматривать в отрыве от народно-освободительных идей. Формы поэтического выражения патриотизма в башкирских песнях различны, но главная суть одна: патриотизм тех времен представляет собой сочетание в едином целом двух противоположных друг другу идей,- любовь к родине, гордость за неё и готовность защищать её, с одной стороны, сочетаются с ненавистью к существующим на родной земле несправедливым общественным порядкам и с протестом против социального и национального неравенства,- с другой. Разумеется, эта большая целостная идея проводится в песнях на разном уровне, на разной глубине.
Домашнее задание: Участие башкир в заграничных походах русских войск.