Доклад на тему: «Мотивация учения – основное условие успешного обучения»


Доклад на тему: «Мотивация учения –
основное условие успешного обучения»
Цель:
через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация учения» и получению представлений о формировании мотивационной сферы учения.
 Задачи:
1.Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «Мотивация учения».
2.Разработать структурную схему «Мотивационная сфера учащегося».
3.Используя практический опыт учителей, познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения.
План проведения:
1. Сообщение о теме заседания МО, его цели и задачах.
2. Обоснование выбора темы.
3. Краткие теоретические сведения по проблеме.
4. Работа в группах.
5. Создание структурной схемы «Формирование мотивации учения»
6. Защита проекта группы.
7. Принятие решения.
  Оборудование:
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран
  Ход проведения МО:
Уважаемые коллеги!
Посещая уроки учителей нашей школы, я выделил следующие положительные моменты:
соответствие материала по сложности и типу класса;
оптимальный темп урока;
общая эрудиция учителей;
культура и выразительность речи учителей;
сотрудничество с учащимися.
  Но вместе с тем есть и негативные моменты:
недостаточная мотивировка учащихся;
стандартность форм работы на уроке;
недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке.
  Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом.
  Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.
  Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?
  Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
  Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.
Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация - побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
 Смысл учения – внутреннее отношение учащегося к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:
осознание учеником объективной значимости учения;
понимание учеником субъективной значимости учения.
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции – реакция учащегося на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
 Интересы – познавательно-эмоциональное отношение ученика к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
 
   Дальнейшая наша работа будет проходить по группам, всего групп пять, по количеству компонентов сферы учения.
Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения, каждая группа оформляет свои результаты в виде презентации и защищает свой проект. 
Задание для I группы: 
  Уважаемые коллеги! Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – смысл учения.
 В  задачу вашей группы входит:
1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование смысла учения. Если вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
2.Зафиксировать выбранные вами утверждения.
3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).
  Установки и действия педагога:
совместная с обучающимися работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей наших учащихся;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание ситуации успеха;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
  Смысл учения – внутреннее отношение обучающегося к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:
осознание учеником объективной значимости учения;
понимание учеником субъективной значимости учения.
 Задание для II группы:
 Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – мотив учения.
 В  задачу вашей группы входит:
1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование мотива учения. Если вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
2. Зафиксировать выбранные вами утверждения.
3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).
  Установки и действия педагога:
совместная с учащимися работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей обучающихся;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание ситуации успеха;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
 Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
 Задание для III группы:
 Уважаемые коллеги!  Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – постановка целей.
В  задачу вашей группы входит:
1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование постановки целей. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
2. Зафиксировать выбранные вами утверждения..
3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).
Установки и действия педагога:
совместная с учащимися работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей учеников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание ситуации успеха;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
  Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
 Задание для IV группы:
 Уважаемые коллеги! Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоциональный настрой.
В  задачу Вашей группы входит:
1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование эмоционального настроя. Если вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
2. Зафиксировать выбранные вами утверждения..
3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).
 Установки и действия педагога:
совместная с обучающимися работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей учащихся;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание ситуации успеха;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
 Эмоции – реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности учащегося, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.   
 Задание для V группы:
 Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – интерес к учению.
В  задачу Вашей группы входит:
1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование интереса к учению. Если вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
2. Зафиксировать выбранные вами утверждения.
3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).
  Установки и действия педагога:
совместная с обучающимися работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей учащихся;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание ситуации успеха;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
  Интересы – познавательно-эмоциональное отношение обучающегося к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
  После выступления всех групп получается макет проекта "Формирование мотивации учения"