Разработка внеклассного мероприятия на тему Славянские обычаи и традиции в современном мире
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«СВИРСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАСНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: «Славянские традиции и обряды в современной России»
курс 1
Пояснительная записка
В современной России многие стремятся возродить утраченные духовные основы. Это происходит как на уровне самостоятельных энтузиастов, неосознанно извлекающих сокрытые пласты русской культуры в фольклорных клубах, изостудиях, литературных кружках и т.п., так и осознанно – людьми, глубоко проникнутыми идеями дохристианской русской (славянской) культуры и духовности, – современными славянскими родноверами.
Надо иметь в виду, что обращение к древней языческой духовности в XXI веке не может осуществляться путем полного ее копирования. Народная традиция не остается навсегда в неизменном законсервированном виде, но развивается в соответствии с современными особенностями и потребностями общества. Поэтому преемственность культуры и духовности не предполагает полного повторения прежних образцов.
Возрождение традиций и обрядов, прежде всего, – это возрождение нравственности, интереса молодежи к своей истории – истории Руси. Это и является основной целью мероприятия.
Интерес молодежи к традициям и обычаям своего народа, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен, но его надо развивать и закреплять.
2.План-конспект занятия
Дисциплина : Литература
Тема: Славянские традиции и обряды в современной России
Тип занятия: ПутешествиеФорма проведения: Беседа, демонстрация
Цели занятия:
Образовательная: Дать понятие традиции и обряда. Рассмотреть славянские традиции и обряды, которые используются в современной России. Пояснить происхождение этих традиций.
Развивающая: Развитие речи, развить способность грамотно вести диалог, развивать умения применять знания на практике.
Воспитательная: Показать величие народа. Воспитывать нравственные понятия.
Межпредметные связи : Связь с литературой, историей, русским языком, этнографией, этикетом
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия: Выставка атрибутов жизни русского народа
Дидактический материал: наборы для создания оберега – «берегини»
Технические средства обучения: проектор, презентация
Литература:
Основная: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – Иркутск, 1992г.
Дополнительная: Нравственные аспекты культурно-исторических традиций Русского народа. Михайлов Д.Ю., аспирант РАО ИОСО (Всеслав Летописец) – 2001г.
Ход занятия
Преподаватель: Когда меняются идеалы, разрушается старый уклад, привычный образ жизни, меняются стереотипы мышления, то это шок, стресс. Нужно время, чтобы прийти в себя и оправиться. Древнекитайское проклятие звучало примерно так: "Чтобы тебе жить в век перемен". Россия переживает именно это время. Переходный период, когда старые идеалы разрушены - образуется духовная пустота. Нужна новая идея, толчок к дальнейшему развитию, духовному возрождению. Отсюда снова большой интерес у русских людей вызывает своя древняя история и национальная культура.
В современной России многие стремятся возродить утраченные духовные основы. Это происходит как на уровне самостоятельных энтузиастов, неосознанно извлекающих сокрытые пласты русской культуры в фольклорных клубах, изостудиях, литературных кружках и т.п., так и осознанно – людьми, глубоко проникнутыми идеями дохристианской русской (славянской) культуры и духовности, – современными славянскими родноверами.
Надо иметь в виду, что обращение к древней языческой духовности в XXI веке не может осуществляться путем полного ее копирования. Народная традиция не остается навсегда в неизменном законсервированном виде, но развивается в соответствии с современными особенностями и потребностями общества. Поэтому преемственность культуры и духовности не предполагает полного повторения прежних образцов.
Однако, в возрождении русской дохристианской духовности существует ряд проблем, самая главная из которых – отсутствие достоверных сведений о ней. Это происходит оттого, что современная наука не всегда располагает достоверными историческими источниками. И поэтому чаще всего, мы говорим не о том, что было, а о том, что бы мы хотели, чтобы было в прошлом. Т.е. мы имеем дело не с историческими данными, а с нашими представлениями о них – с реконструкцией или даже с конструированием реалий прошлого, основанных на этногенетических и исторических мифах, отображающих прошлое как некий идеальный образ золотого века. Однако в силу понимания культуры как динамичной саморазвивающейся системы нельзя говорить о том, что те исторические мифы, которые создаются современными носителями языческой традиции, не имеют права на существование. Они так же объективно отражают представления современных язычников, как и давно сложившиеся исторические мифы.
Общий разноликий этнографический материал можно определить несколько путей популяризации и реализации элементов дохристианской духовности в современных условиях:
1. пропаганда исследований древнерусской духовности и культуры (от классических академических исследований до собственных сочинений идеологов современного язычества);
2. художественно-изобразительные средства: книги, фильмы, живопись (напр., картины М.Преснякова и В.Грибова), музыка (как этническая, так и современные стилизации и использование языческих текстов в различных рок-направлениях);
3. реконструкция древней повседневности и быта: ритуальной одежды, элементов украшений, вышивки, символики и пр.;
4. развитие славянских ратоборств или воинских искусств (напр., Славяно-горицкая борьба);
5. возрождение ведовства, знахарства, древней народной медицины: поиски самобытных рецептов и методик лечения, представлений о гармонии и чистоте, биоэнергетические и иные приемы на этнокультурной почве.
Таким образом, возрождение и реконструкция дохристианских верований и духовных традиций являются весьма актуальными для современной России. Однако часто действия современных родноверов, активно обращающихся к языческому прошлому, воспринимаются окружающими не как способ возвращения забытого духовного наследия, но как националистические и даже экстремистские проявления. Поэтому одной из задач представителей современного славянского (русского) язычества можно видеть распространение адекватной (понятной) объективной информации о себе и своих действиях, а также подчеркнуто тактичное отношение к законности и нахождению в рамках правового поля. При этом в случае нарушения своих конституционных прав на свободу вероисповедания (в данном случае – славянских или русских этнических религиозных традиций), их корректное отстаивание и освещение в СМИ может дополнить положительный, не отпугивающий образ родноверов как современных грамотных и дипломатичных людей, возрождающих дохристианскую духовность для общего блага.
Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русских сохранила также более поздние традиции и привычки, зародившиеся в начале 20 столетия.
Праздник, традиции, обычаи и обряды
1. Доклад студента «Праздник, обычай» (Приложение 1)
2. Доклад студента на тему «Традиция, обряд» (Приложение 1)
Праздники христианские и дохристианские
Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество, а язычество - Масленицу. Современность сохранила и некоторые языческие обычаи, среди которых большей популярностью пользуются колядование и свадьба.
Доклад студента на тему «Рождество (Коляда)» (Приложение 2)
Доклад студента на тему «Крещение» (Приложение 3)
Сценка. Гадания.
Гадание на священной книге.
Три девушки и два парня. Каждый загадывает себе номер страницы, строчку сверху или снизу. Потом открывают книгу по очереди и, задавая вопрос: «Что ждет меня в ближайшем будущем?», читают ответ вслух. Если прочитанное не очень ясно, то толкуют эту строчку по - своему.
Гадание на воске.
На столе перед гадающими блюдце с водой. Каждый по очереди поджигает свечку и льет растопленный воск в воду и по рисунку смотрит, что ждет его в будущем. Обязательное условие, каждый после того, как вылил воск, должен свечку погасить и передать другому.
Доклад студента на тему «Масленица. Пасха» (Приложение 4)
Сообщение на тему «Венчание и свадьба» (Приложение 5)
Преподаватель: Один из элементов русской жизни - поход в баню. Раньше русские делали это каждый день, так как "банятерапия" помогает при лечении простудных заболеваний, а также при снятии стресса и психических расстройств. Теперь же эта традиция переросла в развлечение. Сейчас в баню ходят раз в неделю или месяц, чтобы пообщаться с друзьями, попить пива. Некоторые современные бани имеют кабины для одного человека, а также для целой компании. Главные атрибуты русской бани: пар, березовый или дубовый веник, душистый чай с травами, квас или пиво.
Преподаватель: Бытовые традиции
Еще со времен социалистического строя у русских осталась масса старых привычек и обычаев. Из наиболее распространенных - уступать в общественном транспорте место пожилым людям и детям, варить летом варенье и консервировать фрукты и овощи, проживать во время отпуска на загородных дачах, на которых и выращиваются все необходимое для еды в летний период времени года. А также - ходить в гости и нести с собой что-нибудь "к чаю", посещать близких друзей или родных без предупреждения. Из наиболее закоренелых обычаев следует отметить квартирное проживание: практически 60% россиян всю свою жизнь проводят в однокомнатных, двух- или трехкомнатных квартирах. В чем же причина. Это тоже славянская традиция, которой мы не отдает отчета и она нам кажется нормой. Дело в том, что раньше родители и дети жили в одном доме, когда сын женился, то приводил в дом родителей жену.
Задание.
В обычном разговорном приветствии - здравствуйте, в древности вкладывалось пожелание здоровья другому человеку. Такое пожелание можно было давать только с открытым сердцем. Задание: - "Вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается вооруженный до зубов отряд, на узкой дороге. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит поставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?". Единственный верный вариант – положить оружие, подойти друг к другу и протянуть открытые ладони.
Задание: Как вы думаете, почему это единственно верное решение? (в открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и означают, что никому вреда принести не могут). Позже в обычай вошло - рукопожатие, как знак полного доверия к другому человеку.
Сообщение на тему «»Домовые» (Приложение 6)
Сценка. Перенос домового из старого дома в новый.
Хозяйка дома берет из старого дома горшочек с углями переносит в новую избу , ставит горшочек в печь и приговаривает: «Дом-домовой, пойдем со мной, веди домовиху госпожу – как умею, награжу!»
У домового может быть семья. Его жену зовут «доманя» или просто «соседка». Семья домового не очень разборчива – согласна обосноваться не только у печи, но и в чулане, под порогом. По разным поверьям, домовых-домовиков могло быть несколько. По одному на каждого члена семьи, причем с персональной ответственностью за подопечного.
Преподаватель: Обереги, заклинания, заговоры
В последнее время многие россияне и не только обращаются за помощью в делах, жизни к заклинаниям, заговорам, оберегам. Только дело в том, что сейчас большая часть людей, предлагающих такие услуги просто напросто шарлатаны. Но у славян такие люди были потомственными колдуньями, знахарями, шаманами и простой народ, склонный к суеверию, часто пользовался их услугами. Обряды, проводимые при лечении, заговорах и заклинаниях, проводились только для того, чтобы прикрыть таинственностью свои действия. Заговоры и создание оберегов относится к дохристианским обрядам. Сейчас огромное количество различных организаций или частных знахарей, которые предлагают всевозможные обереги на счастье, на удачу, здоровье, к деньгам, благополучие и т.д. такие обереги покупаются за деньги, а традиционно русский человек, чтобы оберег помогал, должен был сделать оберег своими руками. Мы с вами попробуем сегодня сделать самый простой оберег – «берегиню». Делается он очень просто.
Задание:
Каждой группе дается набор: белый лоскут ткани, нитки, обрезки разноцветной ткани, ножницы.
Прямоугольный лоскут ткани сворачивается в трубочку, перетягивается по середине любой ниткой, складывается пополам. На расстоянии 2-3 см. снова перетягивается ниткой и заготовка готова. Такие обереги - «берегини» готовились без применения иголки. Продолжим. Теперь из разноцветных лоскутков нужно украсить «берегиню». Можно сделать юбку, нарядить в платок, заплести косы, приделать ручки и т.д., на что хватит вашей фантазии, а потом мы посмотрим, что у вас получилось. Но помните, что выполняя оберег, нужно думать только о хорошем и желать всех окружающим добра.
Ответы на вопросы
Существуют ли традиции в вашей семье?
Какие традиции существуют в вашей семье?
Какие традиции вы бы хотели иметь в своей дальнейшей жизни?
Вот такие обычаи и обряды сохранились и в наше время. Мы не забываем о домовых, справляем праздники дохристианские и христианские, обращаемся за помощью к знахарям, колдунам, гадалкам, сами гадаем на Рождество и Крещение. И именно то, что мы помним и чтим наши традиции, позволяет нам не забывать о том, что мы русские люди, а попросту славяне.
Спасибо за внимание. До свидания!
3.Литература, используемая
для методической разработки открытого внеклассного мероприятия
Мифы наpодов миpа" в 2-х томах, Москва, 1982.
Нравственные аспекты культурно-исторических традиций Русского народа. Михайлов Д.Ю., аспирант РАО ИОСО (Всеслав Летописец) – 2001г.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – Иркутск, 1992г.
Приложение
Приложение 1.
Праздник – одно из главных понятий народного календаря. Именно в календаре мы можем найти почти все обычаи, обряды, игры, культы, церковные и христианские праздники, отголоски языческих жертвоприношений, национальные знания и представления об окружающем мире и о человеке. Такой календарь – энциклопедия народной жизни. Среди праздников различаются великие, большие и малые. К первым относятся Рождество, Пасха и Троица, ко вторым - остальные « годовые» праздники – Благовещение, Крещение, и т. д.; к третьим - Святки, колядки, различные гадания, Масленица, Вербная неделя, Ивана Купала, и т. д. Немало традиций и обычаев родилось в процессе крестьянского труда на земле.
Представления о духах, природе, сезонных явлениях прекрасно уживаются в сознании народа с христианской религией.
В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей.
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция, порицание. У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса и др.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.
Традиционными могут стать встречи бывших одноклассников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.
Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.
Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.
Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст, смертью (погребение, отпевание, поминки).Обряды и традиции – как совокупность образцов поведения, которым человек следует, потому что так делали предки. Через подражание и следование этим образцам поведения человек включался в жизнь своего племени, исполнял наиболее существенные для человека того времени обряды перехода, охотничьего и сельскохозяйственного культа. На уровне дохристианского образа мышления невозможно говорить о разделении обрядов на социальные и религиозные: весь мир был религиозно обусловлен в сознании древних славян, любое явление наполнялось ими сакральными чертами. Важно отметить и такую особенность дохристианского общества как общинное единое коллективное сознание – идеал.
Приложение 2.
Рождество (Коляда)
Коляду (или колядки) устраивают во время Рождества в ночь с 6 по 7 января. В это время люди не спали, а ходили по домам, пели колядки (обрядовые песни), за которые гостей угощали разными вкусностями. Сейчас этот обычай распространен только в селах, однако в былые времена им не брезговали воспользоваться цари и дворяне, которые обычно переодевались в карнавальные костюмы. Бедняки же выворачивали свои одежды наизнанку и надевали маски животных. Особенно в коляде нравилось участвовать детям, которых за песенки обязательно угощали сладостями. Самый любимый языческий праздник у россиян - это Масленица и Новый год.
Колядование - происхождение обряда колядования уходит корнями в глубокую древность. Еще в языческие времена, несколько раз в году, славяне производили заклинание - злых духов.
С принятием христианства обряд был приурочен к святочному периоду. Он состоял в том, что по домам ходили группы славельщиков, состоявшие в основном из подростков. Каждая группа несла шести - или восьмиконечную звезду, склеенную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. Светящаяся в темноте звезда словно плыла по улице.
Славильщики останавливались под окнами, заходили в дома и просили у хозяев разрешения спеть колядки. Как правило, в каждом доме славильщиков встречали радушно и гостеприимно, заранее готовили угощение и подарки.
Содержание колядок было разнообразным, но объединяло их одно: щедрым хозяевам желали получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми, благодарили за щедрые подарки и угощение; скупых порицали, желали им неурожая, накликали засуху и всякие несчастья.
После обхода нескольких домов славильщики собирались в заранее намеченной избе и устраивали общую пирушку. Все принесенные дары и еда делились между участниками.
Самый любимый языческий праздник у россиян - это Масленица и Новый год. На Новый год русские украшают елку новогодними игрушками, большой популярностью пользуются самодельные. В эту ночь (с 31 декабря по 1 января) русские собираются семьями и компаниями в чужих квартирах, много пьют спиртных напитков и загадывают массу желаний, так как существует народная примета: "Что загадаешь под Новый год, должно сбыться в будущем". В этот день русские помнят и еще об одной примете: "Как проведешь Новый год, так сложится и следующий". В 12 часов ночи русские обычно чокаются и выпивают фужер шампанского, а после - раскрывают подарки и танцуют.
Приложение 3.
Крещение
Крещение - древнейший обряд, который в православной и католической церкви относится к разряду таинств. Оно означает принятие человека в лоно христианской церкви. После крещения говорят: "Он стал божьим человеком", то есть приобщился к религии. В православной церкви младенца трижды окунают в воду, в католической же просто обливают водой. На крестины в России принято приглашать родных и близких, накрывать праздничный стол. Кроме того, в России на крестинах младенца выбирают крестных отца и мать, которых в дальнейшем называют "кум" и "кума" и которые призваны всю дальнейшую жизнь ребенка помогать ему во всех трудностях. Со временем этот обряд не изменился: люди по-прежнему записываются в церковь, где священник произносит огласительную молитву, благословляет воду, одевает младенца в крестильную рубашку, вручает нательный крест, совершает таинства миропомазания и крещения.
Но это крещение с точки зрения христианства. От язычества в этот период остался такой обряд как гадание. Гадали на суженного, на то, что будет, святочными гаданиями вообще занимались вечером или ночью.
Приложение 4.
Масленица
Во время первого люди пекут блины в течение целой недели. Сейчас возобновилась традиция сжигать чучело Масленицы. Этот обряд символизирует собой приход весны и прощание с зимой. На прежде чем чучело сожгут, его должны были провести по всему городу или деревне и все желающие могли завязать ленточку с чем-то плохим на чучело. Было поверье, что вместе с чучелом сгорали все беды, несчастья. Чучело делалось из соломы и нарядно одевалось.
Масленица длится целую неделю. В это время пекут блины, печенье в виде птиц. На блины зовут гостей и повсюду угощают блинами. Русский человек в эти дни придается великому разгулу. Масленичное пиршество можно разделить на три части: 1. Встреча Масленицы – понедельник; 2. Разгул, или широкая Масленица – четверг и 3. Прощание – воскресенье.
Пасха
Во время празднования Пасхи русские воспоминают о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий хлеб) и красят яйца (один из народных способов покрасить яйцо - сварить его в шелухе лука), которые символизируют собой тело Христа. Это настолько распространенные обряды, что их не избегают и атеисты. Утром после того, как во всех храмах прошли всенощные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: "Иисус воскрес!", на которые получатель должен ответить: "Во истину воскрес!" и подарить в ответ или кулич, или крашеной яйцо. Этот обычай именуется "Христосование".
Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. Кроме расписных натуральных яиц, к Пасхе готовили еще и специальные подарочные из драгоценных металлов, из стекла, хрусталя, фарфора с роспись. Больше всех в этом ремесле преуспел Карл Фаберже. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста круглой формы, которая символизирует собой саван Христа по преданиям имеющий такую же круглую форму. Во время еды кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ею оставшуюся часть сладкого блюда.
Приложение 5.
Венчание и свадьба
Обряд церковного венчания становится все более популярным, однако по закону он возможен только после регистрации брака в государственном учреждении - загсе. Венчание - очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости. Считается, что после него супруги острее осознают свою принадлежность друг другу и настраиваются на долгую совместную жизнь, поскольку в целом разводы православной церковью запрещены. До регистрации жених, приехавший забрать невесту в церковь, должен выкупить ее у гостей, он также проходит массу испытаний, представляющих собой ряд конкурсов, в конце которых жених по традиции должен расплатиться подарками или деньгами со всеми участниками.
Традиционно кольца, платье и туфли для невесты покупает жених, а семья невесты обеспечивает ее "приданым" - постельным бельем, посудой и мебелью. На свадебном столе обязательно должны быть блюда из птицы, символизирующей счастливую семейную жизнь. Свадебный пирог в России называется "курник". Он готовится из блинов или сдобного пресного теста, прослоенного куриным мясом, грибами, рисом и другими начинками. Когда новоиспеченные муж и жена приезжают в дом родителей жених, его мать встречает и, по русской традиции, хлебом-солью. Все гости следят за тем, кто отломит больший кусок хлеба: тот и будет главой в доме. Современная свадьба обычно длится 2-3 дня.
Свадьбы в России, по традиции длящиеся 2-3 дня, заключаются обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Самый популярный период для свадеб в России наступал после Рождества и длился до Масленицы, назывался "свадебник". Сейчас более популярными у молодоженов стали весна и конец лета или осень.
Свадьба - в древности каждый человек осознавал себя в первую очередь членом определенного рода. Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. (Именно поэтому замуж «выходят» - в смысле, выходят из своего рода, покидают его.)
Отсюда и повышенное внимание, которое мы посейчас видим на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия - это знак рода. Отсюда и сохранившееся кое-где обыкновение звать родителей мужа «мамой» и «папой», чем, кстати, пожилые люди нередко весьма дорожат, хотя, откуда взялся такой обычай, объяснить толком не могут. «Вошла в семью» - и всё тут!
Теперь нам ясно, почему жених старается внести невесту через порог своего дома обязательно на руках: ведь порог - это граница миров, и невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою»...
А что белое платье? Иногда приходится слышать, будто оно, дескать, символизирует чистоту и скромность невесты, но это неправильно. На самом деле белый - цвет траура. Да, именно так. Белый, как утверждают историки и психологи, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему на Руси. А другим - траурно свадебным цветом был красный, чермный, как он еще назывался. Его издавна включали в одеяние невест. Есть даже народная песня: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» - песня дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям - замуж. Итак, белое (или красно-белое) платье - это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода. Если же девушка убегала с любимым против воли родителей , такой брак назывался "браком против воли", воля имелась в виду исключительно родительская, а не самой невесты, (как думают иногда).
Приложение 6.
Домовые и банники
Наши предки верили, что дом – это крепость, главный оборонительный рубеж прежде всего... от нечистой силы, нечисти и нежити. А ею, по представлению наших предков, просто кишела природа.
Верили, что сосущие кровь вампиры могли расправиться с жертвой только вне пределов дома. Поэтому при постройке жилища всегда совершали очистительные обряды и прибегали к защитной магии. Например, на карнизах, окнах, под крышей вырезали охранные знаки и старались прикрыть каждое отверстие в доме какой-нибудь меткой против злых духов. Внутри же дома семью и хозяина оберегал и поддерживал сам домовой. Кто же он такой?
История появления в доме духа-хранителя очень давняя. Наш славянский домовой был тесно связан с силой огня. В избе он обитал у печки, мог превратиться в мерцающий огонек или уголек.
Домовые были разные: кто в доме жил, тех называли домовиками, а кто на дворе – дворовыми духами. Домовой-домовик – главный хозяин усадьбы и избы. Он добрый дух, хотя и нежить. Его чтили, подкармливали, баловали подношениями и никогда не ругались именем домового. Называли ласково: хозяин, дедушка, но часто вообще звали иносказательно: Он, Доброжил, Доброхот, Сусед.
И сейчас многие верят, что такие добрые хозяева дома существуют. Их угощают, разговаривают с ними, приобретают в дом оберег в виде домового. Домовой накрепко привязан к своей избе. Даже если обветшала она, брошена на завывание вьюг и холодных осенних дождей, домовой останется жить в холодной старой печи в полном одиночестве. Плачет, стонет на развалинах. Но и семье нельзя без домового-хранителя. Кто же будет ее по ночам от всякой нечисти оберегать? Поэтому издревле сохранился обычай: при смене жилища забирать своего домового с собой в новый дом.