«Певец России» к 100-летию Г.В.Свиридова


«Певец России»
к 100-летию Г.В.Свиридова
Автор: Толпегина З.Я. – преподаватель МУДО ДШИ №1 г. Маркса

«В сердце светит Русь»
С.Есенин
100-летие со дня рождения Г.В. Свиридова – это юбилей не только всероссийского, но и мирового масштаба. От имени композитора неотделим весь процесс развития отечественной музыки второй половины XX века.
Свиридова часто называют певцом России. Вместе с любовью к родной земле через всю жизнь композитор пронес мир удивительной глубины, вдохновения и красоты. В его искусстве ощущается присутствие религиозности, православной веры. Творчество Георгия Васильевича – это своеобразная музыкально-поэтическая энциклопедия, в которой отражено наследие многих русских и советских поэтов-классиков, а также образы русского поэтического фольклора. Г. В. Свиридов (1915-1998) – крупнейший русский композитор XX столетия, мастер вокальной музыки (сольной и хоровой). Детские годы композитора прошли в тихом провинциальном городке Фатеж Курской губернии, где он родился 16 декабря 1915 года в семье скромного почтового работника и учительницы. Его ранние и самые сильные музыкальные впечатления связаны с пением церковного хора, а также с домашним музицированием, в котором преобладали популярные романсы и песни. Звучал в доме граммофон с более серьезным репертуаром – оперными ариями и романсами Глинки. А на улице пели частушки, играла гармошка. Вся эта простодушная, незатейливая музыка русского провинциального городка увлекала мальчика, откладывалась в памяти как основа будущего творчества. С семи лет он начал заниматься на фортепиано, однако с гораздо большим удовольствием играл в любительском оркестре на балалайке. В музыкальную школу юноша поступил поздно – в 14-летнем возрасте. Здесь началось его активное знакомство с классическим искусством. «Я страстно полюбил творчество Моцарта, Бетховена, Шопена, Шумана, Шуберта и Грига», – вспоминал композитор. К этому же времени (1929-1932) относятся и первые его опыты сочинения музыки. В 1932 году юноша переехал в Ленинград и поступил в Центральный музыкальный техникум по классу рояля, а затем на композиторское отделение. Будучи студентом, написал цикл «Шесть романсов на стихи Пушкина», который стали включать в свой репертуар многие известные певцы. Автор же был принят в Союз композиторов СССР. В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил в 1941 году. В классе композиции он занимался у Д. Шостаковича, влияние которого на молодого музыканта в то время было большим. В студенческие годы будущий композитор прошел серьезную, строгую школу, изучая классическое наследие и глубоко осваивая музыку XX века, особенно Малера и Стравинского. Под впечатлением от них, а также от симфоний Шостаковича в течение ряда лет Свиридов сочинял преимущественно оркестровые и камерные инструментальные произведения. Например, фортепианное трио и фортепианную сонату, посвященную памяти И. И. Соллертинского. В 1950 году Георгий Васильевич создаёт два вокальных цикла: «Страна отцов» для тенора и баса с фортепиано на стихи Аветика Исаакяна, а также «Девять песен для баса с фортепиано» на стихи Роберта Бёрнса. С этого времени основным направлением творчества композитора становится вокальная музыка. Он пишет песни, романсы, кантаты, оратории, хоровые произведения на стихи Блока, Гоголя, Есенина, Маяковского, Некрасова, Пушкина, Твардовского, Хлебникова, на народные и церковные тексты. Возникает грандиозная музыкальная антология русской и мировой поэзии. В числе крупнейших художественных свершений Г. В. Свиридова последующих лет, по праву считающихся классикой нашего музыкального искусства, – его вокально-симфоническая «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра (1956), «Патетическая оратория» на стихи В.Маяковского для баса, хора и оркестра (1959), отмеченная Государственной премией в 1960 году, кантата «Курские песни» на народные слова (1964), вокальный цикл «Петербургские песни» на стихи А. Блока, концерт для хора «Пушкинский венок», симфонические сюиты «Время вперед!» и «Метель», «Весенняя кантата» на слова Н. Некрасова, маленькие кантаты «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина и «Снег идет» на слова Б.Пастернака. В центре творчества композитора – образ Поэта, чья жизнь и судьба неразрывно связаны с судьбой Родины, с ее историей. А. Сохор писал: «Музыка Г. Свиридова, простая и мудрая, как народная песня, призывная и возвышенная, как речь трибуна, сердечная, как слово друга, занимает особое место в русском музыкальном искусстве». «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», – скажет каждый, кто познакомится со свиридовской музыкой. Бывает, что слушаешь новое произведение, а кажется, будто оно существовало всегда «от века», и трудно себе представить, что раньше его не было. Такое впечатление оставляет творчество Свиридова, цель которого – служение России, своему народу. Оно уходит своими корнями не только в отечественное искусство, но и в историю нашей страны – от далекого прошлого до современности, в жизнь русского народа, в природу России. История родной страны всегда привлекала к себе внимание отечественных мыслителей и художников. В раздумьях над судьбами России, над тем, куда же она несется, как «неудержимая птица-тройка», в какие неведомые дали устремлен ее путь? Об этом размышляли Пушкин и Гоголь, Тютчев и Достоевский. Настойчиво и мучительно думал об этом Мусоргский, высказывая в своих музыкальных драмах тревогу за Русь и веру в ее будущее. Эту традицию продолжил Г. Свиридов. Вслед за автором «Бориса Годунова» и «Хованщины» он обращается к важным событиям истории России, чтобы понять ее путь. От Куликовской битвы в «Пяти песнях о России» на стихи А. Блока до революции XX века в «Поэме памяти Сергея Есенина» и «Патетической оратории» – несколько столетий художник охватывает единым взглядом. Его музыка – это песнь о России, картины русской земли: тревожные, грозные, с заревом пожаров и гулом набата, таинственные, наполненные тихим шумом лесов и плеском рек.
Лирика и героика, суровость и нежность, любовь к своей стране и боль, гордость за нее сплелись воедино в обращении композитора к Родине. В своих размышлениях о прошлом и настоящем родной земли Г. Свиридов раскрывает то, в чем проявляется связь времен, что объединяет разные эпохи: дух русского труженика, борца за волю и справедливость. Чаще в его музыке перед нами предстает повседневная жизнь народа, наполненная трудом, заботами, горестями и радостями. Вместе с дружной, спорой работой и старинные обряды, и затейливые наигрыши рожка, свирели и гармоники. Георгий Васильевич любуется всеми этими творениями рук и души русского народа. Нельзя вообразить себе русское искусство слова, красок и звуков без пейзажей Саврасова и Левитана, Тургенева и Есенина, Калинникова и Рахманинова. Так и для Г. В. Свиридова музыка немыслима без постоянного общения с природой. Осень и зима, весна и лето, необозримые поля и дремучие леса, прозрачные озера и полноводные реки представлены в его творчестве.
Выросший в Курске и затем учившийся в Ленинграде, близко общавшийся с И. И. Соллертинским, А. Я. Таировым и другими образованнейшими людьми эпохи, Г. В. Свиридов продолжил традиции Пушкина и Гоголя, Достоевского и Чехова. Поэтому в сочинениях композитора мы встречаемся с простыми и обычными людьми, среди которых видим крестьян, солдат, рыбаков, рабочих. Их серьезные мысли и высокие чувства вызывают уважение и преклонение. Г.В.Свиридов – яркий последователь традиций Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского: в устремленности к правде и красоте, в борьбе добра и зла. Очевидны его связи с национальной школой живописи, с Суриковым, Левитаном, Нестеровым. Он любил и отлично знал поэзию, обращался к настоящим, подлинно большим поэтам, будь то Пушкин или Лермонтов, Блок или Есенин, Маяковский или Твардовский. Истоки творчества композитора – в русской музыке разных эпох: от древнейших народных песен и старинных духовных песнопений до сочинений советских композиторов. Прочны нити, соединяющие Свиридова с классиками 19 века: М. Глинкой, А. Даргомыжским и участниками «Могучей кучки». Георгий Васильевич словно перебрасывает мост от современности к прошлому. Это проявляется в опоре на песенность, синтезе музыки и слова, в национальной природе мелодики, ритмики, лада, вариационности. В творчестве Г. В. Свиридова есть сочинения о жизни других стран: вокальная поэма «Страна отцов» на стихи А. Исаакяна и цикл песен на стихи Р. Бернса. По этому поводу композитор писал: «Глинка обращался к быту иных народов. Но его музыка оставалась неизменно русской. И эта традиция накрепко утвердилась в нашем искусстве». Родство с русской классикой и песенные черты отчетливо проявляются в фортепианной музыке, к которой Г. В. Свиридов обращался постоянно, начиная со студенческих годов: пьесах, прелюдиях, концертах, сонате, «Альбоме пьес для детей». Этот цикл включает семнадцать 48247303434715небольших произведений, различных по характеру, масштабу, техническим трудностям. Автор стремится приобщить детей к своему музыкальному языку, который отличается яркостью, образностью и свежестью, доступностью для детского понимания. Пьесы «Детского альбома» разнообразны по характеру. Здесь и картины природы («Зима», «Дождик»), и жанровые зарисовки («Парень с гармошкой»), и музыкальные портреты сказочных героев («Колдун»). В сборнике воплощаются различные образы и настроения: «Попрыгунья», «Упрямец», «Ласковая просьба», «Перед сном». Широко используются разнообразные музыкальные жанры: «Колыбельная», «Грустная песня», «Веселый марш», 47650407342505«Музыкальный момент», «Маленькая токката».
Один из самых любимых и близких композитору поэтов – Сергей Есенин. На его стихи Г.Свиридов написал около пятидесяти сольных и хоровых произведений: «Поэма памяти С. Есенина», кантата «Деревянная Русь», вокальный цикл «У меня отец крестьянин», поэма «Отчалившая Русь» и другие сочинения 50-х-70-х годов XX века. В течение всей творческой жизни композитор обращался к поэзии А.С. Пушкина, близкого Свиридову своим гениальным творческим духом, преклонением перед красотой и 4643755652145упоением радостью жизни. Еще в студенческие годы и позднее композитор сочинил романсы, хоры, а также ораторию «Декабристы» на стихи великого поэта. Спустя два десятилетия были написаны «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель», в которых Г. Свиридов использовал сочиненную им ранее музыку к одноименному кинофильму. Под неумолимый перезвон бубенцов стремительно несется русская тройка, открывая и завершая сюиту. Одна за другой возникают бытовые сценки: поэтичный Вальс, блестящий Военный марш, пейзажи, а в центре этой оркестровой сюиты – знаменитый Романс. Он звучит воистину гениально просто, с особой, проникающей в самые глубины человеческого сердца искренностью. «Простота ценна, как озарение. Это живое воплощение бессмертия традиций русской культуры», – писал композитор.
В своей музыке он воплощает мысли о силе, величии и непобедимости людей труда, неразрывно связанных с родной землей и верных ей во всех испытаниях. Из раздумий над прошлым и настоящим России Г. В. Свиридов делает вывод, обращенный к Родине: «Тебя я вижу, новую и ясную, с чертами древней вечной красоты». Эпиграфом к творчеству этого великого композитора XX века могут быть стихи С. Есенина: «… более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Г. В. Свиридов как композитор рожден великой любовью к русской земле и русскому народу. И, что особенно замечательно, его музыка рождает такую же любовь слушателей к Отечеству.
Список литературы:
1. «Музыкальная жизнь» – журнал №12, 2000 г.
2. О. И. Аверьянова «Отечественная музыкальная литература XX века». М. Музыка, 2001 г.
3. М. Яковлев «Гордость советской музыки» Москва, 1989 г.
4. https://yandex.ru/images