Открытое занятие по приобщению детей подготовительной группы к народным традициям через традиции народный календарь
Дети входят в зал под русскую народную мелодию.
Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости!
Есть у русского народа праздники, которые называются календарными. Они самые древние из всего богатства, которое наши деды и прадеды пронесли через столетия и передали нам. Если они календарные, значит они связаны с временами года. Мы с вами собрались, чтобы вспомнить некоторые даты осеннего календаря.
В-ль: Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие, которое мы совершим по осенним месяцам. Вы готовы? Тогда в путь! (можно включить р.н.м.).
Первой остановкой нашего путешествия будет
Загадка: Дождик с неба кап-кап, листья жёлтые летят
Как известно детворе, пора в школу ( в сентябре - ответы детей)
(П. Чайковский «Сентябрь»)
В-ль: В народе сентябрь называют «хмурень». Как вы думаете, почему ?
(ответы детей: потому, что в сентябре уже нет такого тепла как летом; небо часто покрывается тучами, становится тяжелее, хмурится; идут дожди)
В-ль: За частые ветры сентябрь зовут «ревуном». Но у сентября есть еще другие названия. Кто вспомнит эти названия? (ответы детей: листопадником, златоцветом) (слайды подсказки). Объясните, почему такие названия у сентября? ( в сентябре желтеют листья и лес стоит как золотой, а затем листочки начинают опадать, образуя листопад).
По народному календарю в сентябре много народных праздников и один из них «Осенины». В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия (слайд), когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран и народ устраивал праздник, зазывал осень в гости. Мы тоже приглашали осень к нам в гости. Вспомним закличку, которой зазывают Осень в гости, произнесём все вместе (осень, осень милости просим!).
(звучит музыка. Давайте представим, что мы с вами листочки. Подумайте, с какого дерева ваш листочек. Ветер поднимает наши листочки и кружит, кружит, кружит, сначала медленно, потом быстрее. Ветер утих, и наши листочки золотым ковром покрыли землю). Наташа, с какого дерева твой листочек? (с березы), значит, он какой? (березовый, дубовый, кленовый, рябиновый). Попрощаемся с сентябрем.
В-ль: Путешествие наше продолжается. Следующей остановкой нашего путешествия будет.
Загадка: Лист последний на заре, сбросил лес наш в ( октябре, ответы детей)
(П. Чайковский «Октябрь)
В-ль: В народе называли этот месяц «мокрохвост», «ветродуй», « грязник». Ребята, как вы думаете почему? (Потому что в октябре чаще идут дожди, дуют сильные ветры, на улице слякотно и грязно).
В народном календаре и в октябре много народных праздников: один из таких - Сергий Радонежский, или Сергиев день. В этот день квасят капусту. Поэтому есть такая поговорка: «Сентябрь пахнет яблоками - октябрь капустой». А кто скажет, почему так говорят? (в сентябре собирают урожай яблок, а в октябре капусту убирают, солят).
В-ль: Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки вы знаете про капусту. (ответы детей: Без капусты щи не вкусны; Ни один рот без капусты не живет)
В-ль: Ай да молодцы – как солены огурцы! Шутки шуткам, а работа ждет. Приступим к засолке капусты. А капусту мы будем солить, как в старину.
-Как называется процесс засолки капусты? (квашение).
-Первым делом капусту.. что делали?
-Правильно! Очищали (показывает, как чистить кочан капусты). Затем тщательно мыли.
- Очищенные и мытые кочаны рубили сечками или по - другому их еще называли тяпки (показывает детям сечки).
- А кто знает что это? (показывает корытце). Да рубили и тяпали в таком корытце. (Показывает процесс рубки капусты сечкой в корытце, тут же словарная работа: сечка, корытце, рубила, тяпала)
-Что еще необходимо для квашения капусты? Вспомните, как мы в прошлом году солили капусту (соль, морковь)
-С морковью что делали? (терли через терку) (вызвать двоих детей, которые трут морковь вместе с воспитателем, предложить нескольким детям посыпать солью капусту). Теперь капусту надо как следует перемешать
Хороша будет наша капуста! Вкусная. Хрустящая.
В-ль: Запомнили, как квасить капусту. Давайте повторим.
Физкультминутка (под музыку)
Мы капусту рубим, рубим (прямые кисти рук вверх-вниз)
Мы морковку трем, трем (пальцы сжаты в кулаки, движения от себя к себе)
Мы капусту солим, солим (имитация движений- посыпаем солью)
Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать пальцы)
В-ль: (дети садятся). А теперь капусту в бочку, будет сочная, вкусная.
Почему в народе говорят «Умелые руки – не знают скуки». (ответы детей, умелые руки никогда не бывают без работы, что-то готовят, мастерят, ремонтируют)
Поработали руками - почешем теперь языками.
Умеете чесать языками? Сейчас посмотрим, кто больше знает народных пословиц, поговорок и примет об осени: девочки или мальчики.
В-ль: Ай, да молодцы! Продолжим наше путешествие.
Следующей и последней нашей остановкой будет..
Загадка:
Поле черно – белым стало Падает, то дождь, то снег
А еще похолодало- Льдом сковало воды рек
Мерзнет в поле озимь ржи Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
(П. Чайковский «Ноябрь»)
В-ль: Ноябрь - последний месяц осени. А сейчас какой месяц? (ноябрь). Этот месяц в народе назывался «полузимник».
В-ль: Кто скажет, почему? (ответы детей: потому, что зима ещё не наступила, а первые признаки уже появляются, например, выпадает снег)
В-ль: А еще в давние времена про ноябрь говорили «ледовый месяц». Интересно, почему он так назывался, как вы думаете? (ответы детей: на речках появляется лёд, лужи, озёра льдом покрываются).
В-ль: Молодцы! Если вы окажетесь на берегу водоёма, когда на воде появился лёд, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно! Лёд ещё очень хрупкий, некрепкий и может проломиться.
В-ль: В это время ближе к людям перебираются птицы, какие, назовите (ответы детей: синицы ). Ребята, а какой народный праздник отмечается в народном календаре 12 ноября? (ответ детей Синичкин праздник). Почему праздник синичкин? (ответы детей). Да, ребята, наши предки замечали: если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. Даже есть такая примета: синички подымают с утра писк – ожидай мороза. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача : не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.
Чем же мы можем им помочь? (смастерить кормушки, насыпать корм.) А чем можно кормить зимой птиц? (зерном, семечками, хлебными крошками, несоленым салом)
В нашем детском саду в декабре будет проходить конкурс кормушек, в котором я приглашаю вас принять участие , дома вместе с родителями смастерить кормушки и принести их в детский сад, мы их установим на участке и будем подкармливать птиц наблюдая за ними.
Подведение итога. Вот мы побывали в гостях у всех 3 месяцев осени. На какой станции вам больше всего понравилось гостить? (объяснить свой выбор)
Напомните мне, как назывались праздники русского народа? (народные, календарные)
Закончилось наше путешествие и нам пора возвращаться в свою группу.
Цели:
1. Приобщение детей к народным традициям русского народа через пословицы, поговорки, народные обряды и народные календарные праздники.
2. Знакомство детей с изделиями русского народного обихода: сечка- тяпка, корытце.
3. Развитие интереса детей к культурному богатству русского народа : праздники, обычаи , традиции.
4. Воспитание чувства любви и гордости к своим предкам.
5. Воспитание умения переносить в современный мир частичку традиций заложенных , нашими предками.
Средства:
Предварительная работа:
- разучивание поговорок, пословиц, народных примет
-беседа об осенних месецах, народных праздниках
- рассматривание картинок, иллюстраций с тематикой проведения народных празднований, гуляний
- беседа о процессе квашения капусты
-разучивание народных игр
-чтение художественной литературы
Методические приёмы:
-игровая мотивация
-взаимосвязь с музыкальным воспитанием
-использование художественного слова
-физкультминутка
- использование поисковых вопросов
- индивидуальные вопросы – ответы
- использование наглядных средств: предметы домашнего быта
Материал: корытце, капуста, тёрки, сечка, соль.
Словарная работа: корытце, тяпка, квашение капусты.
Открытое занятие по приобщению детей подготовительной группы к народным традициям через народный календарь.
Тема: «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой»
Разработала воспитатель
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Сунагатова Наталья Захаровна
МДОУ ЦРР «Берёзка»
15