ЭССЕ «УЧИТЕЛЬ – ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ, ЭТО – ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Ярифа Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 19 им.Л.А.Попугаевой»

ЭССЕ «УЧИТЕЛЬ – ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ, ЭТО – ОБРАЗ ЖИЗНИ.»

Будь терпелив в ожидании чуда.
И будь готов для встречи с ним в ребенке.
Ш.М.Амонашвили.

Все начинается с детства. А детство с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – прежде всего учитель. Малышу, пришедшему «первый раз в первый класс», учитель заменяет самого дорого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания. Недаром все детки любят играть в учителей в раннем возрасте.
Вот и меня не обошла стороной игра в школу. Я любила обучать своих куколок, нянчить соседских ребятишек. Они мне подчинялись, слушались. Я с самого детства мечтала стать воспитателем в детском саду. Но когда пришла в школу, моя мечта изменилась. Раз и на всю жизнь я влюбилась и до сих пор люблю и восхищаюсь своей первой учительницей. Любовь Ильинична пришла к нам в школу сразу после окончания института. Она для меня – идеал красоты, доброты, любви. Учёба в школе давалась мне легко. Став старшеклассницей, я всегда возилась с младшими учениками школы: была пионервожатой, старостой, председателем учкома, комсоргом школы.
Моя мечта стать учителем только крепла. Будучи студенткой педагогического факультета Кировоградского государственного педагогического института имени А.С.Пушкина, я сто раз представляла себе свой первый класс, первый урок, первое родительское собрание, прокручивала, как в кино. Видела во сне своих первых учеников. Дети, дети Эти неугомонные человечки каждый день загадывают нам, взрослым, такие загадки, что не сразу найдёшь ответ, а иногда преподают уроки жизни. Надо всего лишь понять ребёнка, улыбнуться ему, взять за руку. Заглянуть в его душу и не оставить его «загадку» без внимания. Осознать, что любой ребёнок – это Человек. Воспринимать его как равного себе, сделать его своим единомышленником, разбудить его мысль и дать ему возможность гордиться собой. Именно с такой философией – философией добра, уважения Человека в ребёнке - и шла в школу.
Учителем может быть не каждый. Учитель – это дар природы, талант. Поэтому кроме знаний, полученных в стенах педагогических ВУЗов, нужно еще стремление любить детей и быть любимыми. Учителя должны быть примером для подражания.
Я учительница. И теперь уверена, что учитель – это не профессия, это образ жизни, это тот, кто несет в себе особый свет, дар сердца, чувствующего любое неблагополучие. Это осознание огромной ответственности, прежде всего, перед ребенком, который приходит ко мне на урок. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников, глаза, не умеющие прощать равнодушия, но зато умеющие любить бескорыстно, на всю жизнь. За партами на моих уроках сидит будущее России. Можно завоевать авторитет серьезным отношением к работе, высокими требованиями, дисциплиной на уроках, но заставить полюбить – никогда. Ребёнок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым К тому же, я - не просто учитель. Я - первая учительница. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. А проникнуть в самые далёкие галактики детского мира невозможно без осознания того, что, «если бы взрослые чаще вспоминали, какие они были маленькими, а дети больше задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала бы».
Именно от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Именно я, как первый учитель, должна помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души. И поэтому всегда старалась создавать такую атмосферу в классе, чтобы дети постоянно впитывали доброту, чуткость, внимание; чтобы школа была для них убежищем от всего злого, что их окружает; чтобы они шли в школу с великой радостью. Прошло более 20 лет. И теперь чаще задумываюсь, почему выбрала именно эту профессию?

Для меня моя работа-это смысл жизни. Ученики - это как цветочки, каждый со своим цветом настроения, привычками, поступками.
С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это КРУГ, а не просто окружность. Мой круг плотно заполнен: разными событиями - приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными и не очень обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать.
Однажды муж, глядя на мои «посиделки» за компьютером с уроками, на бесконечные бумаги, тетради, не выдержал и спросил: «Да зачем тебе это надо? Ведь столько бумаги потратила и всё на один день!» Как зачем мне это надо? Завтра принесу я тестовые задания, и мои второклашки будут пыхтеть и думать над ними, а потом начнут развивать свое мышление и самостоятельность – работать с карточкой, причем выбирая себе в ней задание, так сказать, по вкусу – это им очень нравится И так каждый день!
Моё педагогическое кредо - учить детей быть людьми, любить и понимать родную природу, уважать старших, быть хорошими товарищами.
Начальная школа замечательная, интересная, увлекательная пора для детишек и их родителей. Это период тревог, забот и сомнений: в надежные ли руки они передают своих малышей, сможет ли учитель понять и по достоинству оценить детские мысли, раскрыть способности каждого ребенка. Но не меньше родителей переживает и учитель: смогу ли я, пойму ли свою роль в воспитании и обучении?
Дети любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему необычному, радуются учению, хотя толком то ещё и не понимают, что это такое. И, глядя на них, понимаешь - ты должен сделать все для того, чтобы в этих глазах никогда не было безразличия и скуки, чтобы школа стала золотой порой в жизни каждого ребенка.
В результате педагогической деятельности поняла, что необходимо с уважением и любовью, и в то же время требовательно относиться к личности каждого ученика.
Профессия учителя не из легких. Но так ведь вообще легких профессий не бывает! Каждая работа имеет свои плюсы и минусы – без этого не обходится. Но чем мне нравится моя профессия – так это тем, что я нужна.
Нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, порой забывая поздороваться; тебя всегда осмотрят и заметят твое настроение и даже прическу, возможно, сделают замечание – мы все живые люди – и будут стараться, по мере возможности, следовать твоим замечаниям, указаниям, советам.
Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне своих любимых детей. Они надеются, что я помогу их чадам научиться учиться, самостоятельно добывать знания, жить в коллективе, дружить и трудиться сообща.
Нужна коллегам, которые делятся наболевшим и раскрывают свои секреты «педагогической кухни», с которыми вместе ежедневно выполняем свою работу. Такую непростую, но такую нужную!
Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует. А составляющие моего рецепта: Доброта, Честь, Искренность, Справедливость, Достоинство, Профессионализм. Я знаю, что дети испытывают врождённую потребность в заботе и ласке. Ребёнок тянется к доброму человеку, отвечает на привязанность привязанностью. Обмануть его трудно - настоящее чувство он отличает от неискреннего безошибочно. Лгун не может научить правдолюбию, недобрый - гуманности, беспринципный - принципиальности.
К сожалению, наметилась тенденция старения учителей. Молодые специалисты, поработав немного в школе, очень быстро находят себе другую работу. И их можно понять. Не секрет, что профессия учителя "съедает" практически всё его свободное время. А как же семья? А требования к учителю с каждым днём возрастают. В школе остаются самые закалённые, люди, отдавшие учительству большую часть своей жизни и не мыслящие себя вне своей профессии.
Учителей, посвятивших свою жизнь школе, немало. Несмотря на трудности, они остались верны своему призванию. Они с гордостью могут сказать, что в каждом ученике - частица их души. Они убеждены: от личности учителя зависит многое.
Наши дети - это будущее государства, а престиж учителя - инвестиции, которые окупятся сторицей. Может, когда -нибудь, кто-нибудь из учеников скажет подобно Александру Македонскому: "Отец дал мне жизнь, а учитель - бессмертие". Ради этого стоит быть учителем.
Да, трудно сегодня в школе. Поэтому, если молодой учитель пришёл в школу и остался в ней навсегда, он - Учитель!
За годы работы я хорошо поняла: «Научить ученика нельзя - он может только научиться, нельзя его воспитать - он может только воспитать себя». Вне его собственной активной деятельности, желания познать себя и собственных усилий в работе над собой его личностное формирование невозможно. И я не забываю об этом, передавая ученику какие - либо знания или пытаясь сформировать те или иные качества. Глубокая вера в ребёнка, в его возможности быть хорошим человеком, любовь к детям составляют единую основу моего педагогического оптимизма. Не всегда удаётся ребёнку запомнить всё, что необходимо для дальнейшей успешной учёбы, но всегда в классном коллективе должен царить дух ответственности друг за друга, за жизнь и дела каждого и убеждённость, что «миром правит доброта». Когда я - учитель, когда рядом со мной идут и живут мои ученики и их родители, тогда я ощущаю себя счастливой, чувствую, что прохожу именно тот путь, который избрала для себя когда-то. А они мои малыши, учат меня детской мудрости, общечеловечности, учат смотреть на мир их глазами.
Пусть любовь согреет моих учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить.
Все начинается с детства. А детство с семьи и школы. В школе все начинается с учителя. И какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор или компьютер, - главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ
«Урок окончен», – говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь...

15